Адаптационная педагогическая разработка факультативного курса Юные друзья пожарных в 7 классе



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОДОЛОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО
Заседание МС
МКОУ « Новодолоновская СОШ»
Протокол № _____
от «____» августа 2013 г.
Зам. директора по УВР
Чумакова С.С _________
РЕКОМЕНДОВАНО
ЭМС отдела образования АМО «Братский район»
Протокол № __ от ____ 2013 г.
Заведующий ИМК
И.Г. Бусыгина _________
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ________
от «___»__________2013г.
Директор
МКОУ « Новодолоновская СОШ»
Макуха Н.П.____________








Адаптационная педагогическая разработка

«Юные друзья пожарных»
для обучающихся 7 классов
общеобразовательных учреждений



Образовательная область: «Физическая культура »

Автор разработки:
Распопина Зоя Борисовна
учитель основ безопасности жизнедеятельности
второй квалификационной категории
МКОУ « Новодолоновская СОШ»






г. Братск
2013




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптационная педагогическая разработка факультативного курса «Юные друзья пожарных» для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе примерной (авторской) программы для системы дополнительного образования детей, Виноградовой С.В.- Волгоград, «Учитель», 2007 год
Системная функция предлагаемого курса основана на поддержание изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на заданном профильным стандартом уровне и предназначена для старшеклассников школ вне зависимости от их будущей специальности.
Основная концепция курса – изучение наиболее интересных вопросов, непосредственно связанных с программным материалом. На каждом занятии рассматривается как теоретическая часть, не выходящая за рамки школьной программы и учебника, так и практическая в виде демонстрации, практического занятия, выполнение которых способствует повышению интереса обучающихся к учебной деятельности.
Актуальность предлагаемого факультативного курса определяется тем, что освоение данного курса способствует формированию учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентности обучающихся. Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни, при подготовке к олимпиаде и сдаче ГИА
Процент пожаров, возникающих от детских шалостей с огнём высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга к огню, порождаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для совершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы и дворовые постройки. Нередки случаи, когда детей оставляют дома одних, а потом приходится вызывать пожарных, и хорошо, если те подоспевают вовремя. Причем причины бед просты – взрослые оставляют в доступных детям местах спички, зажигалки или не выключенные отопительные приборы. Чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила противопожарной безопасности. Задача школы – разъяснить, в чём состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми обучающиеся наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своём доме, школе, лесу. Важно, чтобы обучающиеся старших классов стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди младших школьников
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как правило, вызывает большой интерес у обучающихся, но теме «Основы пожарной безопасности» отведено не достаточное количество часов, поэтому на факультативных занятиях основное внимание отводится на профилактическую и разъяснительную работу среди обучающихся по предупреждению пожаров доступными формами и методами.
В разделе введение раскрываются традиции и история пожарной охраны и добровольного пожарного общества страны, изучение истории создания и развития пожарной охраны, а также роли и места общественных противопожарных формирований в обеспечении пожарной безопасности. Сбор материалов по истории пожарной охраны и о ветеранах пожарной охраны. Ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением, системами противопожарной защиты (наружным и внутренним противопожарным водопроводом, системами автоматического обнаружения и тушения пожара). Противопожарная пропаганда и агитация, пожарно-профилактическая работа среди детей, подростков и молодежи.
Темы «Лесные пожары», «Правила поведения при пожаре в доме» основного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на факультативных занятиях могут быть дополнительно раскрыты через материалы интернет-сайтов, на которых представлены фильмы из реальной жизни, например «Пожар во Владивостоке» и др., в которых показано практическое применение правил поведения при пожаре в местах скопления людей. Кроме того, при проведении занятий в компьютерном классе можно привлечь обучающихся к созданию различных презентаций
Факультативные занятия «Юные друзья пожарных» при изучении раздела «Профилактика лесных пожаров и борьба с ними» ориентированы на знакомство обучающихся с основами тушения лесных пожаров, с такими понятиями, как захлестывание или забрасывание грунтом кромки пожара, заградительные и минерализованные полосы и канавы, отжиг. Эти знания будут способствовать не только развитию практических навыков, но и профессиональному самоопределению обучающихся.
В разделе «Основы пожарной безопасности» рассматриваются как теоретические вопросы «Причины возникновения пожаров», «Меры профилактики пожара», «Обязанности граждан при пожаре», «Опасные факторы пожара», так и такие практические как средства для тушения пожара, способы защиты. виды огнетушителей и развиваются умения анализировать и делать обобщения определять последствия и ущерб нанесенный пожаром
Учебный материал факультативного курса продолжается при изучении теоретических вопросов «Основ безопасности жизнедеятельности». Обучающиеся получают первичную информацию об основных положениях теории, классификации, изучают основы пожарной безопасности. Изучение этих вопросов базируется на начальных знаниях полученных учащимися в начальной школе и в 5,6 классах. При дальнейшем изложении материала учитель использует знания и умения школьников закрепляя и углубляя их. Такое расположение материала позволяет ученикам перейти от простого воспроизведения учебной информации к креативному методу обучения. Заключительная тема курса «Безопасное поведение» посвящена рассмотрению и обучению основам пожарной профилактики, порядку действий при пожаре и использования первичных средств пожаротушения, Ее цель – показать обучающимся важность знаний по «Правилам пожарной безопасности», их связи с жизнью, со здоровьем каждого человека и воспитание у детей чувства личной ответственности за сохранность жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожаров.
На обобщающих уроках происходит приобщение детей к пропагандистской и агитационно-массовой работе (проведение конкурсов, олимпиад, викторин, выставок детского творчества) противопожарной направленности.
При изучении данного курса прослеживается связь с естественными науками: биологией, физикой, географией, химией и носит межпредметный характер.
Предлагаемый факультативный курс способствует реализация школьного компонента.

