Конспект интегрированного занятия по развитию речи во 2й младшей группе на тему «Овощи. Заучивание потешки. »


Конспект интегрированного занятия по развитию речи во 2й младшей группе на тему
«Овощи. Заучивание потешки. »
(НОД по речевому развитию во второй младшей группе (в соответствии с ФГОС ДО).
Воспитатель МБДОУ детского сада №21
Москалёва Л.В
Актуальность. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, мы строим наше занятие на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым. ФГОС ДО и Примерная общеобразовательная программа ДО «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, В.В.Гербовой предполагают принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Мы в своей работе в рамках образовательной деятельности по развитию речи реализуем данный принцип через интеграцию следующих образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Программное содержание. В соответствии с ФГОС ДО работа базируется на основных принципах Стандарта, а именно:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
2. Личностно-развивающий характер взаимодействия взрослого (воспитателя) и детей
3. Реализация Программы в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Данные принципы Стандарта реализуются через решение следующих целей и задач:
Цель: «Организация работы ДОУ по обеспечению познавательно - речевого
развития детей дошкольного возраста»
Задачи:
- создать условия для развития речи, образного мышления (познакомить с новым стихотворением об овощах; закрепить понятие «овощи» и названия овощей (репа, свекла, морковь, помидор, огурец);
- создать условия для развития мелкой моторики (создать условия для формирования умений закрашивать изображение, проводя линии сверху вниз и справа налево не выходя за линию контура; закрепить представление об основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый))
- создать условия для физической активности детей дошкольного возраста.
Материал. Картинка-заготовка с аппликацией – корзиной с овощами, овощи из белой бумаги с прорисованным контуром, корзина с овощами-муляжами (репа, свекла, морковь, помидор, огурец, мягкая игрушка заяц, кисти, влажные салфетки, краски основных цветов.
Предварительная работа. Чтение отрывка из сказки В. Сутеева «Мешок яблок», рассматривание иллюстраций на проекторе.
Теоретическая обоснованность и научность.
Формирование словаря дошкольника в соответствии с ФГОС ДО и Примерной общеобразовательной программой ДО «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, В.В.Гербовой реализуется путем решения следующих задач:
- Создать условия для понимания речи взрослых без наглядного сопровождения, создать условия для умения детей по словесной инструкции педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.
- Обогащать словарь детей словами разных частей речи.
- Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков.
- Помогать детям отвечать на простейшие (Что? Кто) и более сложные вопросы (Что нес? Кому? Почему)
- Во время игр-инсценировок создать условия детей повторять несложные фразы.
- Создать условия слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
В настоящее время вопросами развития речи занимаются такие исследователи, как О. С. Ушакова, Г. П. Белякова, А. И. Максаков, Ф. А. Сохин, Е. М. Струнина и др. Так, в настоящее время О. С. Ушаковой уже разработан учебно-методический комплект, соответствующий ФГОС ДО и построенный на принципе интеграции образовательных областей.
Результативность работы предполагает, что в ходе занятия дети должны знать: новую потешку об овощах, сопровождающуюся пальчиковой игрой; обобщающее понятие «овощи» и названия овощей;
уметь: ясно выражать свои мысли; фантазировать, составлять небольшой рассказ, опираясь на собственное воображение; владеть навыками выразительного рассказывания потешки, аккуратного закрашивания изображения,
Ожидаемые результаты.
Активизация связной речи детей; обогащение словарного запаса детей; развитие выразительности речи; развитие творческих способностей детей.
Ход деятельности.
Воспитатель. Что разбросано по полу? (Морковь, помидоры, репа, свекла, огурцы.) Как их можно назвать одним словом?
Дети. Овощи.
Воспитатель. Как вы думаете, мы сможем заниматься в таком беспорядке?
Дети. Нет.
Воспитатель. Давайте подберем овощи с пола. Как вы думаете, что здесь произошло? (Дети фантазируют.) Давайте послушаем сказку!
