Доклад по теме: «Система и особенности работы вокального ансамбля «Маков цвет»
Городской семинар, 27 октября 2016года
КГУ «Гимназия №2 » акимата города Рудного
педагог дополнительного образования,
первой категории,
руководитель ансамбля «Маков цвет»
Гупалова Таисия Николаевна
Доклад по теме: «Система и особенности работы вокального ансамбля «Маков цвет»
Добрый день уважаемые коллеги.
(ВИДЕО ансамбля «Маков цвет» выпуск 2016г.) 2-3 минутки.
Порхают мои пальцы по регистру,
Баян поет так нежно и так чисто,
То, разольется грустью то весельем,
Меня своим заворожил он пеньем,
Так и живем душа с душой созвучны,
Я и баян навеки неразлучны.
Каждый руководитель, прежде чем создать свой коллектив, руководствуется своими идеями: а для какой цели? Как научить? Как влюбиться в народную песню? Согласитесь не каждый ребенок, услышав про фольклор, поспешит на прослушивание, на занятия, в основном скажут, да ну, не хочу, не интересно, не современно. Да, именно в этот момент руководитель обязан преподнести свои слова так, чтобы дети заинтересовались, примерно так: кто желает, а потом диагностика. Поверьте моему опыту, есть дети с прекрасными способностями, но не хотят, приходиться работать с теми, которые очень хотят, а возможности мало. Но подбираются коллективы с самого раннего детства, и работают от начала образования ансамбля и до выпуска.
С момента образования ансамбля «Маков цвет» в 1994 году существует 22 года. В этом году был выпущен уже четвертый выпуск ансамбля.
Народная песня – это воспитание, свое видение, свои рецепты, свое ощущение, свои эмоции.
Манера исполнения народных песен это то, как они её слышат, ведь народную песню сочинившие люди, были не совсем грамотные, но зато вложили свою душу в песню.
Да, на сцену выходя с репертуаром нужно быть профессионалом своего дела, а мы педагоги имеем образование, а это значит, что мы должны знать:
анализ музыкальной формы, музыкальной фразы, акцент диалекта, подчеркивающие слова, где то второстепенно спеть, а где дать силу звучания или уйти от звука – всё это наше с вами образование.
А дети этого не знают, но они учатся у нас, они хотят быть похожими на нас. Эти правила должны следовать за нами всегда, если хотите чтоб ансамбль был успешным и процветающим. Петь на сцене, значит петь от души.
Народную песню надо понять, надо жить вместе с тем или иным произведением, перестрадать, пересочувствовать, перевосхититься, перерадоваться.
Подражать это плохо, ведь человек не может знать все, он живет, работает и учится всю жизнь.
Есть природный голос, где ребенок не зная гармонии, тут - же выстраивает все подголоски пения, а есть приобретенный голос, где мы варьируем его, как лучше, эффектней сделать, направить голос. Ребенок может иметь яркие способности уметь удерживать партию и наоборот. А может быть одинаково способным в умении держать партию, управлять шумовым инструментом и народной хореографией.
Состав ансамбля может меняться, обновляться, и детей надо увлечь так, чтобы они работали на радость себе в первую очередь, а потом окружающим. Любое произведение включает в себе 3 искусства:
драматическое, что несет основную смысловую нагрузку, музыкальное – мелодия и музыкальное сопровождение и вокальное – голос человека, который слышит и чувствует темп, ритм с пульсацией метрических долей, лад и гармонию в песне, воспроизводит мелодию и окрашивает её смысловыми интонациями. Образ произведения, который дополняется мимикой, жестами, танцевальными движениями, шумовыми инструментами костюмами – это и есть цель создания образа народной песни. Руководитель должен действовать, в соответствии с поставленной целью и здесь необходима работа на постоянное развитие. Мой опыт с ансамблем подсказал, что убеждения – основная, движущая сила. Убеждения создают доверие между детьми. В работе с детьми большое значение имеют установки на успех, уверенность в себе, снятие комплексов неполноценности.
