Образовательная программа ансамбля народного танца «Хорошки» младшая возрастная группа
Образовательная программа ансамбля народного танца «Хорошки»
младшая возрастная группа.
Возраст обучающихся: 7-10 лет.
Срок реализации: 3 года.
Составила: педагог дополнительного образования высшей категории
Степанова И.Г.
г. Иваново, 2014г.
Содержание:
Пояснительная записка ………………………………………………….. стр. 3-5
Цели и задачи обучения …………………………………………………. стр. 5-6
Задачи курса ……………………………………………………………… стр. 6
Принципы обучения ……………………………………………………... стр. 6
Организация образовательного процесса ………………………………. стр. 7
Методы и методические приемы обучения ……………………………. стр. 7-8
Содержание работы ……………………………………………………… стр. 8-11
Планируемые результаты работы ………………………………………. стр. 11-13
Результаты к концу обучения …………………………………………… стр. 14-15
Нормативно-правовая база ………………………………………………. стр. 15
Используемая методическая литература,
учебно-методический комплекс, интернет-ресурсы …………………… стр. 16
Тематическое планирование …………………………………………….. стр. 17-18
Рабочая программа ансамбля народного танца «Хорошки»
младшая возрастная группа.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ:
программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования
06.03.2001г.;
программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска;
программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И., учителя средней школы №66 г. Тюмени.
Пояснительная записка
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа предназначена для преподавания основ хореографического искусства с первого по четвертый класс. Программа является основой занятий. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако придерживаясь содержания программы, можно творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве. Актуальность программы: Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные моменты.
Значимость программы: Представив хореографию во всем ее многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации. Долгосрочность программы позволяет решать вопросы допрофессиональной подготовки.
Цель: Формирование и развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей посредством хореографии, оказание помощи в профессиональной ориентации.
Задачи: в воспитании: - формирование общей культуры личности ребенка, способной адоптироваться в современном обществе; - формирование потребности здорового образа жизни; - воспитание патриотизма; в развитии: - развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений; - развитие у детей музыкально-ритмических навыков; - развитие у детей активности и самостоятельности общения; - создание базы для творческого мышления детей средствами хореографии; в образовании: - обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; - обучение детей приемам актерского мастерства; - обучение навыкам правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии.
Отличительные особенности программы: Программа по целям обучения является – развивающая художественную одаренность в области хореографического искусства; - по характеру деятельности – деятельностно-творческая; - по уровню освоения – специализированная;- по возрасту – разновозрастная; - по уровню реализации – начальное звено; - по сроку реализации – три года. Тип программы - модифицированная. В основе лежат программы А.Я.Вагановой «основы классического танца», Г.П.Гусева «методика преподавания народного танца», Ж.Е.Фирилевой, Е.Р.Сайкиной «СА-ФИ-данс» танцевально-игровая гимнастика для детей. Программа включает в себя: - разнообразие видов хореографической деятельности с опорой на народное творчество, его богатство. Глубину и чистоту; - ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность; - сплочение обучаемых в большой дружный коллектив единомышленников, способных активно и четко воспринимать учебный процесс, его приемы, способы и темпы обучения, умение выдавать продукт труда (танец) для зрителя; - развитие и сохранение деятельности в коллективе, превалирование групповых интересов над личными, уважение к личности каждого; - воспитание патриотизма, здорового образа жизни; Отличительные особенности программы от других: - Выявление индивидуальных возможностей воспитанника; - «Успех – это МЫ» -создание ситуации успеха на занятии; увеличить границы самостоятельного творчества;- содействовать личностному самоопределению. Основанием приема детей в группу первого обучения служит медицинская справка о состоянии здоровья, желание ребенка.
