Методическая копилка «Формирование коммуникативной компетенции учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»



Содержание методической копилки учителя-дефектолога специальной (коррекционной) школы-интерната № 25 Дятловой И.Г. и учителя начальных классов Золотарёвой Р.А г.Братска Иркутской области по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся младших классов
специальной (коррекционной) школы VIII вида»
План проведения «Декады вежливости».
План-конспект итогового мероприятия «Ежели вы вежливы».
Образец анализа проведения «Декады вежливости».
Образец самоанализа проведения «Декады вежливости».
План проведения «Декады дружбы».
План-конспект итогового мероприятия «Если с другом вышел в путь – веселей дорога».
Миниатюры по теме «Учитесь дружить».
Подборка коррекционно-развивающих игр на формирование взаимодействия, дружеских взаимоотношений.
Методические рекомендации по развитию культуры общения учащихся младших классов.
Образец анализа проведения «Декады дружбы».
Образец самоанализа проведения «Декады дружбы».














ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
«Декады вежливости» в 3, 4 КЛАССЕ – 24. 12. 07. – 10. 01.08.
Тема: «Ежели вы вежливы».
Цель проведения: способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Мероприятие
Дата
проведения,
время.
Место
Проведения.
Ответственный.

1.
Открытие «Декады Вежливости» на общешкольной линейке.
24.12. 07.
8-15
1 этаж
Дятлова И.Г., Золотарёва Р.А.

2.
Пятиминутки «Вежливости» на каждом уроке.
Слова приветствия:
Здравствуйте! Привет! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер!
Слова – просьбы:
Пожалуйста, прошу вас, разрешите, будьте добры, если вас не затруднит.
Слова благодарности:
Спасибо, большое спасибо, благодарю.
Слова прощания:
До свидания, до встречи, прощайте, пока, счастливо оставаться.
Слова извинения:
Извините, простите, мне очень жаль.
с 24. 12. 07. по 31.12. 08.

Классная комната 4-9
Дятлова И.Г.

Золотарёва Р.А.

3.
Конкурсы
- на самого вежливого ученика;
- на самую лучшую стенгазету «В стране вежливости».
8. 01. 08.
Классная комната 4-9
Дятлова И.Г.

Золотарёва Р.А.

4.
Акция «Поздравление!»
Дружественный визит с поздравлениями
(с окончанием 2 четверти, с Новым Годом, с Рождеством и др.).

30, 31 декабря и 9.01.08.
По классам
.Дятлова И.Г.
Золотарёва Р.А.

5.

Итоговое мероприятие «Ежели вы вежливы»
10. 01. 08.
в 11-00
Актовый зал
Дятлова И.Г.
Золотарёва Р.А.


6.
Итоги «Декады Вежливости» на общешкольной линейке.
Заметка в газету «Пристань детства»
На 1 линейке 3 четверти.

1 этаж
Дятлова И.Г.
Золотарёва Р.А.





2. План – конспект внеклассного мероприятия по теме
«Ежели вы вежливы».

Цели: 1. Учить детей пользоваться вежливыми словами.
2. Воспитывать культуру поведения в общении, показать, что вежливость - это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, поведении.
Оборудование: газеты о вежливости, медали, призы, полукругом расставлены стулья, все уютно и красиво.
Ход занятия:
Ведущая: Здравствуйте, ребята! (в зал вбегает Петрушка)
Петрушка: Ой! Чуть не опоздал!
Ведущая: Здравствуйте! А кто вы такой, молодой человек?
Петрушка: Как это кто? Я - Петрушка!
Я - капризный, непослушный!
Никудышный, равнодушный!
На Петрушку, кто ни глянь -
Каждый скажет, мальчик - дрянь!
Ни-ко-го не уважаю,
Всех на свете обижаю!
Ведущая: А почему?
Петрушка: А потому, что кончается на «у».
Ведущая: А если ты такой плохой, Петрушка, то зачем же тогда сюда пришел?
Петрушка: Как это зачем?
Я пришел, чтоб не ленится,
Уму разуму учиться.
Баловаться, обзываться
И с ребятами подраться.
Петь, плясать и хулиганить,
Ну и просто балаганить!


