Технологическая карта урока географии на тему «Географическое положение Африки. История исследования материка» 7 класс


Кучуковская МБОУ СОШ Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Технологическая карта урока географии по теме
«Географическое положение Африки. История исследования материка»
7 класс
Составила: Галиуллина Фания Миннешаеховна2014-2015 учебный год
План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка»
Тема Географическое положение Африки
Цель урока Создание условий по усвоению знаний по теме «Географическое положение Африки» Задачи образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение знаний об исследовании материка; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения материка, очертания его берегов; совершенствовать умения и навыки работы с картой
развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать , сравнивать, обобщить, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь
воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.
Планируемый результат Предметные
Знать Уметь
-географическое положение,
-очертание берегов,
-историю исследования -определять по карте географическое положение материка,
-определять особенности береговой линии,
-анализировать тематические карты,
-наносить на контурную карту элементы географического положения,
-описывать по карте маршруты путешествий
Личностные
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками..
Метапредметные-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;
-умение вести самостоятельный поиск , анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ;
-умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Основные понятия географическое положение, береговая линия
Межпредметные связи история
Ресурсы глобус, физическая карта мира, физическая карта Африки, учебник В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов» . Москва, «Дрофа»,2009г.,географический атлас для 7-го класса, контурные карты по географии для 7-го класса ,презентация «Африка»
Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа.
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Проблематизация, актуализаия, мотивация.
Цель: подведение учащихся к цели урока, мотивация.
«Включение» в учебную деятельность Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. ,
Ребята, с этого урока мы отправляемся в путешествие по земному шару, т. е. по материкам и океанам. Предметом нашего исследования станут природные особенности материков, занятия, нравы, обычаи народов, населяющих эти материки.
  Прослушайте стихотворение и постарайтесь определить тему сегодняшнего урока.
За морем-океаном в тени КилиманджароКупается огромный и добрый бегемот,Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,Шипят в пустыне змеи, качая головой.И щелкают зубами большие крокодилы,Когда проходят мимо них слоны на водопой.
-На каком материке мы можем встретить таких животных и растений?
-Как вы думаете, какой материк  будет предметом нашего изучения на уроке?
-А что вы сами знаете об Африки?
-Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока?
-Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка или океана?
Готовят рабочее место , настраиваются на урок
Проблемная ситуация
Целеполагание
Актуализация
Просмотр слайдов презентации Познавательные(формулирование проблем)
Регулятивные(целеполагание)
Коммуникативные (умение вести диалог)
Освоение нового материала. Первичное ознакомление. Цель : «Включение» в целенаправленное действие. 1.Географическое положение –это адрес географического объекта. Используя опорные слова, попробуйте составить план описания ГП материка: экватор, северный тропик, южный тропик, нулевой меридиан, крайние точки, омывающие моря и океаны, близко расположенные материки.
2.Береговая линия Африки
3.Выступление учащихся об истории исследования Африки:
-Васко да Гама;
-Давид Ливингстон;
-Н. И. Вавилов;
-В. В. Юнкер.
Заполнение таблицы:
Имя исследователя Открытие, объект исследования Дата
Работа в парах. Используя опорные слова составляют план описания ГП материка, сравнивают с планом в приложении учебника( стр.311) определяют ГП по плану.
.Работа по карте
Опережающее задание.
В ходе выступления заполняют таблицу
Познавательные (поиск необходимой информации, моделирование)
Регулятивные (планирование)
Коммуникативные (обсуждают в парах)
Познавательные (поиск необходимой информации)
Познавательные (поиск необходимой информации)
Коммуникативные
(умение выступить перед аудиторией)
Познавательные (моделирование)
3.Отработка и закрепление. Цель: «Включение « в тренировочную деятельность.
Игра «Проверь себя»
Не пользуясь картой, выберите правильный ответ:
1.Площадь Африки более 30 млн. км2 или 50 млн. км2.
2.Гвинейский залив омывает Африку с запада или с востока.
3.Полуостров Сомали на западе или на востоке Африки?
4.Бенгельское течение теплое или холодное?
5.Мыс Игольный – крайний северный или южный?
6.Красное море часть Атлантического или Индийского океана?
7.Что лежит севернее мыс Рас-Хафун или мыс Игольный?
8.Мозамбийский – это пролив или залив?
Выполняют на листочках, затем обсуждают в группе Познавательные
коммуникативные
4. Обобщение , систематизация , применение.
Цель; «Включение» в продуктивную деятельность Составить визитную карточку материка. Работа в группах(проектная деятельность с последующей презентацией) Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
5.Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия. Цель (для учителя): получение данных для корректировки или индивидуализации обучения.
Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач. Контрольно-оценочная деятельность.
-Сформулируйте з вопроса по теме и задайте соседу по карте;
Или
Выполнение обучающей структуры ТИК-ТЭК-ТОУ:
Ученики готовят листочки бумаги с 1 словом на каждом листочке
Перемешивают листочки и раскладывают 9 листочек в формате 3х3
Каждый член команды составляет 3 предложения , используя любые 3 слова на одной линии (по вертикали, горизонтали, диагонали на тему «Географическое положение Африки»)
Взаимопроверка работ
Предлагает вспомнить тему ицель урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения кцели и успехи класса в цело.
Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы:
Сегодня на уроке я узнал(а)(что?):
Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?):
Сегодня на уроке я научился (лась)лучше делать (что?):
Самым неожиданным для меня сегодня было (что?):
Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?):
Осталось непонятным (что?):
Оцениваю свою работу на :Что сегодня на уроке больше всего понравилось?
На каком этапе работы было трудно?
Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы!
Домашнее задание: На контурную карту нанести острова, полуострова, океаны, моря, заливы и проливы, крайние точки материка. Определить ГП о. Мадагаскар.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, называют тему и задачи урока, отмечают наиболее понравившиеся и наиболее трудные этапы урока, высказывают оценочные суждения.
Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают интересные ответы, предложения, вопросы одноклассников.
Познавательные
(моделирование)
Регулятивные (контроль, оценка)
Коммуникативные
(умение выражать свои мысли)