Разработка урока по географии на тему Особенности географического положения Дальнего Востока.

Разработка урока по географии на тему: «Особенности географического положения Дальнего Востока».

Класс: 9
Тема: Особенности географического положения Дальнего Востока .
Цели:  Создать географический образ Дальнего Востока; формировать представления и знания об особенностях природы Дальнего Востока; показать уникальность природы этого региона.
Развивать речевую активность ; умение анализировать и обобщать полученные знания.
Воспитывать патриотизм; чувство прекрасного ; любовь к природе.
Оборудование: проектор, контурные карты, , атласы, физическая карта России ,
презентация.
Урок первоначального изучения нового материала с использованием ресурсов интернета.
Ход урока
1.Оргмомент
Проверка готовности к уроку школьных принадлежностей.
Психологический настрой на урок.
Учитель желает детям быть активными, упорными, целеустремленными в достижении цели. 
- Упорными
- Мудрыми
- Настойчивыми
- Искателями
- Целеустремлёнными
- Активными
- Милыми
- Интересующимися

- Соберите первые буквы каждого слова и прочитайте мое пожелание.
2. Повторение Актуализация имеющихся знаний.
Уч-ль: - Давайте определим, где мы находимся?
Планета Земля
Материк Евразия
Часть света Азия
Страна Россия
Край Приморский
Район Черниговский
Столица края Владивосток
Село Монастырище
-Мы заканчиваем изучать географические районы России. Сегодня на уроке познакомимся с последним географическим районом. Но сначала давайте вспомним те районы, которые уже изучили. – Перечислите географические районы европейской части и азиатской части . (перечисляют) - На что указывается в названиях этих районов? (указывается их положение на карте нашей страны)
Задание №1 – На физической карте России найти и обозначить следующие географические районы: Центральна Россия, Северо - Западная Россия, Северная Россия, Поволжье, Южная Россия, Сев.Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь.
3. Изучение новой темы.
- Как называется район России, который мы будем изучать сегодня на уроке вы узнаете , разгадав ребус. 

- Будем работать по следующему плану: ( План на доске)
1. Географическое положение.
2.Рельеф.
3. Климат
4.Внутренние Воды.
5. Природа.
- А теперь , не мешкая мы будем с вами изучать географическое положение. С чего же нам начать? ( атлас- стр. 10-11)


Опережающее задание ( Сообщение уч-ся о Д.Востоке) Д.Восток – окраина России, отсюда начинает свой путь новый день нашей Родины. Поезд « Москва – Владивосток» идёт 7 дней. Д.Восток протянулся вдоль морей Тихого океана с северо-востока на юго-запад почти на 4,5 тыс.км. Территория Д.В. состоит из материковой части., в состав так же входят острова и полуострова. Северные территории Д.В. находятся за полярным кругом, а южные на широте – Италии .
Уч-ль : Показывает о-ва, п-ова , материковую часть Дальнего Востока
Задание №2. - Используя карту, атлас найти о-ва, п-ова. Отметить на контурной карте.

- Один из учеников у доски на физической карте отмечает о-ва, п-ова.
Задание № 3. – Показать моря Тихого океана, которые омывают берега Д.В.
2. Рельеф
- Посмотрите на карту и ответьте на вопрос, какие формы рельефа характерны для территорий Д.Востока ?
- Какие условные обозначения физической карты помогли ответить вам на этот вопрос?
Опережающее задание ( сообщение уч-ся о рельефе)
Дальний Восток – это преимущественно горная территория. Из-за этого здесь часто бывают землетрясения. Так на о-ве Сахалин был уничтожен целый город Нефтегорск и