Ведущая: Петрушка?! Ты, наверное, не туда попал. В нашей школе не учат ни хулиганить, ни драться.
Петрушка: А чему же учат в вашей школе?
Ведущая: А в нашей школе учат писать, читать, решать примеры и задачи, а еще учат быть добрыми, заботливыми, культурными. Вот как! Понятно?!
Петрушка: Теперь понятно! (тяжело вздыхает)
Ведущая: А хочешь, мы с тебя можем начать?
Петрушка: Конечно, хочу! (радостно)
Ведущая: Итак, мы знаем, как тебя зовут, а правила вежливости позволяет мне познакомить тебя с присутствующими.
-Я - ведущая и зовут меня – Ирина Геннадиевна, и, познакомься, пожалуйста, это ребята из нашей школы, а это наши замечательные педагоги. Скажи: очень приятно.
Петрушка: Очень приятно!
Ведущая: Проходи, пожалуйста, садись сюда.
Слушай все внимательно и запоминай.
Сегодня, ребята, мы узнаем, что такое вежливость, будем учиться правилам вежливого общения, повторим вежливые «волшебные» слова, иными словами будем учиться правилам культуры поведения.
Что же такое вежливость?
Вежливость - это прежде всего проявление уважения к людям, это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. А этому нужно учиться с детства.
Самое первое правило вежливости, которое мы запоминаем с первых дней - это приветствие и пожелание доброго дня. Об этом расскажут Андрей и Галя. -«Здравствуйте!», ты скажешь человеку,
«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.
И, конечно, не пойдет в аптеку




И здоровым будет сотни лет. «Добрый день!» - тебе сказали. «Добрый день!» - ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Ведущая: Когда услышишь такие слова, да еще сказанные от души, то становится теплее.
Мы с вами живем в обществе, среди людей, поэтому вести себя должны правильно и красиво. Мы должны быть воспитанными, а воспитанный человек свое отношение к людям выражает красивыми поступками, проявляя заботу и вежливость.
А сейчас послушайте стихотворение и скажите, кого считают вежливым?
Ежели вы вежливы,
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы,
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду.
Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и бабушкой,
Вы их не перебьете.


И ежели вы вежливы, -Тому, кто слабее,
Вы будете защитником, Пред сильным не робея.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите
Но мячика у мальчика Без спросу не берите!
-Так кого считают вежливым? (дети отвечают)
-Ребята, а для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами.
Следующее правило вежливости запрещает нам шуметь и выкрикивать, поэтому нужно вести себя спокойно.
А какие «волшебные» вежливые слова вы знаете, назовите?
Послушайте, пожалуйста, Иру.
Ира: «Будьте добры» или «Будьте любезны» -
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать любому.
Ведущая : - А сейчас поиграем.
Я начну читать стихи, а вы кончайте, дружно хором отвечайте.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... Дети хором: Спасибо!
Зеленеет старый пень, когда услышит ...
Дети хором: Добрый день!





3. Когда нас бранят за шалости, мы говорим ... Дети хором: Простите нас, пожалуйста!

4. Мальчик вежливый и ласковый говорит при встрече ... Дети хором: Здравствуйте!
Если больше есть не в силах, скажем повару ... Дети хором: Спасибо!
И в Братске, и в Дании на прощанье говорят. Дети хором: До свидания!
Ведущая: Но не только слова должны быть добрые и вежливые, но и поступки, чтобы не пришлось краснеть педагогам и друзьям.
Послушайте стихотворение «Нагрубил» и ответьте на вопрос:
Понравился ли вам Миша и почему?
-Миша злым сегодня был,
Оттолкнул братишку,
Даже маме нагрубил
И уткнулся в книжку.
Но едва открылась книжка,
Покраснев, прочел мальчишка.
«Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Мимо острова Буяна
Мимо Миши - грубияна! Не будьте, пожалуйста, такими, как Миша.




(Физминутка)
-Итоги конкурса на самого вежливого ученика. Награждения. (Аплодисменты)
-Итоги конкурса на лучшую газету. Награждение. (Аплодисменты)
Ведущая: А сейчас послушаете стихотворение про индюка и скажите: Почему к индюку никто не пришел в гости?
Ведущая:
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день, не реже, он кричал
Индюк:... Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости
-Поучиться вежливости.
Я и сам.
Ведущая: Кричал Индюк
Индюк: Доктор вежливых наук.
И жена моя - пример Замечательных манер.
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана,
Не стесняйся ты, Осел,
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба? Говори: приду, спасибо.
Ты не будь свиньей, свинья,
Ждет тебя моя семья. Только раньше бы умыла