Методы работы с учащимися:
Хоровое, ансамблевое сольфеджио, с использованием «ручных знаков», фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, именно для детей с непрофессиональными вокальными данными, метод дыхательная гимнастика Л.Н.Стрельниковой и система правильного дыхания Кофлера – Лобановой – Лукьяновой. Ансамблевое сольфеджио включает три важных компонента (зрительный, слуховой и двигательный). Существуют приемы равномерному развитию детей, если в ансамбле много «гудошников» я использую как можно дольше произведение в унисон и не спешу, поскорей разделить по партиям. Использую вокальную тренировку на развитие гармонического слуха у детей, она заключается в том, что дети во время разучивания произведения вместе исполняют каждую партию. И для развития гармонического мышления во время разучивания произведения партии перестраиваются, сопрано1 поют партию сопрано2 и т.д. Этими методами и пользуются педагоги, так как большинство детей приходят в ансамбль без музыкальной подготовки, без знаний нотной грамоты, где у большинства детей наблюдается отсутствие координации между слухом и голосом. Обычно это дети застенчивые, неуверенные в себе и неэмоциональные. Творческий метод определяет результативный показатель, ведь творчество сугубо своеобразно, уникально присущее каждому ребенку и оно всегда новое. Эта работа проявляется в ансамблевой импровизации, т.е. проявляется неповторимость и оригинальность, особенности мышления и фантазии. Системный подход направлен на достижение цели. Метод импровизации и сценического движения – умение держаться и двигаться на сцене и раскрепощённость перед зрителями. А формы проведения занятий, в основном учебные и практические, теория и практика, беседа, где я озвучиваю теоретические сведения и разучивание песен с основами народной хореографии. Работая над песней, включаю и народные инструменты.
Шумовые инструменты берутся в ансамбле для яркости, колоритности и красоты пения.
В народном пении, звучании, перечитав, пересмотрев много литературы и практики, стала придерживаться 3-мя типами дыхания.
Звук задний, когда звук можно отправлять назад, звучит примерно так (Эй, где вы?) чем выше звук тем громче, этот звук он наверху всегда громкий, его всегда достаточно сложно спеть тихо на Р (пиано). Для чего нужен такой звук в народном пении? Этот звук нужен для того, чтобы распевать длинные нотки, гласные, т.е. если у вас на верху в песне какая-то длинная нота, открываем рот делаем хорошую опору в животе и практически такой получается крик, манера народного исполнения, т.е. звук идет в резонаторы, как будто вы в поле кричите, так чтобы вас было слышно далеко.
Звук передний, он отличается от заднего звука, здесь не нужно очень сильно открывать рот, взять дыхание и положить его, т.е. нужно проработать и издать кучу текста и текст, становится белее читабельным.
Звук на поджатой гортани позволяет нам брать верхние ноты тихо, как будто вы хнычите, наверху вам нужно спеть не сильно ярко, но тихо – вы это поете на поджатой гортани (А вы молодцы присядьте, не смотрите на меня)
Итак, если вам распеть какую-то гласную, то вы поете назад, задним звуком, если вам надо сказать, пропеть побольше текста, то вы поете передним звуком, ну а если вам надо спеть в тишине на Р (пиано) то вы поете на поджатой гортани.
Самое главное в хорошо взятом дыхании это выдох, т.е. выдох производится мышцами пресса. Выдох – опора плотного звучания.
Работая с детьми в ансамбле, стараюсь достигать совершенства присущее каждой группе, каждой ступени, по мере своих сил и возможностей детей, но ближе к народной манере исполнения.
Искусство народного пения, это один тембр, одна звуковысотность, одна смысловая интонация, опорный звук и постепенность распева.
Музыкально – эстетическое воспитание и вокально-народное развитие школьников будет идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших учеников. С помощью различного репертуара: народных, вокальных, инструментальных произведений нужно осуществлять нравственно – эстетическое и гражданско – патриотическое воспитание обучающихся.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15