Принципы реализации программы. Реализация данной программы предполагает осуществление образовательной деятельности на следующих принципах:
- принцип дидактики («построение» учебного процесса от простого к сложному),
- принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям деятельности детского объединения),
- принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий),
- принцип творчества и успеха- индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности воспитанников.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я». Этапы реализации программы 1 этап – организационный: - выявление творческого потенциала воспитанников посредствам входной диагностики (анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения); 2 этап – основной: Состоит из двух частей Вариативная часть - формирование знаний, умений и навыков; - развитие творческих способностей; - основной задачей данного этапа дать воспитанникам первоначальною хореографическую подготовку. 3 этап – аналитико-оценочный: - проведение диагностических срезов с последующим анализом; - уточнение и корректировка учебно-тематического плана; - обобщение опыта. Условия реализации программы 1. Соблюдение правил охраны труда, норм санитарной гигиены в помещении и правил противопожарной безопасности. Для успешной реализации программы необходим: - Просторный специализированный зал соответствующий санитарно- гигиеническим нормам (температурный режим, световой режим и т.д.); - Музыкальное сопровождение; - Костюмы; -Наличие учебного, научно-методического, диагностического, дидактического материала. Технические средства обучения: - магнитофон;- видеомагнитофон; - телевизор; Тренировочная форма: Девочки – гимнастический купальник, трико, хитон, балетные туфли, джазовки, народные туфли. Мальчики – черные брюки народного характера, белая футболка, балетные туфли, джазовки, народные сапоги. области.
Цели и задачи обучения.
Коммуникативные: воспитывать умение вести себя в группе во время движения, формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового взаимодействия, сотрудничества.
Личностные: способствовать осознанию обучающимися связи изучаемого материала с жизнью и применения в других сферах.
Познавательные: формировать положительное отношение к процессу познания, умение ставить познавательную цель.
Регулятивные: развивать навыки самоконтроля, волевой саморегуляции (контроль поведения, правильности выполнения упражнений, контроль ситуации успеха, неуспеха)
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: коммуникативные действия, личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия.
Коммуникативные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и учет других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.
Коммуникативные учебные действия предмета «Хореография» формируют умение слушать и исполнять танцевальные композиции, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении, значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося (знание моральных норм, умение соотносить и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя 3 понятия: 1.личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2.смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность; 3. Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания и обеспечивающего личностный моральный выбор.
Личностные учебные действия в ансамбле танца «Хорошки» выражается в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развития самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательные универсальные действия включают в себя:
-общеуниверсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективного способа решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);
-логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
-постановка и решение проблемы (формирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Приобщение к шедеврам мирового хореографического искусства – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствуют формированию целостной художественной культуры мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Регулятивные действия – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к определению препятствий.
Задачи курса:
дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки; дать представление о танцевальном образе. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;
использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
обеспечить творческое развитие, эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;
увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Организация образовательного процесса.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 3 и 4 классов проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Методы и методические приемы обучения.
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
рассказ,
беседа,
обсуждение,
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися 7 лет, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся 7-8 лет. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр с детьми 9-10 лет. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Содержание работы.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:
Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
Танцевальная азбука (тренаж).
Танец (народный, историко-бытовой, бальный, современный).
Беседы по хореографическому искусству.
Творческая деятельность.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Учебно-тематический план.
Младшая группа.
№ раздела Тема занятия Общее количество часов Теория
часы Практика
часы
1 Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
Элементы музыкальной грамоты.
Музыкально-ритмические упражнения, гимнастика.
Построения и перестроения.
Слушание музыки.
Гимнастика. 24 1
1
2
1 4
4
5
2
4
2 Раздел «Танцевальная азбука»
Элементы классического танца
Элементы народного танца 35 2
2 15
16
3 Раздел «Танец»
Детские бальные и народные танцы.
Образные танцы (игровые).
Постановка танцевальной композиции. 35 3
3
2 10
10
7
4 Раздел «Беседы по хореографическому искусству»
История балета.
Танцы народов РФ. 25 10
8 4
3
5 Раздел «Творческая деятельность»
Игровые этюды.
Музыкально-танцевальные игры. 25 4
4 8
9
6 ИТОГО: 144 43 101
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты».