Ты свое свиное рыло.
Ведущая: как не бился он, однако
К Индюку никто не шел –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости ...
Индюк: Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды - балды!
Ведущая: И добавил с высоты Своего величия ...
Индюк: Не усвоили они Правила приличия!
-Почему к Индюку никто не пришел в гости? (дети отвечают)
-А сейчас послушайте стихотворение про ослика. Скажите,понравился ли он, вам? Почему? Был ли он был вежливым?!
-Был ослик очень вежливый
Воспитанный он был
Всем улыбался, кланялся,
И «здравствуй» - говорил.
Потом,
Он отходил на шаг
И говорил:
Тюмень - тюфяк,
А Заяц - трус,
А Лев - дурак,
А слон - обжора и толстяк!
Ни разу доброго словца


Он не сказал ни про кого -
И Я прошу тебя, Дружок,
Не будь похожим на него!
-Понравился ли вам Ослик? Почему?
-Учиться вежливости - большая наука. Стать вежливым нелегко.
Послушайте, как учили медведя.
-Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать,
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так, мишку лет пяти - шести
Учили, как себя вести.
- Чему учили Мишку?



-Послушайте стихотворение о том, как Волчишку научили - таки вежливости.
На поляночке лесной
Жил Волчишка злой - презлой.
И всегда он был сердитый
Хоть голодный, хоть и сытый.
В гости раз пришли к Волчишке
Худохвостые Зайчишки.
А волчонок закричал:
- Кыш из дома!
Кто вас звал?
А зайчата испугались
И, конечно, разбежались.
Утром Волк пришел напиться
Из реки сырой водицы.
Он собой залюбовался
И беда - в реку сорвался.
Он кричит и еле дышит,
Но никто его не слышит.
Тут увидел, что на кладки
Выбегают вдруг Зайчатки.
Волк кричит Зайчаткам тем
Вмиг спасайте!
Не то съем!
И тогда уже Зайчатки
Закричали волку с кладки:
Если вежливым не станешь, Грубость всю в воде оставишь, Скажешь ласковое слово,
Мы спасти тебя готовы!


О! Пожалуйста, спасите! Поскорей меня тяните?! Стал Волчонок очень ласков.
Вот и вся, детишки, сказка.
-Почему Зайчата спасли Волчонка? (дети отвечают)
- Итак, мы сегодня учимся словам вежливости, и я хочу загадать вам, ребята, веселые загадки. Эти загадки особенные, если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» но это надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом - надо промолчать.
Ведущая: Кто из вас, проснувшись, бодро
С «добрым утром» скажет твердо?
Ведущая: Кто из вас, скажите, братцы, Забывает попрощаться?
Ведущая: Кто из вас, в автобусе тесном Уступает старшим место?
Ведущая: Кто из вас, молчит, как рыба, Вместо доброго «спасибо»?
Ведущая: Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Ну, Петрушка, запомнил ты сегодняшний урок?
Петрушка: Запомнил! Я все понял!
Я теперь всегда буду говорить вежливые слова, вам не будет за меня стыдно!
Ведущая:
Итак, наше занятие подошло к концу.
Перед тем, как нам расстаться.
И уйти всем по домам.
Хочется мне попрощаться
Пожелать при этом вам:
Чтобы вежливыми были,
Слов волшебных не забыли.
Чтобы добрыми словами
Говорили мы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас.
В добрый путь, Вам! В добрый час!
3.Анализ проведения
«Декады вежливости» в 3, 4 классе
1. Перечислите положительные моменты при организации и проведении «Декады вежливости» .____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие увидели проблемы при планировании и подготовке к мероприятиям. Ваши замечания.
_________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·3. Ваши пожелания, рекомендации при планировании, подготовке и проведении подобных декад_____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!




















4.Самоанализ проведения
«Декады вежливости» в 3,4 классе
1. Перечислите положительные моменты при организации и проведении «Декады вежливости» .____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие увидели проблемы при планировании и подготовке к мероприятиям. Ваши замечания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ваши пожелания, рекомендации при планировании, подготовке и проведении подобных декад_____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!


























5. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
«Декады дружбы» в 3, 4 КЛАССЕ – 29. 10.07. – 12.11.07.
Тема: «Я и мои друзья».

Цель проведения: способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Мероприятие
Дата
проведения,
время.
Место
Проведения.
Ответственный.

1.
Открытие «Декады дружбы» на общешкольной линейке «Что такое дружба и кто такой настоящий друг»
29.10. 07.
1 этаж
Дятлова И.Г.
Золотарёва Р.А.

