Рабочая программа факультативного курса «РЕШЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ» 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТРЕТЬЯКОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

.

ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
Протокол № __

« »__________ 20 г.

УТВЕРЖДАЮ:
И.О.директора школы
_____________ Н. Ю. Голова
Приказ № ____ от

«___»__________20 г.










Рабочая программа факультативного курса
«РЕШЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»
8 класс

на 2015-2016 учебный год
















Разработана:
Бондаревой И. М.
учителем физики и информатики
1 квалификационной
категории



село Михайловка
2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа факультативного курса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. Составители: В.А. Коровин, В. А. Орлов. М. Дрофа 2010 г. Авторы: А.В. Перышкин. Е. М. Гутник».

Цель данной программы:
развитие интереса к физике, к решению физических задач;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о методах решения расчетных физических задач.
Задачи:
Рассмотреть способы классификации задач;
Показать возможность использования алгоритмов решения задач разных видов.
Воспитание личности, умеющей анализировать, самоанализировать и создавать программу саморазвития.
Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Усвоение учащихся идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания.
Формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций.
Физика – это мировоззренческая дисциплина, поскольку физическое знание делает человека по настоящему образованным и, приобщает его к культурным источникам цивилизации.
Физика – это и учебный предмет. Понимать физику – это прежде всего уметь решать физические задачи, которые в избытке предоставляет нам природа. Перед каждым учителем стоит цель научить решать задачи, при этом используя не только логику науки, но и особенность психологии мышления.
Важно, чтобы при решении задач обучающийся осваивал сложный комплекс действий: понимание и конкретизирование содержания главного вопроса, построение модели явления, обоснование выбора наиболее подходящей комбинации методов, применение видоизмененных методов решения с учетом конкретных условий, умение проанализировать полученные результаты и оценить их физический смысл.
Данный факультативный курс предполагает решение задач, как один из надежных способов углубления понимания физических теорий, поэтапного формирования логического мышления, видения функциональных связей физических величин, анализа, классификации. Факультатив включает три раздела: «Агрегатные состояния вещества», «Электрические явления» и «Световые явления»

Сроки реализации рабочей программы один учебный год.

Возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, ач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.
В процессе изучения курса используются следующие формы: тестовый контроль, самостоятельные работы.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Учебники «Физика» 7, 8, 9 классы. Автор А.В. Перышкин (7, 8 классы); А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (9 класс)
 Рабочая тетрадь «Физика» 7 класс. Авторы: Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов
Тесты «Физика» 7, 8, 9 классы. Авторы: Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова
Дидактические материалы «Физика» 7, 8, 9 классы. Авторы: А.Е. Марон, Е.А. Марон
Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 классы. Авторы: А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон
Тематическое и поурочное планирование. 7, 8, 9 классы. Авторы: Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова
Учимся решать задачи. 7, 8, 9 классы. Авторы: И.Г. Власова, В.В. Тихонов. Готовится к изданию
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Факультативный курс ориентирован на учащихся 8 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).


СТРУКТУРА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА

8 КЛАСС













№ п/п
Наименование раздела
Количество часов

1
Тепловые явления
16

2
Электрические явления
13

3
Световые явления
5


Итого:
34

Календарно-тематический план
8 класс



Наименование раздела программы
(количество часов, соответствующее федеральной программе)

№ п/п
№ урока в разделе

Тема урока

Дата

Тепловые явления (16 ч)

1
1
Внутренняя энергия


2
2
Способы изменения внутренней энергии


3
3
Удельная теплоёмкость


4
4
Количество теплоты


5
5
Энергия топлива


6
6
Закон сохранения энергии в тепловых процессах


7
7
Агрегатные состояния вещества


8
8
График плавления и отвердевания тел


9
9
Удельная теплота плавления


10
10
Кипение


11
11
Парообразование и конденсация


12
12
Удельная теплота парообразования и конденсации


13
13
Работа газа и пара при расширении


14
14
Преобразование энергии в тепловых машинах


15
15
Двигатель внутреннего сгорания


16
16
Паровая турбина


Электрические явления (13 ч)

17
1
Электризация. Электрический заряд


18
2
Строение атома


19
3
Электрическая цепь и ее составные части


20
4
Сила тока и электрическое напряжение


21
5
Электрическое сопротивление


22
6
Закон Ома для участка цепи


23
7
Удельное сопротивление


24
8
Последовательное соединение проводников


25
9
Параллельное соединение проводников


26
10
Работа электрического тока


27
11
Мощность электрического тока


28
12
Расчет электроэнергии потребляемой бытовыми электроприборами


29
13
Закон Джоуля-Ленца


Световые явления (5 ч)

Решение задач

30
1
Распространение света


31
2
Отражение света


32
3
Преломление света


33
4
Линзы. Фокусное расстояние линзы


34
5
Оптическая сила линзы



Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/понимать
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.




Список литературы

Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. Проверочное задание по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1992. – 112с.
Физика 8 кл А.В. Перышкин
Сборник задач по физике 7-9 кл В.И. Лукашик, Е.В.Иванова
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие. – 4-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 96с.
Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс: Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2002. – 128с.
Заголовок 3 Заголовок 915