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука».
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Танец».
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
ритмические упражнения,
разучивание танцевальных композиций.
начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
партерная гимнастика;
тренаж на середине зала;
танцевальные движения;
композиции различной координационной сложности.
Раздел «Беседы по хореографическому искусству».
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Раздел «Творческая деятельность».
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.
Планируемые результаты обучения
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Младшая возрастная группа.
Личностные результаты
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры
поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, накопление представлений о ритме, синхронном движении.
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Познавательные
- навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения.
- выполнять задания после показа по словесной инструкции учителя.
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Коммуникативные
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
Предметные результаты:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в стою и входить в зал организованно.
- под музыку приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренги, в колонне.
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу.
- ходить и бегать по кругу с сохранением дистанции, не сужая круг и не сходя с его линии.
- ритмично выполнять не сложные движения руками и ногами.
- выполнять игровые и плясовые движения.
Взаимосвязь программы с образовательными областями.
№ Образовательная область Содержание
1 Словесность - Знания о выразительных средствах танца: движение тела, жесты рук, мимика лица, позы.
- Понятия о жанрах хореографии, об особенностях танцев народов мира.
- Связь хореографии с музыкой. Слушание и анализ танцевальной музыки.
- Термины, принятые в хореографии, их правильное произношение и написание.
- Ведение рабочих тетрадей.
2 Естествознание - Игровые танцевальные этюды в подражание движениям животным, птиц, рыб, явлений природы и т.д.
- Язык тела в танце: пантомима, инсценирование, творческие ситуации, танцевальный тренинг.
- Времена года в танцевальных композициях.
3 Физическая культура - Понятие «здоровый образ жизни»: часы общения, беседы, музыкально-ритмические упражнения и игры, гимнастические тесты.
- Особенности строения человеческого тела: гибкий скелет, устройство ступней ног, кистей рук, шеи и т.д.
- Условия, обеспечивающие равновесие и устойчивость положения тела в танце: правильная осанка, постановка корпуса, специальные тренинги танцора.
- Понятие о предельных физических нагрузках в период репетиции: учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения мышц, учить правильно дышать при выполнении упражнений и исполнении танцев.
4 Культурная антропология - История становления танцевальной культуры у различных народов мира.
- Танцевальные костюмы: история костюма, изучение отдельных элементов, их изготовление.
- Выдающиеся исполнители танцовщики, знаменитые хореографы, балетмейстеры, мастера танцев.
- Понятия о танцевальных обрядах у различных народов мира.
5 Технология - Понятие о тренинге танцора: классический экзерсис, народно-характерный экзерсис, тренаж на современную пластику, комплекс ритмической гимнастики.
- Освоение специальных упражнений на выработку выносливости, силы, ловкости, выразительности поз и танцевальных фигур: разминка, освоение шага, экзерсис, прыжки, партерная гимнастика, освоение танцевальных элементов, движений и комбинаций.- Изучение народных, историко-бытовых, бальных и современных танцев.
- Постановка танцевальных номеров, на основе изученного материала.
- Подготовка самостоятельных творческих работ: танцевальные композиции по выбранной теме.
6 Искусство - Беседы о хореографическом искусстве, просмотр фрагментов балетов, концертных выступлений и т.д.
- Посещение выступлений танцевальных коллективов, ансамблей песни и пляски, балетов и т.д.
7 Психологическая культура - Понятие об особенностях психологии деятельности танцора.
- Уроки актерского мастерства: понятие «душа танца», можно ли в танце передать настроение исполнителя, почему зрители плачут или смеются.
- Особенности диагностики личностного развития обучающихся.
- Танцевальный тренинг, игры психо-эмоциональной разгрузки, тренинг общения, релаксация.
8 Математика - Понятие о симметрии, ритме, темп, размере и других музыкальных характеристиках, необходимых для исполнительского мастерства танцора.
- Различные построения и перестроения, рисунок танца, условные точки танцевального зала.