2.
Классный час «Дружбу крепкую водой не разольёшь»
с 30. 10. 07. по 2.11. 07.
( в любой день)
Классная комната 4-9
Дятлова И.Г.
Золотарёва Р.А.

3.
Коллективные игры на формирование дружеских отношений.
29.10. – 9.11.
ежедневно
На переменах и на свежем воздухе
Дятлова И.Г.
Золотарёва Р.А.

4.
Конкурсы
- на самую дружную пару (соседи по парте);
- на самых дружных дежурных по классу.

6. 11. 07.
в 10-00
Классная комната 4-9
Дятлова И.Г.
Золотарёва Р.А.

5.
Акция «Дружба в деле»
Дружественный визит с «сюрпризами» (открытки с пожеланиями, организованные игры, шефская помощь и др.).
в 1,2, 3 классы.

7.11. 07.
10-00 – 12-00
По игровым
.
Дятлова И.Г.
Золотарёва Р.А.

6.

Итоговое мероприятие «Если с другом вышел в путь - веселей дорога»
8. 11. 07.
в 11-00
Актовый зал
Дятлова И.Г.
Золотарёва Р.А.

7.
Итоги «Декады дружбы» на общешкольной линейке.
Заметка в газету «Пристань детства»
На 1 линейке 2 четверти.
12 .11. 07.
1 этаж
Дятлова И.Г.
Золотарёва Р.А.



6. План – конспект внеклассного мероприятия по теме
«Доброжелательные отношения – залог крепкой дружбы».

Задачи мероприятия:

1. Формировать у детей умение взаимодействовать, общаться друг с другом.
2. Развивать эмоционально-волевую сферу воспитанников через драматизацию.
3. Воспитывать нравственные качества детей – взаимовыручку, взааимоподдержку, товарищество.

Оборудование: плакат «Правила дружбы», магнитная доска, демонстрационный материал к игре «Пословицы потерялись», кокошники, костюмы к сценкам «Дружба фруктов», «Стрекоза и муравей».

Подготовительная работа: репетиции сценок, проведение конкурсов на «Самых дружных соседей по парте», «Самых дружных дежурных», изготовление демонстрационного материала к игре «Пословицы потерялись», кокошников, подбор костюмов, разучивание игр на взаимодействие детей друг с другом.

Ход занятия:

1. Вступление.
Дружба – главное слово всегда,
100 открытий для нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие

2. Беседа «Что такое дружба», «Кто такой настоящий друг»

3. Игра «Правила дружбы»
(все правила закрыты, дети должны угадать «Правила дружбы», по мере отгадывания правила открываются)

- Не выдавай чужие секреты.
- Будь всегда откровенным с другом.
- Не бойся попросить прощения.
- Не груби.
- Не надо менять друзей.
- Надо быть постоянным в дружбе.
- Не ябедничай.
- Не злись.
- Не жадничай.
- Умей уступать.

4. Чтение и беседа по стихотворению «Ссора»

Ты меня заобижала, и скажи - зачем?
Леденец в руке зажала – я же весь не съем
Я просил совсем чуточек – чуточку просил
Осторожно уголочек я бы откусил

Ну и что ж, что он английский – этот леденец
Был тебе я другом близким – всё, теперь конец
Ты меня заобижала Уходи, пора
Лучше б кошка забежала просто со двора

Молока бы ей из кружки в блюдце я налил,
О тебе, плохой подружке сразу я забыл

На что обиделся мальчик? (Подруга ему пожадничала леденец.)
Как поступают настоящие друзья? (Не жадничают, делятся и подолгу не обижаются.)
5. Игра « Пословицы потерялись» (Собрать из двух частей пословицы и объяснить, как понимаете их смысл.)

Друга ищи, в лесу не найдёшь.
Новых друзей наживай, а нашёл – береги.
Дружба не гриб, а старых не теряй.

6. Инсценировка стихотворения «Кто кого?»

Иногда друзья ссорятся хотите узнать почему?

- Кто кого обидел первый?
- Он меня
- Нет он меня
- Кто кого ударил первый?
- Он меня
- Нет, он меня
- Вы же раньше так дружили
- Я дружил
- И я дружил
- Что же вы не поделили?
- Я забыл
- И я забыл

Из-за чего поссорились друзья? (Они даже не помнят, наверное, из-за какого-нибудь пустяка надо уметь уступать друг другу)

7. Сценка «Дружба фруктов».

