Программа факультативного курса по литературе для учащихся 9 классов. «Текстология (в романтической повести XIX века)»



Программа факультативного курса по литературе для учащихся 9 классов.
«Текстология (в романтической повести XIX века)»



Подготовила учитель русского
языка и литературы МБОУ «Школа №5» высшей категории
Акылбекова Гулмира Абылгазыевна
Программа факультативного курса по литературе для учащихся 9 классов.
«Текстология (в романтической повести XIX века)»
Пояснительная записка.
Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к изучаемой литературе, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.В настоящее время наиболее остро встают проблемы возрождения духовности подрастающего поколения; актуализации духовно-нравственных качеств личности в процессе учебно-воспитательного процесса; обновления содержания образования, форм и методов преподавания, вытекающее из указанных проблем. Ряд авторов современных программ пор литературе справедливо считают целью изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, освоение богатства русской классической литературы1. Основой литературного образования в школе является прежде всего чтение и изучение художественных произведений, знакомство с жизнью и творчеством писателей, освоение историко-культурных знаний, необходимых для понимания изучаемых произведений. Поэтому расширение круга чтения; повышение качества, глубины осознания художественного произведения становится ведущими принципами для поддержания этой основы на каждом этапе литературного развития школьников. Важно подвести школьников к овладению общей концепцией изучения литературных произведений, выяснив слабые звенья ученического восприятия, учесть познавательные возможности учащихся. В противном случае деятельность школьников будет лишена внутреннего смысла и живого интереса. Решая ряд взаимосвязанных задач, учитель должен учитывать необходимость развития образного восприятия и логического мышления, эмоциональной восприимчивости и навыков самостоятельности у учащихся.Современные учёные-методисты стоят на позиции обогащения анализа художественного произведения, раскрывая разнообразные подходы к нему. Школьный анализ художественного текста должен объединять многообразие литературоведческих подходов к произведению, учитывать исторический, философский, теоретический, эстетический и другие аспекты в доступном для восприятия учащихся виде. Школьный анализ литературного произведения в целом и в частности должен носить ярко выраженную воспитательную направленность.Внесение в анализ литературного текста элементов системного подхода, выражающегося в использовании идейно-теоретических посылок при рассмотрении образной специфики произведения развивает ум и чувства ученика. Ориентация на необходимость использования знаний по истории и теории литературы в качестве «инструмента» познания новых литературных факторов, литературных направлений развивает действенный компонент мышления, обеспечивает слияние конкретных и теоретических, образных и действенных его компонентов.Поскольку сквозной проблемой школьной программы по литературе для 9 класса является значение литературы в духовной жизни человека, то для программы факультативного курса мы постарались выбрать такие произведения, которые соответствуют духовно-нравственным исканиям девятиклассников и дают возможность решать проблемы, жизненно важные для этического и идеологического воспитания, повышают уровень духовно – нравственного развития школьников. Цели и задачи курса.
Сложность перехода учащихся 9 класса от нравственно-проблемного подхода к постижению художественной литературы к историко-эстетическому очевидна и требует значительных усилий для решения этой проблемы.Целью факультативного курса по литературе в 9 классе как раз и является стимулирование интереса к историко-эстетическому аспекту литературы с опорой на уровень духовного развития ученика в данный момент.Чтобы изучение литературного произведения было интересным, продуманным и находило необходимый эмоциональный отклик у школьника, поставим следующие цели:
развитие эмоционального восприятия учащихся;
овладение приёмами анализа художественного произведения, ведущими к глубокому пониманию и осознанию его проблематики;
привитие потребности в чтении качественной художественной литературы;
развитие духовно-нравственных потребностей школьников. 
_______________1 Программа литературного образования. 5-11 классы (Под ред. В. Я. Коровиной). – М.: «Просвещение», 2002. 
Отсюда вытекает ряд задач: 
активизация художественно-эстетических потребностей учащихся;
развитие литературного, эстетического и художественного вкуса;
расширение представления о литературном периоде первой половины XIX века; 
углубление знаний о повести;
освоение романтизма как литературного направления;
воспитание высоких духовно-нравственных качеств личности.