«Жил-был серенький зайчик. Была у него жена – заюшка и много маленьких зайчат. Да вы его знаете! Это он пошел домой с мешком яблок, но все яблоки по дороге раздал лесным зверушкам. А они его отблагодарили – гостинцы принесли зайчатам. Долго зайцы жили не тужили, лесных зверей добрым словом вспоминали, потом закончились гостинцы: зайчата снова есть просят. Пришлось зайцу к другу идти. Друг дал ему целую корзину овощей. Он их зайчатам понес, а дорога шла через лес. Волк как выскочит! Бросил зайчик корзинку да наутек! Еле ноги унес! Овощи рассыпались по дорожке, и мы их подобрали! ». Давайте сложим овощи в корзинку и зайчика подождем, вдруг он за корзинкой вернется? У него зайчата дома голодные!
Воспитатель проговаривает потешку.
Мы в корзинку сложим ловко
Свеклу, репку и морковку,
Помидоры, огурцы,
Вот какие молодцы!
Овощи укладываются в корзинку в названном порядке
Воспитатель. Все собрали? Ничего не оставили?
Дети. Нет.
Воспитатель. Теперь мы с вами знаем новую потешку. Давайте зайчика позовем! Зайчик, иди к нам! (Дети зовут зайчика.) Может, он нас боится, думает, что мы охотники? Если мы превратимся в зайчиков, он перестанет нас бояться!
Игра «Зайчики». Дети начинают прыгать, прижимая руки к груди, затем воспитатель предлагает им «спрятаться» (присесть и прикрыть лицо ладонями). Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель. Замечательные зайчики из нас получились! От настоящих не отличишь!
В это время из-под стола вылезает игрушечный зайчик, которого озвучивает воспитатель. Заяц испуган, дрожит.
Заяц. Ребята, вы здесь волка не видели?
Дети успокаивают зайца, говорят, что волк убежал далеко-далеко.
Заяц. А мою корзинку вы не находили?
Дети возвращают зайцу корзинку.
Заяц. Спасибо…
Воспитатель. Видите, какой зайчик грустный! Даже корзинке, которая нашлась, он не обрадовался. Наверное, очень испугался волка! Давайте развеселим зайчика! Научим его играть!
Физкультминутка (проводится 2 раза) .
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так он ушами шевелит(имитируют руками)
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть
Вот так, вот так нужно лапочки погреть (трут ручки)
Зайке холодно стоять нужно зайке поскакать
Вот так, вот так нужно зайке поскакать (прыгают)
Воспитатель. Дети, сейчас мы покажем зайчику картинку (ставит на мольберт картинку-заготовку) .Заяц. А почему овощи все белые, нераскрашенные? Наверное, вы не знаете, какого они цвета?
Воспитатель. Нет, зайчик, дети знают, какого цвета овощи! (указывает на контурное изображение и спрашивает, какого цвета тот или иной овощ) Сейчас мы раскрасим овощи, сделаем нашу картинку яркой и красивой. Выбирайте нужную краску. Например, если вы раскрашиваете репку, какая краска вам нужна?
Дети. Желтая.
Воспитатель предлагает детям проговорить все, что они будут раскрашивать, какая краска для этого понадобится.
Воспитатель. Ребята, вы закончили работу? Зайчик, посмотри, умеем мы раскрашивать?
Заяц. Умеете! Я тоже хочу научиться красиво раскрашивать!
Воспитатель. Мы тебя непременно научим! Ребята, что мы с вами сейчас раскрашивали?
Дети. Морковку, репку, помидор, огурец, свеклу.
Воспитатель. Как мы все это назовем одним словом?
Дети. Овощи.
Воспитатель. Расскажем зайчику еще раз стихотворение об овощах?
Дети проговаривают стихотворение еще раз.
Заяц. Большое вам спасибо за все, чему вы меня научили! И за овощи спасибо! Побегу к зайчатам! Они меня заждались!
Дети прощаются с зайчиком.
Список использованной литературы:
1. Воспитания и обучения в детском саду. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, В.В.Гербовой – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 368 с.
2. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методич. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 288 с. – (Развиваем речь) .
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
4. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Холодова, Т. "Звучащие картинки" - новый взгляд на развитие активной речи малышей / Т. Холодова, О. Брагина // Дошкольное воспитание / Ред. В. М. Кузина, Е. Ю. Агарева. – 2011. – №9 2011. – С. 47-51.