погибли сотни людей. А на Курильских о-вах и Камчатке много действующих вулканов. Самый известный влк. Ключевская Сопка. 
Около 75% территории занимают горы, нагорья и плоскогорья. Здесь преобладают средневысотные или низкие горы. А их возраст колеблется от 30 млн.лет до 150 и даже 300 млн. лет.  - Какая форма рельефа преобладает на основной территории Д.Востока?
- Назовите самую высокую горную вершину Д.Востока?
- На каком полуострове находится вулкан Ключевская сопка?
- Найти эту вершину на карте в атласе, показать на карте у доски.
Физминутка
3. Климат
Уч-ль: - Д.Восточный регион имеет необычный климат.
Дождей так много летом в нём, Зимой осадками он кинут.
- Приморское положение Д.Востока определяет особенности его климата. Характерна муссонная циркуляция.Климат очень своеобразный (холод- зимой, обилие влаги –летом)
Муссон – ветер, меняющий направление 2 раза в год. Зимой дует с суши на океан, а летом с океана на сушу. Соответственно , осадки по временам года распределены неравномерно. Основная масса осадков летом, в виде ливневых дождей (2-3 суток).
- Какие особенности климата характерны для Дальневосточного региона?
4.Внутренние воды
Уч-ль: - Рассмотреть теперь нам нужно внутренние воды. - Крупнейшая река Д.Востока - это р.Амур . Давайте послушаем сообщение о реке Амур, которое нам подготовил(а) .
Опережающее задание ( сообщение о р. Амур) 
Река Амур самая большая река Дальнего Востока. Начинается она в горах при слиянии двух рек. Затем река выходит на равнину и несёт свои воды в Охотское море. В нижнем течении ширина Амура достигает 3,5 км. и сюда могут заходить океанские лайнеры. Особенность Амура в том ,что он разливается 2раза в год. Весной и летом. Летом из-за сильных дождей уровень воды может подниматься до 6 метров. Но в этом году уровень реки поднялся до наивысшей черты за последние несколько десятков лет – 9 м. Это приносит большой ущерб жителям. По реке проходит государственная граница с Китаем.
- Как называется самое большое озеро Д.Востока?
Рассказ учителя об оз.Ханка.

Задание №4.
- Найти р.Амур на карте в атласах, показать на физической карте у доски. - Найдите озеро на картах, показать у доски.
- Отметить реку Амур и озеро Ханка на контурной карте.
Блиц-опрос:
- Как называется самая большая река Дальнего Востока ? - Где берёт начало р. Амур? - При слиянии каких рек образуется река? - Куда впадает р. Амур? - По территории каких государств протекает река? - Государственная граница с каким государством проходит по р. Амур? - Как называется самый большой водоём Дальневосточного региона? - Вся ли территория озера принадлежит Р Ф ?
5.Природа
Кедр здесь и виноград, Тигр с медведем рядом, Органический нам мир Изучить бы надо.
Уч-ль: - На территории региона много растений и животных, сохранившихся с древних времен до наших дней. Причина этого – огромная протяженность с севера на юг. Здесь все не как у всех . Все тоже, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубого цвета. Леса юга Дальнего Востока называют Уссурийской тайгой. Для Дальнего Востока характерны такие растения как: корейские кедры и пихты; тисы и клены; белая, черная, желтая и железная березы; корень жизни – женьшень. А также субтропическая растительность: лианы и дикий виноград, маньчжурский орех, амурский бархат с его пробковой корой. Из животных характерны: амурский тигр, гималайский медведь, куница, утка- мандаринка, харза и другие.
- Я всегда говорю, что чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть! Давайте посмотрим на обитателей дальневосточной уссурийской тайги . ( Видеоролик )
- Каких обитателей Уссурийской тайги знаете вы? (ответы детей)
Задание № 5. – Карточки с названиями животных и растений Уссурийской тайги, в которых пропущены буквы, надо вставить правильную букву.
Закрепление 
Игра « Кто это, что это» : 
1. Сахалин, Командорские, Камчатка, Чукотский - острова , полуострова. 2. Ключевская Сопка, Сихотэ- Алинь - горы. 3. Уссури, Амур, Зея , Бикин - реки . 4.Муссонный - климат . 5.Сахалинцы, камчадалы, курильчане, амурчане, хабаровчане, приморцы - жители Д.В. 6. Чукотское, Берингово, Охотское, Японское - моря омывающие берега Д.В. 7. Амурский тигр, Д/В леопард, гималайский медведь - животные тайги. 8. Женьшень, железная берёза, лимонник, дикий виноград - растения тайги. 9. Шилка , Аргунь - притоки Амура. 10. Китай - гос-во с которым проходит гос .граница по р.Амур 11. Ханка - самое большое озеро Д. В. 12. Владивосток, Хабаровск, Магадан, Петропаловск- Камчатский, Южно – Сахалинск города Д.В. 13. Дальний Восток - регион России в котором мы проживаем.
Уч-ль:
-Урок успешно завершён, благодарю вас за ответы, за старание. Надеюсь, каждый из вас смог на нём пополнить свои знания. Поработали вы дружно. Вам сказать « спасибо» нужно, и представить Вашему вниманию – оценки за старание.
Рисунок 115