Цель факультативного курса «Юные друзья пожарных»: формирование интереса обучающихся к изучению «Основ безопасности жизнедеятельности», активизация их познавательных способностей, воспитание профессиональных пожарно-технических навыков; мужества, благородства; воспитании чувства личной ответственности за сохранность жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожаров.
Изучение предлагаемого курса направлено на достижение следующих задач:
организация целенаправленной работы по дополнительному изучению учебного предмета;
практическое знакомство с историей пожарной охраны, роли знаний пожарной безопасности изучаемыми в школьном курсе;
обобщение и закрепление информации, полученной учащимися на уроках;
формировать умение логически мыслить, анализировать, находить взаимосвязь между объектами и явлениями;
знакомство с основными причинами пожаров, со степенью их опасности.
привитие элементарных навыков борьбы с огнём, умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.
знакомство со средствами пожаротушения.
развитие умения пропагандировать знания по противопожарной безопасности.
ориентировать на профессии, связанные с защитой лесов от потребительского отношения человека, с защитой населения от опасностей.

В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:
непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;
практической направленности;
учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
прочности и наглядности;

В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:
1.технология проблемного обучения, с помощью которого обучающиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать обучающихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
2.исследовательский и частично- поисковый методы - помогут овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.
3.технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности обучающихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у обучающихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
4.объяснительно-иллюстративный метод.
Современное содержание образования предполагает выделение для факультативных курсов нескольких разных видов занятий (образовательных пространств) для обучения детей среди них используемых в данном курсе это: традиционный урок, урок-практикум, индивидуальные консультации, диспут, защита презентации, а также творческих, исследовательских работ.
Все типы образовательных пространств взаимообусловлены. С точки зрения организации обучения, практики порождают системы уроков, а уроки насыщают и обогащают практики, учебное занятие рефлексирует пройденный учебный путь, самостоятельная работа корректирует и направляет дальнейшее движения учащегося в учебном материале, консультации позволяют решать индивидуальные проблемы школьников в обучении.
С целью развития ключевых: читательской, информационно-коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной компетентностей применяются учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых действий
В процессе реализации программы у обучающихся формируется ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию и саморазвитию.
Данная адаптационная программа «Юные друзья пожарных» специального курса регионального компонента содержания образования предназначена для обучающихся 7 классов, рассчитана на 1 год (35 часов) обучения. Занятия по данному учебному предмету проводятся в ходе основной учебной деятельности общеобразовательного учреждения 1 раза в неделю .

