Авторская программа факультативного курса по русскому языку «Фразеологизмы русского языка»


Авторская программа факультативного курса по русскому языку «Фразеологизмы русского языка»

Учитель русского языка и литературы
ГКУ «Баканасская СШ №1»
с Баканас Балхашского района Алматинской области
Малтабарова А.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня в школе изменилась целевая установка обучения, т.е. школьник перестает быть просто потребителем знаний, он учится их добывать, конструировать, совершенствуя свои умения и навыки в условиях продуктивной творческой деятельности, одной из форм которой являются кружки и факультативные курсы по интересам.
Основной целью обучения русской речи учащихся является формирование коммуникативной компетенции, знание языка. Принципы коммуникативной направленности обучения приводит к изучению русских фразеологизмов. В учебнике недостаточно материала по фразеологии. Поэтому, я решила предложить учащимся казахских школ дополнительный курс занимательного характера.
Фразеологический фонд - показатель языкового богатства нации. Знакомство с фразеологией русского языка позволит учащимся лучше понять историю и характер создателя, обогатить свою речь, сделать ее более выразительной.
Курс факультатива предназначен для учащихся с 7 по 9 кл., так что по окончании 3-х годичного курса дети могут приобрести огромный творческий потенциал.
Цель курса:
Расширение и углебление знаний о русском языке путем привлечения внепрограммного материала;
Развитие у школьников творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей. Совершенствование у учащихся навыков анализа, классификации, систематизации фразеологизмов русского языка и повышение уровня языкового развития;
Осуществление патриотического и нравственного воспитания школьников, их всестороннего гармонического развития путем вовлечения во внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице русского народа; воспитать интерес к поиску, научить оперировать полученными данными.
Задача:
Повысить интерес к русскому языку, расширить и углубить знания о фразеологии русского языка.

Способствовать формированию у чащихся языкового чутья, первичных навыков лингвистического исслеования-умения работать со специальной литературой и словарями, анализировать и обобщать полученные данные в форме рефератов, докладов, сообщений; развивать и совершенствовать речевую культуру школьников.

Ожидаемые результаты факультативного курса:
значительное расширение не только лингвистической, но и общей эрудиции школьников, которые усваивают основные признаки фразеологизмов, знакомятся со способами их образования, функциями в речи, изменениями фразеологического состава русского языка, со словарями и справочниками по фразеологии, учатся выделять в тексте фразеологизмы, определять по контексту или с помощью словарей их значение, устанавливать их синтасическую роль в предложении, пользоваться ими в речи с учетом стилистических особенностей.

1-ый год обучения


Содержание тем
Всего часов
В том числе:
Форма деятельности, контроля




лекция
Практика


1
Ознакомление с целями и задачами факультатива
1
1



2
Повторение сведений о фразеологии
1

1
Работа в тетрадях

3
Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.
2
1
1
Практическая работа с предложениями

4
Фразеологические словари и справочники.
1

1
Ознакомление со словарями, составление предложений

5
Фразеологический фонд – показатель языкового богатства нации.
2
1
1
Написание рефератов

6
Отличие ФЕ от пословиц и поговорок.
1
1

Работа с пословицами и поговорками

7
Происхождение фразеологизмов /этимология/
2
1
1
Написание рефератов,работа с этимологи-ческим словарем

8
Участие на "Неделе русского языка".
2

2
Проведение конкурса; сообщения о происхождении ФЕ

9
Грамматическое строение фразеологизмов.
2

2
Составление схемы по комплексно-ступенчатому анализу; разбор ФЕ по КСА

10
Синонимичность фразеологизмов.
1

1
Написание рефератов

11
Антонимия фразеологизмов
1

1
Написание рефератов

12
Обобщение. Задания на летний период.
1

1
Защита учащимися своих творческих работ; заметки, статьи, рефераты


2-ой год обучения


Название тем
Всего часов
В том числе:
Форма деятельности контроля




лекция
Практика


1
Системность фразеологизмов русского языка
2

2
Работа по словарю и картотеке

2
Учет стлистических особенностей ФЕ при использовании в речи.
1
1

Конспекты в тетрадах

3
Участие на "Неделе русского языка":
а/ "Фразеология –зеркало
души нации"- конкурс.
б/ Краткие сообщения о
происхождении ФЕ под
рубрикой "А знаешь ли
ты?".
2

2
Организация конкурса и подготовка кратких сообщений

4
Подготовка статьи для публикации в журнале о работе факультатива.
2

2
Написание статьи для журнала и газет

5
Синтаксическая роль ФЕ в предложении. Классификация по синтаксическому отношению.
1
1

Конспекты в тетрадах

6
Разбор ФЕ по комплексно-ступенчатому анализу.
2

2
Работа в тетрадях по схеме КСА

7
Работа с картотекой.
2

2
Составление картотеки

8
Выбор темы научного проекта.
1
1

Составление плана; заведение дневника

9
Использование ФЕ в произведениях русских писателей и поэтов.
2
1
1
Басни А.Крылова

10
Слушание и обсуждение предварительных работ по написанию научного проекта.
1

1
Написание рефератов, систематизация данных в дневнике

11
Обобщение; задание на летний период
1

1
Защита учащимися своих творческих работ


3-ий год обучения


Название тем
Всего часов
В том числе:
Форма деятельности контроля




Лекция
Практика


1
Ознакомление с планом факультатива на новый учебный год
1
1

Записи в тетрадях

2
ФЕ русского языка со значением качественной оценки действий и манеры поведения человека.
2
1
1
Написание рефератов

3
Фразеологизмы в песье Чехова "Дядя Ваня"
2

2
Чтение и анализ произведений.Работа с картотекой

4
Метрические единицы во фразеологизмах
2

2
Написание сообщений и рефератов

5
Выражение времени во ФЕ.
2

2
Написание рефератов

6
Системность фразеологизмов русского народа
2

2
Работа с картотекой и словарем

7
Участие на "Неделе русского языка"
2

2
Разработка конкурсов

8
Слушание научного проекта
1
1

Защита научного проекта

9
Выпуск стен газеты
1

1
Написание статьей и заметок

10
Обобщение и систематизация по теме.
2
1
1
Классификация творческих работ учеников







Рекомендуемая литература

Школьный фразеологический словарь. В.П. Жуков, А.В. Жуков. 2-е издание, переработанное, М. «Просвещение», 1989 г.
Загадки русской фразеологии. В.М.Мокиенко, М. «Высшая школа», 1990 г.
К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Книга для учащихся. Ю.В. Откупщиков. 3-е изд.,исправ. - М. «Прасвещение», 1986 г.
А как лучше сказать? Д.Э.Розенталь. 2-е изд.,исправл., М. «Просвещение», 1988 г.
Пословицы русского народа. Сборник В.Даля в 2-х томах. М. «Художественная литература», 1984 г.
Нарадный месяцы слов. М. «Современник», 1991 г.
Мир родной речи. Беседы о русском языке и культуре речи. Издание «Знание». М. 1972 г.
Русское устное народное творчество. Н.И. Кравцов, С.Г.Лазутин. «Высшая школа», 1983 г.
Словарь русского языка. М. Издательство «Русский язык», 1984- І^ том.
Наименование мер длины в русском языке. Романова Г.Я. М.1975 г.
Очерки русской диалектной фразеологии. Ивашко Л.А. Л., 1981 г.
Историко-этимологические заметки. Виноградов В.В. М., 1971 г..





















15