Действующие лица: Клубничка, 3 Зелёных Яблока, Слива, 2 Красных Яблока, 2 Вишни, 2 Груши.

Зелёные яблоки за руки ведут Клубничку, та упирается.

Зелёное яблоко 1: «Всё, Клубничка, ты пропала,
зря от нас ты убегала».
Зелёные яблоки 2 и 3: «Нам в пещере яблок диких
не хватает лишь клубники».
Клубничка: « Я совсем ещё мала,
Ну зачем я вам нужна?
И к тому же я не фрукт.
Меня ягодкой зовут».
Зелёное яблоко 1: « Нам что ягодка, что фрукт,
лишь бы красный был продукт».

Зелёное яблоко 2: « Мы же яблоки – дикарки,
и наряд у нас не яркий».
Зелёное яблоко 3: «Все красивы, без изъяна,
только нет у нас румян».
Зелёное яблоко 1: «Так что, милая клубничка,
будешь красить наши личики».
Уводят Клубничку.
Появляются Фрукты.

Слива: « Фрукты, все скорей сюда!
Приключилась беда!»
Вишни: «Наша ягода Клубника
под замком у Яблок диких».
Красные Яблоки: «Да, картина некрасива
Что на это скажет Слива?»
Слива: «Я одно могу сказать –
Клубничку надо выручать»
Красные Яблоки: «Ну, а что нам скажут Вишни?
Ваш совет совсем не лишний»

Вишни: « Ой, мы так разволновались
От волненья растерялись
Но Клубничка так мала, помощь наша ей нужна
Мы готовы в бой вступить – диких Яблок проучить»
Красные Яблоки: « Ну, а вы что скажете, Груши?»
Груша 1: « Надо было старших слушать
Ей сказали не шалить –
За межу не выходить»
Груша 2: «Но беспечная Клубника
В наставления не вникла
Теперь должны её спасать –
Своею жизнью рисковать»
Слива: «Знаете что, подружки Груши,
Это очень странно слушать.
Вы не хотите нам помочь?»
Груши: « Что ты, Слива, мы не прочь»
Красные Яблоки: « Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд
В наш фруктовый продотряд
Из пещеры Яблок диких мы освободим Клубнику»

Фрукты строятся, навстречу им шагает Клубничка, за ней – Зелёные Яблоки.

Клубничка: «Раз, два шаг держать!
От меня не отставать!
Дальше будет 3 – 4!!!»

Зелёное яблоко 1: «Это значит мы приплыли»
Зелёные яблоки 1 и 2: «Фрукты, милые, спасите,
Вы Клубничку заберите»
Зелёное яблоко 1: «Нет ни сна нам, ни покоя
С этой крошкой озорною»
Зелёные яблоки 2 и 3: «Бегает, кричит и скачет
То смеётся, то заплачет»
Зелёное яблоко 1: «Да ещё Чего скрывать
Стала нас дрессировать»
Клубничка: «Ну же, яблочки, не плачьте,
Скоро будет всё иначе
В саду фруктовом, средь друзей,
Вы слаще будете, добрей
Ведь с вами можно и дружить»
Слива: « Но для начала приручить»
Груши: «Подумать надо»
Вишни: « Может быть,
Их к нашей Яблоньке привить»
Зелёные Яблоки: «А это больно – прививаться?»
Все: «Да нет, достаточно обняться!»
8. «Мимическая гимнастика»
Хотите, чтобы с вами было приятно общаться? Хотите, чтобы с вами ребята хотели дружить
Давайте проведём «Гимнастику для лица»
А) Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Посмотрите, как светло и радостно стало в зале.
Старайтесь больше улыбаться и с вами будет приятно общаться.
Б) Попробуйте сделать злое, недоброжелательное лицо Посмотрите друг на друга Правда, неприятно? Захочется вам дружить с человеком, у которого такое лицо?
В) А теперь примите доброжелательное выражение лица Вот так Приятно глядеть на такое лицо Постарайтесь всегда быть такими
9. Игры на формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Давайте будем учиться дружить. Давайте поиграем
А) Игра «Мороз».
На дворе мороз, мороз (дети хлопают в ладоши друг друга)
Щиплет руки,
(щиплят друг другу руки)
щиплет нос,
(щиплят друг другу носы и т.д.)
Щиплет щёчки, щиплет ушки.
Щиплет шапку на макушке.