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 


Содержание
Количество часов


всего
Контр.раб
Основные
знания и умения

I. Введение
1. История пожарной охраны.
2.Роль знаний пожарной безопасности
2
тест
Знать правила пожарной безопасности.
Уметь: объяснить разницу межу хорошим и плохим огнем

II. Раздел. Общие знания. «Основы пожарной безопасности»
1. Причины возникновения пожаров.
2. Меры профилактики пожара.
3. Обязанности граждан при пожаре.
4. Опасные факторы пожара.
5. Средства для тушения пожара, способы защиты.
6. Виды огнетушителей.
7. Последствия пожаров.
7









тест
Знать причины возникновения пожаров, влияние человеческого фактора на их возникновение.
Уметь объяснить роль и значение лесов для человека; уметь описать и объяснить назначение противопожарных инструментов;

III. Раздел «Лесные пожары».
1.Причины возникновения лесных пожаров.
2. Виды лесных пожаров.
3. Прямой ущерб от лесных пожаров.
4. Меры по предотвращению лесных пожаров в пожароопасный период
4




кроссворд
Знать виды лесных пожаров, причины их возникновения;
Уметь объяснить, что надо делать, если он увидит пожар в лесу или горящий костер.

IV. Раздел. «Профилактика лесных пожаров и борьба с ними»
1.Профилактика лесных пожаров.
2.Способы борьбы с лесными пожарами.
3. Заградительные и минерализованные полосы и канавы.
4.Тушение пожаров водой.
5.Отжиг.
6. Меры безопасности при тушении лесных пожаров.
6








викторина
Знать способы борьбы с лесными пожарами.
Уметь объяснить о мерах безопасности при тушении лесных пожаров.




V. Раздел «Безопасный дом»
1. Потенциальные опасности на кухне.
2. Опасности в спальной комнате.
3. Нарушения правил безопасности в общей комнате.
4. Треугольник огня.
5. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным
5






тест
Знать правила пожарной безопасности в квартире.
Уметь: уметь объяснить, что такое пожар, при каких условиях загорается огнь и как он горит;



VI. Раздел. «Правила поведения при пожаре в доме»
1.Защита от дыма.
2.Как выйти из горящего дома.
3. Как безопасно выбраться из окна?
4.План пожарной эвакуация из дома.
4

Тест «Проверь себя»
Знать как выйти из горящего дома.
Уметь: объяснить, как защитить свой дом от пожаров;

VII. Раздел. «Безопасное поведение»
1.Что делать, если на тебе загорелась одежда?
2.Как вызвать пожарную охрану?
3.Правила поведения при пожаре в местах скопления людей.
4.Что делать в случае пожара в школе?
4





памятка
Знать план пожарной эвакуация из дома, школы.
Уметь объяснить, что делать в случае пожара в школ



VIII. Раздел. Обобщающие уроки
1.Зачетный урок
2.«Не шути с огнём».
3.«Находчивые спасатели»
3
Практич

Практикум
Урок –игра
КВН








































СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Тема 1. Введение (2ч)

История пожарной охраны. Роль знаний пожарной безопасности. Традиции и история пожарной охраны и добровольного пожарного общества страны, изучение истории создания и развития пожарной охраны г. Братска а также роли и места общественных противопожарных формирований в обеспечении пожарной безопасности. Сбор материалов по истории пожарной охраны и о ветеранах пожарной охраны. Ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением, системами противопожарной защиты (наружным и внутренним противопожарным водопроводом, системами автоматического обнаружения и тушения пожара).
Демонстрация: фильм «Пожарная безопасность».

Тема 2.Основы пожарной безопасности (7 ч).

Причины возникновения пожаров. Меры профилактики пожара. Обязанности граждан
при пожаре. Опасные факторы пожара. Классификация средств для тушения пожара, способы защиты от огня и дыма. Виды огнетушителей, в чем их сходство и различие. Как использовать огнетушитель при пожаре? Последствия пожаров.
Демонстрация: фильмы  «Правила использования огнетушителя», «Правила поведения при пожаре»,
Подведение итогов: тест
Тема 3. Лесные пожары (4 ч)
Роль и значение лесов для человека. Что такое пирология? В чем заключается грамотное отношение с огнем? Причины возникновения лесных пожаров. Виды лесных пожаров. Прямой ущерб от лесных пожаров. Меры по предотвращению лесных пожаров в пожароопасный период.
Демонстрация: компьютерная презентация «Лесной пожар»,
 Подведение итогов: кроссворд
Тема 4. Профилактика лесных пожаров и борьба с ними.(6 ч)
Как по вине человека случаются пожары? Профилактика лесных пожаров. Способы борьбы с ними. Заградительные и минерализованные полосы и канавы. Тушение пожаров водой. Отжиг. Меры безопасности при тушении лесных пожаров.
Демонстрация: фильм «Средства пожаротушений»,
 Подведение итогов: «Не шути с огнем!» (игра-викторина)
Тема 5. Безопасный дом (5 ч).
Как защитить свой дом от пожаров? Потенциальные опасности на кухне. Опасности в спальной комнате. Нарушения правил безопасности в общей комнате. Правила пользования пиротехникой. Что такое треугольник огня? Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.
Демонстрация фильма «Алгоритм спасения при пожаре в помещении»,
 Подведение итогов: «Осторожно – огонь!» практическое занятие
Тема 6. Правила поведения при пожаре в доме (4 ч).
Защита от дыма. Как выйти из горящего дома. Как безопасно выбраться из окна? Как вызвать пожарную охрану? План пожарной эвакуация из дома.
Демонстрация фильмов: «Сосед устроил пожар», «Эвакуация»
 Подведение итогов: т е с т «Проверь себя»

