Урок русского языка на тему: Лексика и фразеология русского языка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ПО ТЕМЕ:
« ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
ЧЕСТНЫХ ВАЛЕНТИНА ЮРЬЕВНА
МИЧУРИНСК
« Лексика и фразеология русского языка»
Цели урока:
Образовательная: систематизировать и расширить знания обучающихся о языке и таких разделах как лексика и фразеология, формировать у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.
Развивающая: повышать культуру речи обучающихся, развивать умение пользоваться справочной литературой, навыки выразительного чтения.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку, уважение к народу- творцу языка, коммуникативную культуру, познавательные интересы.
Материально- техническое обеспечение
Мультимедийная презентация
Компьютер, программа Microsoft Power Point
Карточки для блиц- опроса
Карточки- задания для самостоятельной работы
Методы урока: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, игровой метод.
Ход занятия
1. Слово учителя:
Здравствуйте, садитесь. Сегодня, ребята, у нас обобщающее занятие по теме “Лексика и фразеология русского языка”. Запишите в тетрадь число и тему урока: “Обобщение изученного по лексике и фразеологии русского языка”.
Наша цель сегодня - систематизировать и расширить ваши знания по лексике и фразеологии, еще раз убедиться в том, что именно в лексике проявляется богатство русского языка, словарный состав которого постоянно изменяется.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Алексей Толстой писал: «Язык – это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как:
нечетко, приблизительно, неверно».
Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Это язык. Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там за широкими дверями.
Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятная Вселенная.
Через слово он впервые узнает о том, что еще не видели, а возможно никогда и не увидят его глаза.В звучном слове сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звездных пространств, зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов. И все это только благодаря языку. Для чего же нужен язык человеку?
2. Выступление обучающегося.
Чтение учащимся сообщения (притча Эзопа)
Эту историю рассказал раб Эзоп:
-Было это давно, я тогда еще был рабом: однажды хозяин мой, Ксанф, говорит мне:
-Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!
- Ладно, думаю, научу я тебя, Ксанф, не давать глупых приказаний. И пошел я в мясную лавку, купил языков от свежезаколотых свиней, и когда пришел домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот к назначенному часу сходятся гости.
Тут подаю я каждому ученику вареный язык под соусом.
- Ого, учитель! Даже обед у тебя философический: ничего не упустишь из виду. Только мы устроились за столом, нам подают язык!
Выпили они, поели, снова зовут.
- Эзоп, принеси же нам поесть!
Вот жареный язык под перцем и солью.
- Божественно, учитель, великолепно! От огня да еще от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
Снова выпили. Ксанф в третий раз еды требует. От языков всем уже тошно стало. А я опять им холодный язык с кореньями.
- Ох, Демокрит, у меня у самого язык болит от стольких языков! Неужели ничего больше нет? Видно, там, где старается Эзоп, добра не жди!
-Эзоп, дай нам похлебки!
А я подаю отвар, оставшийся от языков.
Доконал нас Эзоп со своими языками.
- Эзоп, больше у нас ничего нет?
- Больше ничего, хозяин.
Да разве я не сказал тебе, мерзавец, чтобы ты купил самого лучшего, самого прекрасного?
-Счастье мое, что ты попрекаешь меня в присутствии этих господ. Да разве есть, что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и ученость? Без языка ничего нельзя сделать: ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – все это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа язык, ничего нет лучше на свете.
-Клянемся Музами, он отлично рассуждает! Ты не прав, учитель.
Прошла ночь. Наутро ученики едва приползли, жалуясь на боль в животе. Ох и рассердился Ксанф!
-Слушай же, негодный раб! Сегодня я решил угостить моих друзей настоящим обедом. Так как все, что тебе говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ: ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!
-А я опять пошел в лавку и купил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Вот пришло время обеда.
- Эзоп, принеси нам поесть!
-Вот, пожалуйста, соленый язык в уксусе.
- Как, опять языки?
-Не иначе, он этим уксусом нас хочет исцелить после вчерашнего.
Выпили они, поели, снова выпили.
- Принеси же нам поесть!
А я им – жареный язык.
- Что это значит? Ты что, болван, хочешь нас совсем уморить своими языками?
- Ты опять за старое, Злодей? Да как ты смел это покупать? Я ведь велел тебе купить самого дрянного, самого негодного на свете!
-А что же на свете хуже языка? Язык нам несет раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну; разве может быть что-то еще хуже, еще презреннее, чем язык?
-Учитель, если ты этого малого будешь слушать, он тебя скоро с ума сведет. Каково лицо, такова и душа: злобный, ничем не довольный, гроша я за него не дал бы.
