Урок по повести А.Грина Алые паруса в 6 классе
"Алый парус надежды"(по повести А. Грина "Алые паруса ")
Оборудование урока: рисунок "Корабль с алыми парусами", портрет Ассоль, музыкальное
оформление, аудиозапись, цветные шапочки, стенд о Грине.
...я понял одну не хитрую истину.
Она в том, чтобы делать так
называемые чудеса своими руками".
А. С. Грин
Ход урока:
Вступительное слово учителя (запись "Шум моря")
Волны солёные, ветры далёкие,
Море, играючи, бьёт о причал.
Волны теряются в нём одинокие
И исчезают в нём, словно печаль.
Что-то потеряно, что-то утрачено...
Только вот счастье так трудно найти:
Сказкою, сном или просто удачею,
Как ты придёшь, по какому пути?
Сегодня наш разговор о замечательном произведении А. Грина "Алые паруса", в котором рассказывается о трудном пути к счастью.
Давайте с помощью этих волшебных шапочек перенесёмся на страницы "Алых парусов", попытаемся понять гриновских героев, прожить с ними их жизнь, разделить с ними тяжесть ожидания и радость встречи. Итак, в путь.
К. Дебюсси "Сирены" □ слайд И. К. Айвазовский "Парус" (Дети надевают сшитые для урока шапочки).
Мы с вами в Гринландии. Это особая страна. Её нет ни на одной географической карте, но она, несомненно, существует в детских фантазиях, в юношеских мечтах, в душах тех, кто умеет верить, мечтать, ждать.
Сделаем остановку в небольшом приморском городке Каперне. Что примечательного в нём? Кто её жители? Какие они?
Кто из жителей особенно привлёк ваше внимание?
Вспомните историю семьи Лонгрема, расскажите о трудном детстве Ассоль?
Какой случай в судьбе маленькой Ассоль занял особое место, изменил её жизнь? (встреча с волшебником)
Давайте вспомним ещё раз этот эпизод. (чтение)
Каким вы увидели волшебника Эгля? А какой представили Ассоль? В чём секрет её очарования?
(Она мила, добра, доверчива, красива, обаятельна)
Как вы понимаете это слово? Что значит "обаятельный" человек?
(привлекательный, внутренне красивый, очаровательный. Не случайно она расположила к себе незнакомого человека)
Что особенно привлекло Эгля в девочке? Что он заметил, глядя на Ассоль? (Она ждёт счастья, верит, что оно придёт)
Почему именно Ассоль захотел волшебник рассказать сказку, предсказать судьбу? (Она не такая, как жители Каперны, верит в сказки, в чудеса)
Вспомним предсказание старого, мудрого Эгля.
Аудиозапись (свет на портрет Ассоль и на парусник)
| - Поверила ли Эглю Ассоль? Докажите.
Сердце Ассоль распахнулось навстречу мечте, чуду, счастью. Но легко ли было в Каперне сохранить мечту, пронести её через годы?
(Ассоль приходится оберегать свою мечту от грубости, жестокости, резких обвинений).
Кто помогает ей сохранить веру в чудо? (отец, угольщик)
Могли ли они осуществить мечту Ассоль? (Нет, они бедны, забиты)
А может, кто-то другой в городе способен был это сделать?
(Тяжёлая жизнь сделала людей чёрствыми, злыми, завистливыми, равнодушными, они потеряли способность мечтать, верить, надеяться).
Чем раздражала их Ассоль?
(Она не как все. Для них история корабля с алыми парусами - всего лишь сказка, в которую глупо верила дочка Лонгрена).
- Кто же смог помочь Ассоль? Почему? Каков Грей?
- В чём истоки его поступка? Вспомните эпизоды из детства Грея. (Чужую боль знает не понаслышке, способен понять другого человека, сделать его счастливым. Поэтому, услышав в трактире историю Ассоль, он принял решение - помочь ей).
Как Грей готовился к осуществлению мечты?
| И вот корабль с алыми парусами причалил к берегу (свет на парусник, шум моря и чтение эпизода учителем).
Аудиозапись.
Итак, мечта Ассоль осуществилась. Здесь нет чуда, не действовали волшебные силы.
Как же достигнуто счастье? Какую истину открыл для себя капитан Грей и вместе с ним писатель?
(Обращение к эпиграфу - чудо можно совершить своими руками).
III.А теперь давайте поразмышляем. Повесть Грина появилась в 1923 году, в самое
трудное для России время.
Случайно ли в такое нелёгкое время Грин написал необычайно светлое произведение? Чему учит книга?
Обратили ли вы внимание на подзаголовок повести - феерия? Вам незнакомо это слово? Какие ассоциации оно вызывает?
(Фея + верить = вера в добрую фею, в сказку феерия - фейерверк - цветные огни, цветовые эффекты. Феерия - сказочное представление с различными эффектами.)
Прав ли Грин, так определив жанр своего произведения? (Сказочный элемент есть, цветовые эффекты есть).
- А почему "Алые паруса"? Ведь первоначальное название - "Размышления о красных
парусах". - Какая символика в цвете?
(Красный - борьба, кровь, свобода; алый ~ цвет зари, мечты, рассвета, рождения дня). Но только ли слово "алый" несёт на себе смысловую нагрузку? ("Парус « тоже превратился в символ, но, в отличие от Лермонтова, у которого парус символизирует борьбу, поиски счастья, свободы, "алый парус» Грина - символ надежды, веры, осуществимости мечты).
Этот замечательный символ не умер, он продолжает жить. Звучит песня "Алые паруса".