Тема 7. Безопасное поведение (4ч).
Что делать, если на тебе загорелась одежда? Как вызвать пожарную охрану?
Правила поведения при пожаре в местах скопления людей. Что делать в случае пожара в школе?  
Демонстрация фильмов: «Загорелась одежда», « «Проверено на себе»
Подведение итогов: Памятка «Что делать в случае пожара в вашей школе»

Обобщающие уроки (3ч).
Практикум. Тесты, кроссворды. «Умелые пожарные» (игровая программа). «Находчивые спасатели» - КВН.
Демонстрация фильмов: «Первая помощь при ожогах», «Отравление окисью углерода», «Термические ожоги».


Требования к знаниям, умениями, навыками обучающихся
Должны
знать / понимать:
знать правила пожарной безопасности;
знать, что огонь опасен и в некоторых случаях только взрослые его могут зажечь и
присматривать за ним;
знать, как правильно зажечь и потушить костер;
знать причины возникновения лесных пожаров;
знать, как использовать огнетушитель при пожаре;
знать план пожарной эвакуация из дома, школы.
уметь:
уметь объяснить, что такое пожар, при каких условиях загорается огнь и как он горит;
уметь объяснить разницу межу хорошим и плохим огнем;
уметь объяснить, что необходимо сделать, если он найдёт лежащие не на месте спички или зажигалку;
уметь объяснить, как защитить свой дом от пожаров;
уметь перечислить, как по вине человека случаются пожары и как их предотвратить;
уметь объяснить, что надо делать, если он увидит пожар в лесу или горящий костер;
уметь объяснить роль и значение лесов для человека;
уметь описать и объяснить назначение противопожарных инструментов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки


Формы проверки и оценки результатов обучения осуществляются через формы промежуточного контроля: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение индивидуальных заданий.
Итоговый контроль: в форме тестовых заданий, творческие работы, зачетов, соревнований, конкурсов, кроссвордов и викторин. Оценивание личностных качеств проводится в процессе занятий по пропаганде противопожарной безопасности.


Учебно-методическое обеспечение

Основные виды учебной деятельности обучающихся в процессе освоения курса.
Форма организации занятий
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека и основы пожарной безопасности.
Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях в лесу, быту и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание основ пожарной безопасности, решение задач, кроссвордов, викторин, тестирование.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методический комплекс:
1.Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова, М.Просвещение, 2008 г.
2. Программа для системы дополнительного образования детей, С.В.Виноградовой, Волгоград, «Учитель», 2007 год.
3. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 5,6,7, классы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2013 г.
4. Г.П.Попова «Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками», Волгоград, Учитель, 2006 г.
2. ЦОР
набор иллюстраций по противопожарной безопасности
иллюстрации «Первая помощь при ожогах»
видеофильмы: «Правила использования огнетушителя», «Правила поведения при пожаре», «Пожарная безопасность», «Эвакуация», «Средства пожаротушений», «Загорелась одежда», «Сосед устроил пожар», «Проверено на себе», «Алгоритм спасения при пожаре в помещении», «Первая помощь при ожогах», «Отравление окисью углерода», «Термические ожоги».
компьютерные презентации в формате Ppt.: «Лесной пожар», «Разведение костров», «Типы костров» и т. Д










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

Содержание
Дата проведения
Количество часов
Основные
знания и умения


план
факт
всего
Контр.раб


I. Введение(2ч)
1. История пожарной охраны. 2. Роль знаний пожарной безопасности.

04.09.13
11.09.13


2
тест
Знать правила пожарной безопасности.
Уметь: объяснить разницу межу хорошим и плохим огнем

II. Раздел. Общие знания. «Основы пожарной безопасности»(7ч)
1.Причины возникновения пожаров.
2.Меры профилактики пожара.
3.Обязанности граждан при пожаре.
4.Опасные факторы пожара.
5.Средства для тушения пожара, способы защиты.
6.Виды огнетушителей.
7.Последствия пожаров.


