Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».
Зенова Н.В.
группа М-ЗНО-14
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Республики Крым
«Крымский инженерно-педагогический университет»
Научный руководитель: к.пед.н.,доцент Бекирова А.Р.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ
«ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».
Постановка проблемы. Формирование личности в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой в современной школе. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности, так как в этот период развитие ребенка характеризуется преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании личности младшего школьника и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности[10].
Л.С.Выготский характеризует каждый возрастной этап особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. У младших школьниках ведущей деятельностью является учебная деятельность [4,328].
В.В.Давыдов отмечает, что младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям эмоций. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [5, 14].
Анализ литературы. Формирование личности и особенности младшего школьного возраста наиболее глубоко и содержательно представлено в работах Л.С.Выготского [4], В.В. Давыдова [5], Д.Б. Эльконина [10], их сотрудников и последователей. Изучение сказок начинается с XVII века, когда возникает научный интерес к этому жанру, особенно в области филологии, этнологии, истории. К анализу сказок обращались в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные психологи: К.Г.Юнг, Э.Берн, Э. Фромм, Э. Гарден, , Е. Лисина, Е. Петрова и др. Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века. В России метод сказкотерапии стали использовать с начала 90-х годов И.В. Вачков [2], Н.А.Сакович [8], Д.Ю. Соколов и др. Исследованию сказок посвятили себя Н.Ф.Виноградрва [3], Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева [6],
С.А. Черняева [9], Е.Н.Кабанова-Миллер [7], и др. Ими собран и обработан огромный сказочно - метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе.
Цель статьи – рассмотреть формирование личности младшего школьника методом сказкотерапии на уроках «Окружающего мира».
Изложение основного содержания. Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает сказка, как особый литературный жанр и метод психотерапии. Именно поэтому применение сказок в процессе психокоррекционных и психопрофилактических занятий, а также включение элементов сказкотерапии в учебную программу играет важную роль в формировании личности учащихся младших классов.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования личности, происходит усвоение моральных норм, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. В тоже время ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни [7,288].
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В.: «Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи». Благодаря сказкотерапии у младшего школьника формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же ребенок освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль[2]. Сказкотерапия является одним из самых древних психологических и педагогических методов. Испокон веков знания о мире и жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, избежать беды, учили их жизни. Опираясь на многовековой педагогический опыт, подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Слушая сказку, ребенок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости.
Сказка входит в мир младшего школьника с самых ранних лет как реальность. Ребёнок верит в волшебство. Сказка привлекает ребенка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, он сам создает ее, живет в ней. Сказки оказали большое влияние на формирование личности каждого ребенка. В детстве все оставляет след. Каждая встреча, разговор, книга, впечатление — все, что побуждает работу сознания, чувств, и прежде всего, практическую деятельность ребенка, его труд, — все это формирует личность. Роль сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Сказка бережно хранит и передает из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок [1].
Любой художественный текст, особенно сказочный, несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на младших школьников, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, добра и зла, любви и дружбы, жизни и смерти, духовная составляющая текста проявляется обязательно — через повороты сюжетов, символы, метафоры [3].
Использование сказки воспитателем, учителем и психологом на какой-то определенной стадии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок смог избежать стрессовой ситуации, разочарования.
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Для многих сказки связаны с волшебством. Волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы, населенный множеством любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой. Если ребенок будет знать, что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, безумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Зная, что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами. Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка. Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы вокруг младшего школьника, это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира. Осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особой сказки [6,26].
Использование сказки в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как сказка делает процесс обучения занимательным для ребенка. Дети познают азбуку законов жизни природы, узнают о взаимодействии растительных и животных организмов, о необходимости бережного и разумного отношения к природной среде. В процессе обучения формируется опыт оценки поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными, растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственной, так и в естественной среде обитания [9,76].
Ценностные позиции младшего школьника проявляются в его деятельности – сначала в учебных ситуациях, затем в повседневной жизни.
Таким образом из выше сказанного можно увидеть, что сказкотерапия очень многогранный метод в формировании личности младшего школьника и она востребована не только в психологии, ее можно использовать и в других областях, как самостоятельный метод. В социальную работу сказкотерапия начинает внедряться постепенно, но уже есть эффективные результаты в ее использовании. Создавая сказки, мы оказываем определенное влияние на формирование личности младшего школьника. Благодаря тому что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки. Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Список использованной литературы
1.Аникин, В. П. Русская народная сказка [Текст] /В. П. Аникин. — М., 2005.
2.Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
3.Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. – № 9.
4.Выготский Л.С. Педагогическая психология.1991г.- 480с.
5.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
7. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.
8.Сакович Н. А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. Мн., 2003.
9.Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2011г. –
169 с.
10. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах 1995г.-128с.