Б) Игра «Снег» (Вызываются по 3 человека из класса – 12 человек. Сначала играют тройками, потом все вместе)

Снег кружится, снег кружится
(взялись за руки, образовали кружок, идут),
Белая вся улица.
(расцепили руки, машут руками).
Собрались мы в кружок,
(обнимаются, собираются вместе)
Разлетелись как снежок
(разбегаются).


10. Сценка «Стрекоза и Муравей»

Вы знаете, что дружба познаётся в деле? Давайте посмотрим сценку «Стрекоза и муравей»

Автор.
Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым её кустом
Был готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,
К муравью ползёт она.

Стрекоза.
Не оставь меня кум милый,
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей.

Муравей.
Кумушка, мне странно это,
Да работала ль ты в лето?» -

Автор.
Говорит ей муравей.

Стрекоза.
До того ль, голубчик было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило

Муравей.
А, так ты

Стрекоза.
Я без души
Лето целое всё пела

Муравей.
Ты всё пела?
Это дело
Так поди же – попляши

Ребята, какая стрекоза? (ленивая) А какой муравей ? (трудолбивый).
Можно ли сказать, что муравей и стрекоза друзья? Почему? А как должен был поступить настоящий друг?

Хотите узнать, как должен был поступить настоящий друг

Муравей.
Проходи, подруга в дом,
Чаю мы сейчас попьём,
Обогрею, прокормлю,
Может, песенку спою
Зиму мы переживём,
Хорошо будет вдвоём

А с весенними лучами я тебе работу дам,
Дом построим мы тебе, будем думать об еде

Вместе.
Вместе будем мы трудиться
И не будем мы лениться

Вывод: дружба познаётся в деле, а друг познаётся в беде

11. Итоги акции «Дружба познаётся в деле»

12. Итоги конкурса «Самые дружные соседи по парте»
«Самые дружные дежурные»

13. Итог мероприятия.

Мой друг! Всегда бери в дорогу
Своих любимых, преданных друзей!
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
















7. Миниатюры для драматизации по теме «Учитесь дружить»
Цель драматизации миниатюр: способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида».
«Ягодная трагедия» (автор Дятлова И.Г.)

Действующие лица: Сестричка – Брусничка (С - Б),
Сестричка - Клюковка (С-К), Черничка (Ч),
Крыжовник (Кр.),Клубничка (Клубн.), Королева Ягод (К. Я)

Выходит Сестричка – Брусничка (плачет).
На плач вбегает Сестричка – Клюковка.

С-К - Сестричка – Брусничка, что случилось? Что слёзы льёшь?

С – Б - Все ягоды сладкие, вкусные А мы Кислые
Как жить, когда знаешь, что от нашего вкуса язык и зубы сводит?

С-К - Ты – то что.. А я ещё кислее тебя Я ведь КлюковкаОх – ох!!! (плачут. Входит важно Крыжовник)

Кр – Сестрички, чего носы повесили? Что за проблемы?

С – Б и С-К (вместе) – Уж больно мы кислыеНас есть невозможно

Кр - А ведь правда.. (задумался, чешет в затылке) А я вот, крыжовник, колючийКак начнёт меня хозяйка собирать, все руки переколет(плачет)
(Вбегает радостная Черничка)
Ч - Приветик! Как делишки? А что это с вами?

С – Б и С-К – Отстань, Черничка У нас горе – мы кислые

Кр - А я колючий(вздыхает)

Ч – А у меня всё хорошо! У меня нет недостатков

Кр – Как это нет? Когда тебя поедят, руки и рот у людей становятся сине –чёрными ФУ –у – уЯ сколько раз слышал, жалуется на тебя народ, жалуется

Ч – Правда твоя(опускает голову)

(С шарами в руках вприпрыжку вбегает Клубничка)

Клубн. – Хэллоу, друзья! Какой замечательный день! (растерянно) А что это с вами?

Все: - Клубничка, а чего хорошего – то?

С – Б и С-К – Мы просто кислятина

Кр – А я, к сожалению, просто колючка.

Ч – Позвольте представиться – растительные чернила

Клубн. – Да что такое с вами?

Ч – А ты на себя взгляни.. Чуть тронь тебя- сразу пятнами покрываешься, мнёшься, неженкаТоже ничего хорошего

Клубн. – Как вы правы, друзья. ..
( Все опустили головы, отвернулись друг от друга. Входит Королева Ягод)

К.Я. - Ягодки мои хорошие. Ягодки мои чудесные, кто вас обидел?