18.09.13

25.09.13
02.10.13

09.10.13
16.10.13

23.10.13
30.10.13


7









тест
Знать причины возникновения пожаров, влияние человеческого фактора на их возникновение.
Уметь объяснить роль и значение лесов для человека; уметь описать и объяснить назначение противопожарных инструментов.

III. Раздел «Лесные пожары»(4ч)
1.Причины возникновения лесных пожаров.
2. Виды лесных пожаров.
3. Прямой ущерб от лесных пожаров.
4. Меры по предотвращению лесных пожаров в пожароопасный период

13.11.13

20.11.13
27.11.13

04.12.13


4




кроссворд
Знать виды лесных пожаров, причины их возникновения;
Уметь объяснить, что надо делать, если он увидит пожар в лесу или горящий костер.

IV. Раздел. «Профилактика лесных пожаров и борьба с ними»(6ч)
1.Профилактика лесных пожаров.
2.Способы борьбы с лесными пожарами.
3. Заградительные и минерализованные полосы и канавы.
4.Тушение пожаров водой.
5.Отжиг.
6. Меры безопасности при тушении лесных пожаров.


11.12.13
18.12.13

25.12.13


15.01.14
22.01.14
29.01.14


6








викторина
Знать способы борьбы с лесными пожарами.
Уметь объяснить о мерах безопасности при тушении лесных пожаров.




V. Раздел «Безопасный дом»(5ч)
1. Потенциальные опасности на кухне.
2. Опасности в спальной комнате.
3. Нарушения правил безопасности в общей комнате.
4. Треугольник огня.
5. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным

05.02.14

12.02.14
19.02.14

26.02.14
05.03.14


5






тест
Знать правила пожарной безопасности в квартире.
Уметь: уметь объяснить, что такое пожар, при каких условиях загорается огнь и как он горит;

VI. Раздел. «Правила поведения при пожаре в доме»(4ч)
1.Защита от дыма.
2.Как выйти из горящего дома.
3. Как безопасно выбраться из окна?
4.План пожарной эвакуация из дома.


05.03.14
12.03.14
19.03.14

02.04.14
.

4

Тест «Проверь себя»
Знать как выйти из горящего дома.
Уметь: объяснить, как защитить свой дом от пожаров;

VII. Раздел. «Безопасное поведение»(4ч)
1.Что делать, если на тебе загорелась одежда?
2.Как вызвать пожарную охрану?
3.Правила поведения при пожаре в местах скопления людей.
4.Что делать в случае пожара в школе?


09.04.14

16.04.14
23.04.14

30.04.14


4





памятка
Знать план пожарной эвакуация из дома, школы.
Уметь объяснить, что делать в случае пожара в школ



VIII. Раздел. Обобщающие уроки(3ч)
1.Зачетный урок
2.«Не шути с огнём».
3.«Находчивые спасатели»


07.05.14
14.05.14
21.05.14

3


Практикум
Урок –игра
КВН





Приложения

Профилактика лесных пожаров и борьба с ними

Нельзя бросать в лесу горящие спички, окурки, трубочную золу. Необходимо их тщательно тушить.
Нельзя употреблять на охоте пыжи (прокладки, отделяющие порох в патроне от пули, дроби) из легковоспламеняющихся материалов.
Нельзя оставлять в лесу (степи, поле) материал, пропитанный горюче-смазочными веществами.
Нельзя оставлять стеклянные предметы и осколки на поверхности грунта. Их необходимо закапывать, либо уносить с собой.
Нельзя весной выжигать траву.
Нельзя разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, в лесосеках, на гарях, под нависающими ниже 10 м кронами деревьев.