- По мне, так ты куда более злобен. Ксанфу ты чужой, а все-таки разжигаешь в нем гнев дурными словами и подстрекаешь хозяина на раба. А все твой злой язык.
Плюнули гости с досады и ушли домой.
3. Беседа с учащимися по вопросам.
1)Для чего же нужен язык человеку?
2)Как грамотная речь помогает людям разных профессий в общении?
3) Какой должна быть речь повара?
4. Проверка домашнего задания.
Придумать рецепт какого- либо блюда, в котором фигурировали бы устаревшие слова и (или) просторечные слова.
Подобрать как можно больше пословиц, афоризмов , связанных с пищей.
Повторение изученного материала
Деление группы на 3 команды. Выбор капитанов команд и названий- «Словесный фреш», «Знатоки», «Ума палата»).
Блиц- опрос по лексике и фразеологии, раздача карточек с вопросами командам.
1)Что такое лексикология?
2)Дайте определение синонимам и приведите примеры.
3)Дайте определение омонимам и приведите примеры.
4)Дайте определение антонимам и приведите примеры.
5)Что такое старославянизмы? Приведите примеры.
6)Что такое фразеологический оборот?
7) Что представляет собой разговорная и книжная лексика?
8)Назовите основные причины появления слов иноязычного происхождения.
6. Самостоятельная работа.
Перед вами карточки. Ваша задача- определить, из какого языка появились следующие названия блюд и продуктов. У вас есть такой предмет как «Кухня народов мира», поэтому это задание будет для вас несложным. На это вам дается 3- 4 минуты.
7.Игра «Поле Чудес»
А теперь вас ждет игра « Поле Чудес».
За ходом игры будет следить наше жюри в лице.. Она будет начислять баллы каждой команде и в результате скажет, кто достоин звания победителя.
Правила игры: игра состоит из 3х полуфиналов. В полуфиналах вы можете отгадать задание по буквам или дать сразу вариант ответа. После 3- х полуфиналов - главная игра. Наши эксперты следят за активностью команд.
Задания игры.
- Подберите синоним к фразеологизму - В ПОТЕ ЛИЦА
а) засучив рукава
б) не покладая рук
- Подберите синоним к фразеологизму - КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
а) вдоль и поперек
б) до последней запятой
в) до точности
- Подберите синоним к фразеологизму - ОТ ЖИЛЕТКИ РУКАВА
а) дырка от бублика
б) кукиш с маслом
в) ни шиша
- Угадай фразеологизм – говорят о том, кто умеет свободно, гладко излагать свои мысли
( У НЕГО ЯЗЫК ПОДВЕШЕН)
Подведение итогов.
- Укажите лексическое значение слова БРЮЗЖАТЬ
( надоедливо ворчать)
- Укажите лексическое значение слова визуальный
(наблюдаемый зрительно)
- Укажите лексическое значение слова галантный
(изысканно вежливый, любезный)
- Как называется боязливость, нерешительность из- за неуверенности в себе
( робость)
- Чем отличаются слова – историзмы от слов- архаизмов?
( Историзмы - слова, обозначающие названия исчезнувших предметов, явлений, понятий. Архаизмы - слова, обозначающие названия существующих в настоящее время предметов и явлений, по каким- либо причинам вытесненные другими словами.)
- Как правильно? Поставьте свою подпись или поставьте свою роспись
( Поставьте свою подпись)
- Докажите, что слово фонарь - заимствованное слово.
( Буква Ф свидетельствует о нерусском источнике слова, поскольку у восточных славян не было звука Ф, и соответствующий графический знак использовался лишь для обозначения его в заимствованных словах)
- Угадай поговорку: Так говорят о том, кто испытывает сильный страх, испуг.
Фразеологический синоним – поджилки трясутся (ДУША В ПЯТКИ УШЛА)
Подведение итогов.
Супер - игра.
Задание для супер - игры
Назовите фамилию автора данного афоризма: А ларчик просто открывался.
( Крылов И. А.)
Награждение победителя и команд- участников.
8. Подведение итогов урока, комментарии и выставление оценок
- Итак, скажите, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии, какие понятия вспомнили?
Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике.
Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной, широко используются в литературном языке.
Комментарии, выставление оценок.
9. Инструктирование по домашнему заданию.
Домашнее задание.
Написать небольшую исследовательскую работу, связанную с происхождением понравившихся вам фразеологизмов.
10. Заключительное слово учителя.
- Мы поздравляем команду победителей! Ребята, спасибо за работу на уроке и ваше хорошее настроение.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
15