Все - Нас никто не обидел, просто мы кислые, колючие, слишком нежные чернила.

К.Я. – Глупенькие вы мои.
Да кто ж вам такое сказал?
Клюковка и Брусничка, в вас очень много витаминов, вы незаменимы при простуде.
Крыжовник, из тебя получается прозрачный изумрудный джем – просто объеденье
Черничка, а ты нужна людям, у которых плохое зрение.
Клубничка, а ты имеешь такой аромат и вкус, что даже голова кружится.

Все – Правда? Вот здорово!!!

К.Я – Все вы, ягодки, нужны.
Все вы, ягодки, важны
Люди очень любят вас
Витаминный наш запас


« ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»
(миниатюра адаптирована для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Дятловой И.Г.)
Действующие лица:
Сказочник, Гусеница – Бабочка, Пчела, Божья коровка, Улитка, Светлячок, Стрекоза, Паучок, Жук, Муравей, Сороконожка, Мотылёк.

Сказочник: Я расскажу вам одну историю. Эта история о чуде. В одном лесу жила очень милая компания (перечислить). Жили они очень дружно. Каждый день играли, пели, веселились. Любили делать друг другу подарки. В - общем, эта была дружная компания. Но иногда лесные обитатели спорили том, кто из них самый-самый.

Кузнечик: Я самый ловкий, смотрите, как я умею прыгать.

Сороконожка: А у меня сорок ножек, я сороконожка.

Стрекоза: А я летаю выше всех и крылышки у меня, смотрите, какие прозрачные

Муравей: А я самый трудолюбивый

Улитка: Подумаешь, они трудолюбивые, подумаешь, они прыгают Зато я на себе целый домик ношу. Значит, я самая сильная

Жук: А я самый красивый и блестящий

Божья коровка: Нет, я самая красивая, смотрите, какие красивые чёрные точки на моём красном плаще

Светлячок: А я умею зажигать фонарики, смотрите, какие они яркие!!!

Паучок: А я умею плести кружевные паутинки

Пчела: А я собираю самый сладкий, самый ароматный мёд. И могу им всех угостить

Мотылёк: А я, мотылёк, лёгкий и воздушный, как облачко

Гусеница: Почему я такая некрасивая, неуклюжая, зелёная? Я не умею прыгать, собирать мёд, не умею зажигать фонарики Я умею только медленно - медленно ползать
А мне так хочется летать высоко-высоко

Сказочник: Когда лесным жителям надоедало спорить, они вновь начинали играть вместе, забыв о разногласиях Так прошло лето, наступила осень.

Муравей: Друзья мои, кажется, среди нас кого-то нет

Все: Гусеница пропала (ищут)_ Наверное, мы как-то неправильно вели себя и оскорбили её.

Кузнечик: Это я обидел её. Зачем я говорил, что выше всех прыгаю, ведь гусеничка не умела прыгатьВот бы она нашлась, я бы для неё сыграл на скрипке

Стрекоза: Нет, она обиделась на меня, ведь я сказала, что летаю выше всех, а ей больше всего на свете хотелось взлететь в небо.

Все: Мы все виноваты, ведь мы замечали только себя, хвастались, а гусеничка была скромной и незаметной

Божья коровка: Идите сюда, вот, вот гусеница. Тихо, тихо, она спит

Сказочник: И все лесные обитатели стали готовиться к зимовке Все уснули до наступления весны
Пригрело солнышко Наступила весна

Улитка: Друзья, мы снова вместе Давайте играть, петь и веселиться

Пчела: Я уже собрала первый нектар с цветов и готова угостить всех желающих

Кузнечик: Друзья, мы забыли про гусеницу

Стрекоза: Вот то место, где мы видели её осенью в коконе

Все: А кокон – то пустой

Гусеница- Бабочка: Друзья, вот и я, я жива, я с вами

Жук: Кто ты, прекрасная незнакомка, не видела ли ты здесь маленькую зелёную гусеницу?

Все: Кто ты? Мы тебя не знаем

Гусеница- Бабочка: Вы меня не узнаёте? Это я – гусеница, но теперь я бабочка Исполнилась моя мечта: я могу летать, высоко-высоко, до самого неба!

Все: Так это же чудо, настоящее чудо!!!

Все: Бабочка, ты на нас не обижаешься?

Гусеница- Бабочка: За что?