Содержание курса.
Программа факультативного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам своеобразие эпохи рубежа XVIII - XIX веков, которая явилась временем крупнейших сдвигов в истории сознания европейской культуры. История, новая страница которой была открыта Великой французской революцией, перестала быть чем-то посторонним для отдельного человека. Катастрофические события революционных и наполеоновских войн сломали прежние представления о жизни, её стабильности и незыблемости. Политические бури отразились в философии, науке, литературе. Беспредельность и полиосмысленность мира природы и мира истории была осознана наряду с ценностью внутреннего мира человека, мира человеческой души. Идея свободной и творящей личности сала символом эпохи: судьба Наполеона, жизнь Байрона, Гофмана волновала поэтов, мыслителей, политиков. Выделение проблемы значения литературы в духовной жизни человека помогает проследить развитие русской романтической повести в культурно-историческом, философско-этическом, духовно – нравственном и социальном аспектах.Истории, одновременно притягательные и пугающие, существовали задолго до романтической эпохи и всегда находили увлечённых слушателей. Довольно часто их содержание становилось для рассказчиков и слушателей источником не просто удовольствия, но напряжённой духовной работы. Во всех повестях мастерски используется техника романтической новеллы, хотя описанные события могут истолковываться по-разному: так, читатель не знает, действительно ли вмешивалась нечистая сила в жизнь героев «Лафертовской Маковницы» А. Погорельского или то был ряд совпадений, случайностей, галлюцинаций; загадочна развязка «Латника» А. А. Бестужева-Марлинского: неясно, предсказало ли явление возлюбленной смерть героя или он сам, уверовав в мнимо пророческий знак, нарвался на пули врагов; двояко видится и рассказ Н. В. Кукольника «Антонио» - его можно понять как фиксацию безумного бреда и как подлинную сокровенную правду о жизни художника.Двойными (реальными и фантастическими) сюжетными мотивировками дело не заканчивается. В некоторых повестях чудесное действие развивается непротиворечиво, однако под конец картина меняется.Если события повестей можно принять за плод безумия, наваждение, если исчезают их истинные свидетели, если теряется само место, связанное с чем-то странным, то всё это не расшатывает, а лишь укрепляет веру в таинственное: за внешне простодушным объяснением скрывается недосказанность, которую не хочет и не может преодолеть читатель. В повестях устанавливается своеобразная конвенция между автором и читателем: они связаны друг с другом ощущением избранности, причастности к тайне. Писатель-романтик верит, что его читатель оценит и поймёт любовь Адели и Дмитрия, а потому достоин быть посвящённым в дневники умершего героя – друга автора («Адель» М. П. Погодина); верит, что читатель не удовлетворяется рациональными объяснениями загадочной жизни крестьянки-провидицы Энхен («Орлахская крестьянка» В. Ф. Одоевского); верит, что за маскарадными несуразицами будет усмотрена благодетельная воля, останавливающая светского льва на пороге падения («Чёрный гость» Бернета). Писатель верит, что читатель думает от тех же тайнах, с которыми сталкиваешься на каждом шагу – стоит только лишь захотеть.Благодаря «таинственным» повестям писателей-романтиков в общественном сознании укоренилось представление о том, что человеческая душа – тайна. Метафоры, использовавшиеся в романтических повестях, обрели устойчивость: светское общество – ад; герой повести – от демонического убийцы и безумца до художника и светлого энтузиаста. Появлялись новые смыслы и у простых и вечных понятий: любовь становилась в ряд с безумием, страсть к искусству принимала черты демонической одержимости, даже греха; героизм сливался с отчаянием. Тайны мира и души человеческой души оказывались неразделимыми.Конечно, романтическая новелла не решила глобальных проблем и вопросов, но умело довела их до общего сведения, внедрила в общественное сознание, сделала предметом раздумий каждого человека.Таким образом, русская романтическая новелла дала способ понимания и осознания к создававшимся параллельно с ней шедеврам русской классической литературы: петербургским повестям Н. В. Гоголя, «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова, романам Ф. М. Достоевского.