В случае если костер все же необходим, следует удалить весь легковоспламеняющийся материал в радиусе 1 метра от костра и непрерывно следить за выпадающими из костра угольками и искрами.
На торфянике под костром необходимо обеспечить «подушку» из 10 см слоя песка. Костер не должен быть сильным!

Нельзя разводить костры на каменных россыпях, поскольку между камнями может находиться растительная труха, по которой пламя может незаметно продвинуться за десятки метров от лагеря.
Нельзя оставлять не затушенным костер. Кострище необходимо тщательно залить водой или засыпать песком.

При поступлении сообщения о том, что в районе проживания начались пожары, выполняются следующие требования:
1. Вокруг лесных массивов и населенных пунктов создаются полосы, лишенные растительности.
2. Ценное имущество укрывается в землянках или цельнокаменных зданиях.
3. Готовятся необходимые вещи для эвакуации.
4. При пожаре ведется наблюдение за летящими головнями для предотвращения возникновения новых очагов возгорания.
5. При поступлении сигнала об эвакуации население строго придерживается указаний о местах сбора, маршрутах движения.

Основные способы тушения:
захлестывание или забрасывание грунтом кромки пожара;

устройство заградителмьных и минерализованных полос и канав;

тушение пожара водой или растворами огнетушащих химикатов;

отжиг (пуск встречного огня).

Вопросы:
1. Чего нельзя делать в лесу во избежание возникновения пожара?
2. Что нужно делать при получении сообщения о возникновении лесного пожара в районе вашего проживания?
3. Кто несет непосредственную ответственность за сохранность лесов?
4. Что вы знаете об организации охраны лесов от пожаров, какие для этого создаются подразделения?
5. Назовите и поясните основные способы тушения лесных пожаров.
6. Какую опасность таят подземные пожары и подгоревшие с корней деревья?
7. О чем нужно договориться заблаговременно на случай потери ориентировки в условиях высокой задымленности?
8. С какими мерами предосторожности в случае крайней необходимости нужно проходить через зону горения?
9. Можно ли устраивать ночлег в зоне действующего лесного пожара?


Утечка газа приводит к беде, так как газ – взрывоопасное вещество:
- Пользоваться газом можно, когда комната проветривается.
- Запрещается использовать газ для обогрева.
- При зажигании газа надо сначала поднести горящую спичку к горелке, а потом открыть кран.
- При запахе газа позвоните в газовую службу.
Запомните 4 важных «не»:
– не ремонтируйте газовые приборы самостоятельно.
– не привязывайте к газовым трубам бельевых веревок.
– не исправляйте сами дефекты газопроводных труб.
– не оставляйте без присмотра работающие газовые приборы.

Если загорелся телевизор? Что делать?
- Телевизор надо сразу отключить от сети.
- На него надо набросить плотную ткань или одеяло.
- Тушить водой через верхнее отверстие задней стенки.



Викторина (Не шути с огнем!)
1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем?(1 балл)
– Пожарные.

2. Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? (1 балл)
– «01» – самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набрать даже в темноте и на ощупь.

3. Почему пожарная машина красная? (1 балл)
– Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.

4. Как одеваются пожарные? (2 балла)
– Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

5. Назови произведения, где упоминается о пожаре? (2 балла)
С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»; К. Чуковский «Путаница»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; Е. Пермяк «От костра до котла»; «Огонь – опасная игра».

6. Чем опасны пожары? (1 балл)
– При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди.

7. Чем еще опасен пожар, кроме огня? (2 балла)
– Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

8. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город? (1 балл)
– Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

9. Чем можно тушить начинающийся пожар? (1 балл)
– Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

10. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? (1 балл)
– Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

11. От чего бывают пожары? (1 балл)
– Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

12. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (2 балла)
– Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

13. Что надо делать, если в квартире много дыма? (2 балла)
– Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

14. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (2 балла)
– Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться бежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

15. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом? (2 балла)
– Лифт во время пожара – настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

16. Чем опасна печь в деревенском доме? (2 балла)
– В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

17. Почему без разрешения взрослых нельзя трогать печную заслонку? (2 балла)
– Если печную заслонку закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ и можно задохнуться.

18. Может ли загореться искусственная елка? (2 балла)
– Искусственная елка может загореться. Правда, искусственная елка разгорается не так быстро, как настоящая, но зато горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества.

19. Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы будете их зажигать? (2 балла)
– Фейерверки, свечи, бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома.