- Ракурсы, повороты, танцевальные позы, движения с расчетом высоты, разворота, подъема и т.д.
9 Социальная практика - Понятие о правилах хорошего тона, тематические часы общения.
- Понятие о правах и обязанностях гражданина.
- Требования к обучающимся, беседы, инструктажи.
Результаты к концу обучения
Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
отмечать в движении сильную долю такта;
уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
иметь навыки актёрской выразительности;
распознать характер танцевальной музыки;
иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;
иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;
уметь анализировать музыку разученных танцев;
слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
Танцевальная азбука:
знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
усвоить правила постановки корпуса;
уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации; освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.
Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)
В конце обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец,
исполнять: танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.
исполнять: фигурную польку, вальс — променад, русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса.
исполнять: историко-бытовой танец — полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.
Творческая деятельность:
раскрытие творческих способностей;
развитие организованности и самостоятельности;
иметь представления о народных танцах.
Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Используемая литература
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
12. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Учебно-методический комплекс.
Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)
Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (- СПб.: Детство-пресс, 2001)
Интернет ресурсы:
http://programma-fgos.ru/http://gymnasium8perm.ru/http://shkola19.ouvlad.ru/http://easyen.ru/Тематическое планирование ансамбля народного танца «Хорошки»
младшая возрастная группа.
№ урока Тема урока Цели Количество часов
1 Введение. Что такое ритмика. Увлечь музыкой,вызвать интерес к движению. 2
2 Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. Начать приучать учащихся к танцевальной технологии. 2
3 Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп) Научить ритмично исполнять различные мелодии. 4
4 Понятие о правой, левой руке, правой левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне. 2
5 Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс. Объяснить как должна располагаться фигура относительно зрителя. 4
6 Танцы народов РФ, их особенности и костюмы. Познакомить с танцами народов РФ. 4
7 Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. Разучить основные упражнения для рук в форме в форме танцевальной зарядки. 6
8 Ритмическая схема. Ритмическая игра. Научить составлять небольшие танцевальные комбинации. 7
9 Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). Развитие ритмичности с предметом. 4
10 Простейшие танцевальные элементы в форме игры. Разучить танцевальные элементы в форме игры. 4
11 Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима. Дать понятие пантомима. Рассказать об этюдной работе. 3
12 Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. Развить пластичность и мягкость движений под музыку. 8
13 Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. Использовать на уроке флажки, мячи и постоянно напоминать о правильной осанке, правой стороне. 8
14 Упражнения для профилактики плоскостопия. Разучить основные положения профилактики плоскостопия. 4
15-16 Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. Научить правильно дышать. Следить за осанкой во время учебы. 6
17 Упражнения для суставов. Разминка «Буратино». Провести небольшую профилактику суставов. 4
18 Упражнения на гибкость. Провести упражнения на гибкость корпуса. 4
19 Упражнения на расслабление мышц. Научить учащихся расслаблять мышцы. 4
20 Этюдная работа. Пантомима. Игра «телефон», «замри». Поиграть в различные игры связанные с этюдной работой. 4
21 Музыкальные, танцевальные темы. Научиться определять медленно, быстро, умеренно. 4
22 Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница». Разучить новые танцевальные элементы. 6
23 Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. Научиться определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения. 4
24 Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движения, исполнители, костюмы. Познакомить с основными выразительными средствами музыки и танца. 4
25 Привила танцевального этикета. Объяснить основные правила танцевального этикета. 4
26-27 Аэробика. Увлечь детей занятиями аэробики. 6
28 Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце. Продолжать знакомить детей с музыкальными понятиями. 6
29 Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. Развить музыкальный слух. 3
30 Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Продолжать развитие музыкального слуха. 4
31 Ритмические упражнения. Научить ритмично исполнять различные упражнения. 4
32-33 Гимнастика parter. Познакомить с партерной гимнастикой. 3
34 Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка. Рассмотреть и разучить основные фигуры в танце. 6
35-36 Постановочная концертная деятельность. Постановка концертных номеров. 8