 Идейно-теоретическая основа курса.
Повести, включённые в программу факультативного курса, написаны в русле романтизма. Русский романтизм был довольно своеобразным явлением: он начал своё формирование на базе просветительской философии, в нём прослеживалась связь с русским фольклором и древнерусской традицией, что придавало ему национально-самобытный оттенок. В итоге все эти черты романтизма выливаются в образ противоречивой личности, скептицизм в историческом мышлении, глубокое постижение духовности народа.Философские основы романтизма восходят к общеевропейским, примыкая более всего к идеалистической философии конца XVIII – начала XIX века.Противопоставление материи и сознания, признание первичности духовного начала лежат в основе романтических художественных произведений. В них осознаётся высокий смысл духовной жизни человека, материальное бытие считается низким и незаслуживающим внимания. Нередко именно такая исходная позиция автора вела к религиозно-мистической основе произведения.Многих романтиков увлекает диалектически сложная жизнь человеческой души, её изменчивость, противоположность стремлений и порывов, раздвоенность сознания, чувств, воли, поиски примирения противоречий. Вместе с тем столкновение противоположных начал они усматривали и в самой природе, находя в ней подобия человеческой душе.Хотя западноевропейская философская мысль изучалась русскими романтиками, вместе с тем они осваивали и традиции русской философии и сами создавали её как в художественном творчестве, так и в специальных работах. Русская философская мысль того периода заключалась в сочинениях К. Батюшкова, В. Жуковского, Е. Баратынского, В. Одоевского, трудах писателей декабристов, философской лирике поэтов-романтиков.Многие романтики избрали путь субъективного познания действительности, однако при всех опасностях, который таил в себе субъективизм, смогли создать подлинные эстетические ценности и достигли глубокого постижения действительности – общественного сознания, духовной жизни людей того времени. Это стало возможным потому, что субъективный характер романтического творчества не означал отсутствия подлинной правды в искусстве. Субъективный романтический образ заключал в себе объективное содержание. Объективный смысл заключается в отражении общественного сознания русских людей начала XIX века, особого типа общественных настроений - разочарования, предвкушения, предчувствия перемен.Писатели-романтики не подвергали социальному анализу жизнь, но им было свойственно стремление проникать в глубины бытия. Сквозь внешние формы жизни они хотели проникнуть в её сущность. Видимое и сущее, с их точки зрении, не соответствовали друг другу, находятся в противоречии: блестящий бал – танец призраков (В. Н. Олин «Странный бал»), светский приём на вечере у блистательной красавицы – сборище нечистой силы, проигрывающей в карты души людей (В. П. Титов «Уединённый домик на Васильевском»). Романтические превращения обнажают чудовищные аномалии действительности, в которой кажущееся не заслуживает никакого доверия. Нужно сорвать маску, и обнажится неприглядная суть. Таким образом, романтики были бескомпромиссными критиками.Вместе с тем русским писателям-романтикам было присуще стремление к идеалу. Однако их идеалы не приобрели конкретно-исторического облика. Им казалось, что, постигая духовную жизнь народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Писателям-романтикам было свойственно представление о движении времени, которое в различных художественных произведениях нередко отождествлялось с роком, всё разрушающим и создающим иной мир. Отношение ко времени было специфически-романтическим – фаталистическим или бунтарски-волюнтаристским.Идеальное в творчестве романтиков получало эстетическую оценку возвышенно-прекрасного, поднятого над жизненной повседневностью. Романтику писатели находили в исключительных, экзотических характерах и ситуациях, в фантастических видениях. Романтикой оказывались наполнены все миры непознанного: таинственный космический, вселенский океан; мир забытого былого; сокровенные истоки человеческой души.Писателям-романтикам принадлежит заслуга разработки новых жанров: лирической поэмы, элегии, романтической баллады, новеллы.
Система творческих заданий.
Целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника. Отработке этого умения призваны такие работы: сочинения по философско-этическим, духовно – нравственным проблемам; на материале литературного произведения и по жизненным впечатлениям; сравнение литературных произведений и героев в целом; рецензия на художественное произведение. Для проверки литературно – творческих способностей учащихся можно практиковать сочинения в жанре предисловия к повести или отзыва на неё.Также предусмотрена система работ по развитию устной и письменной речи. На этих уроках учащиеся совершенствуют свои умения по культуре составления планов сочинений по предложенным темам, выбирают материал из текста в соответствии с поставленной на уроке задачей, дают рецензию на ответ одноклассника, участвуют в дискуссии при обсуждении проблемных вопросов.
Примерное тематическое планирование

Тема Часы Теория литературы Литературное творчество учащихся
Введение. Русская романтическая проза первой половины 19 века 1 Понятие о романтической новелле  В. П. Титов «Уединённый домик на Васильевском» 2 Расширение знаний о романтической новелле как эпическом жанре Отзыв о повести
М. П. Погодин «Адель» 2 Композиционное своеобразие новеллы Письмо литературного героя
Н. А. Мельгунов «Кто же он?» 2+1 (р/р) Роль сюжета в новелле Сочинение-размышление «Кем мог быть герой повести?»
Е. А. Баратынский «Перстень» 2 Драматизм как основной жанровый признак новеллы Сопоставление литературных героев из разных произведений
А. А. Бестужев-Марлинский «Латник» 3+1 (р/р) Углубление понятия о романтизме Рецензия на повесть
Н. А. Полевой «Блаженство безумия» 3+1 (р/р) Психологический драматизм в романтической новелле Сочинение-размышление «Можно ли любовь назвать «блаженством безумия»?»
М. Н. Загоскин «Концерт бесов» 2 Жизненный материал и художественный вымысел в романтической новелле Характеристика литературного персонажа
Е. Н. Растопчина «Поединок» 3+1 (р/р) Автор и рассказчик в романтической новелле Сочинение-размышление «Быть благородным – это…»
В. Н. Орлин «Странный бал» 2 Авторское отношение к героям в новелле Составление аннотации к новелле
Н. В. Кукольник «Антонио» 2+1 (р/р) Закрепление понятия о психологизме романтической прозы Создание литературного портрета героя
В. Ф. Одоевский «Орлахская крестьянка» 2 Рационализм и романтизм как попытки истолкования таинственных явлений Сочинение-размышление «Роль преданий и легенд в нашей жизни»
Бернет (А. К. Жуковский) «Чёрный гость» 2 Углубление понятия о повести  Сопоставление (по выбору) двух любых прочитанных произведений
Заключительное занятие 1 Идеостиль писателя  Проба пера. Создание собственной романтической повести на современном материале
Итого: 34 часа

Ожидаемые результаты.
В конце изучения программы курса школьники должны уметь: 
находить общие черты литературы данного исторического периода; 
объяснять взаимосвязь конкретного художественного текста и литературного направления;
знать характерные черты романтизма как литературно-художественного направления;
определять композиционную и стилистическую структуру текста;
мотивировать идейным смыслом и художественной структурой произведения эмоциональное впечатление от него и картины, возникающие при чтении в воображении читателя;
от анализа фрагментов текста подниматься до концепционного осмысления художественного произведения в целом;
разбираться в жанрах письма, рассказа, эссе, новеллы; владеть ими. 
Литература.
История романтизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе(1790-1825). – М., 1979.
История русской литературы XIX века, 1800-1830-е гг. / Под ред. В. Н. Аношкиной, С. М. Петрова. – М.: «Просвещение», 1989.
К истории русского романтизма. Сб. статей. – М., 1973.
Кулешов В. И. Типология русского романтизма. – М.. 1973.
Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1979.
Русский романтизм / Под ред. Н. А. Гуляева. – М., 1974.
Русская литература в общественно-культурном контексте / Редколлег.: А. М. Панченко (отв. ред.) и др. – Л., 1983.
Русский романтизм. – Л.,1983.
Сахаров В. И. Под сенью дружных муз: О русских писателях-романтиках. – М., 1984.