Загадки о воде и различных водоёмах
- Что в гору не вкатишь? (Воду.)
- Иван бежит, сам кричит и всех на себе носит. (Река.)
- День и ночь кричит, а голос не устает. (Водопад.)
- Бежит бычок-золотой рожок. (Ручей.)
- Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)
- Ни море, ни земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)
- Назовите агрегатное состояние воды. (Жидкое, твердое, газообразное.)
- Как называется водная оболочка Земли? (Гидросфера.)
- Где Волга берет начало? (На Валдайской возвышенности.)
- Перечислите все океаны. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.)
- Как называется вода под землей? (Подземная, межпластовая.)
- Назовите самое соленое море. (Красное.)
- Назовите самую длинную реку в мире. (Нил.)
- Назовите самое глубокое озеро в мире. (Байкал, 1622 м.)
- Назовите самое большое озеро в мире. (Каспийское.)
- Какой материк не имеет рек? (Антарктида.)
- Назовите самый мелкий океан. (Северный Ледовитый океан.)
- Назовите реку, море и озеро в России, носящие название одного цвета.(Белые.)
- Какие водные растения вы знаете? (Кувшинка, кубышка, камыш...)
- Как называют людей, купающихся зимой? (Моржи.)
- Какие подручные средства могут помочь в тушении огня? (Вода, песок.)
- Назови животное – индикатор чистой воды. (Рак.)

Закончи пословицу:
1. Из искры пожар (рождается).
2. нет дыма без (огня).
3. Москва от копеечной свечи (сгорела).
4. Огонь хороший слуга, но (плохой хозяин).
5. Правда в огне не горит (и в воде не тонет).
6. Огонь друг и (враг человека).
7. Спичка – невеличка, огонь (великан).

Отгадай загадку:
-Спят смирно дочки в коробке – домике,
У сонь, у тихонь в голове огонь. (Спички.)
-На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь. (Костер.)
-Его просят, его ждут,
А придет – прятаться начнут. (Дождь.)
-В степи удалили шашкой,
-А конец за горами сверкнул. (Молния.)
-Красный теленок черную корову лижет. (Огонь, котел.)
-Через поле и лесок
Подает он голосок,
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно – там. (Телефон.)
-По деревне прошел – ничего не оставил. (Огонь.)


Тест «Пожарная безопасность»
1. Какая монета нужна, чтобы вызвать пожарную бригаду:
а) 10 рублей;
6) 5 рублей;
в) никакой?
2. Вызывая пожарных, как нужно говорить:
а) очень быстро;
б) спокойно, тихим голосом;
в) медленно и четко?
3. В вашей квартире (на даче) начался пожар, кого вы должны оповестить после вызова пожарных, если ваша семья уже эвакуировалась:
а) милицию;
б) скорую помощь;
в) соседей?
4. Если ночью вы просыпаетесь в задымленной комнате, ваши первые действия:
а) лежать в кровати и звать о помощи;
б) скатиться с кровати и ползти к двери;
в) встать и бежать из комнаты?
5. Ваша комната наполнена дымом. Прежде чем открыть окно вы:
а) зовете на помощь;
б) делаете глубокий вдох;
в) сделаете веревку из постельных принадлежностей?
6. Что делать, если вы не можете открыть окно, чтобы позвать на помощь, когда дом в огне:
а) выползти в другую комнату;
б) стучать в окно;
в) разбить окно?
7. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом:
а) переползти в ближайшую комнату и закрыть дверь за собой;
б) попытаться спуститься вниз;
в) убежать в дальнюю комнату?
8. Зачем затыкать щель под дверью, если за ней пожар:
а) чтобы прекратить шум огня;
б) прекратить доступ дыма в комнату;
в) прекратить доступ жара из-под двери?
9. Как определить, что за закрытой дверью – пожар:
а) открыть дверь и посмотреть;
б) позвать маму или папу посмотреть;
в) потрогать дверь тыльной стороной ладони?
10. Что нужно сделать с электроприборами, если они не нужны ночью:
а) оставить включенными;
б) отключить и вынуть штепсель из розетки;
в) отключить, но вилку не вынимать из розетки?
11. Если пожарная машина проехала мимо вас и остановилась неподалеку, что нужно делать:
а) привлечь внимание пожарного;
б) самому бороться с огнем;
в) снова позвонить в пожарную охрану?












15