Все: За то, что мы так хвастались, а тебе и сказать было нечегоПрости нас, пожалуйста!
Гусеница- Бабочка: Я на вас не обижаюсь, ведь вы мои друзьяИ я всегда знала, что моя мечте когда-нибудь исполнится Давайте петь, играть, веселиться, радоваться весне..













8. Подборка коррекционно-развивающих игр на формирование взаимодействия, дружеских взаимоотношений.
Цель игр: способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида».

1. «Снег»
Снег кружится (дети, встав в круг и взявшись за руки, идут вправо), Снег кружится (идут влево). Белая вся улица (машут руками).
Собрались мы в кружок (подходят близко друг к другу, кладут руки на плечи друг другу), Разлетелись как снежок... (разбегаются) (Играть можно парами или всем классом)
«Мы топаем ногами».
(Движения соответствуют тексту)
Мы топаем ногами:
Топ, топ, топ,
Мы хлопаем руками:
Хлоп, хлоп, хлоп,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём
И бегаем кругом.
«Танец в кругу».
(Дети берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.)
Мы сейчас пойдём направо Дружно.
А потом пойдём налево Дружно.
В центре круга соберёмся Дружно.
И на место все вернёмся Дружно.
Мы тихонечко присядем Дружно.
Мы немножечко приляжем Дружно.
Мы поднимемся тихонько Дружно.
И попрыгаем легонько Дружно.
Пусть попляшут наши ноги Дружно.
И похлопают ладони дружно. (Хлопают в ладони друг другу) Повернёмся мы направо Дружно.
Не начать ли всё сначала дружно?
Дарики - Комарики.
(Дети становятся в пары друг к другу лицом, руки на поясе. Пританцовывают. Выполняют движения в соответствии с текстом)
Дарики - Дарики, Дарики - комарики, Играли - резвилися, В носик вцепилися!
Дарики - Дарики, Дарики - комарики, Играли - резвилися, В щёчку вцепилися!

Дарики - Дарики, Дарики - комарики, Играли - резвилися, В ушко вцепилися!

Изменяя слова, можно вцепиться в ручку, коленочку и т.д. В конце обняться и сказать:

А потом сдружилися!
«Выпал беленький снежок».
(Дети стоят кружком, держась за руки).
Выпал беленький снежок,
(Кружатся)
Собираемся в кружок.
(Встают в круг)
Мы потопаем, мы потопаем!
(Топают ногами)
Будем весело плясать,
(Руки на поясе, то правую, то левую ногу попеременно выставляют вперёд на пятку.)
Будем ручки согревать
(друг другу потирают руки)
Мы похлопаем, похлопаем!
(хлопают в ладоши)
Будем прыгать веселей,
(прыгают на месте)
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем.

«Мартышки»
(Выполнять движения в соответствии с текстом.
Дети становятся в пары, повернувшись друг к другу лицом)
Мы - весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладони хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Оттопырим ушки,
Ноги поднесём ко рту,
Хвостик на макушку.
Шире рот откроем,
Гримасы все построим.
Как скажу я: «Раз, два, три» -
Все с гримасами замри!
Раз, два, три.
«Пошёл козёл на реку».
(Выполнять движения в соответствии с текстом, инсценировать.)

«Пошёл козёл по лесу, По лесу, по лесу. (Идёт) Нашёл козёл принцессу, Принцессу, принцессу. (Берёт её за руки) Давай коза попрыгаем, Попрыгаем, попрыгаем. Ножками подрыгаем, Подрыгаем, подрыгаем. Ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем. Ножками потопаем, Потопаем, потопаем. Идут они по лесу, По лесу, по лесу. Ведёт козёл принцессу, Принцессу, принцессу. То они попрыгают, попрыгают, попрыгают, Ножками подрыгают, Подрыгают, подрыгают. То ручками похлопают, Похлопают, похлопают. Ножками потопают, Потопают, потопают».

«Карусели».
(Дети встают в круг и берутся за руки или обруч, двигаются по кругу по часовой стрелке)
Еле-еле, еле-еле Закружились карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. (Двигаются быстрее) Тише - тише Не спешите! (Замедляют движение) Карусель остановите. (Медленная ходьба) Стоп.
(Остановиться и присесть на корточки.
Игру можно повторить, двигаясь против часовой стрелки)
«Раздувайся, пузырь».
(Дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и приговаривая. Играющие становятся тесным кругом и «надувают шар»: наклонив голову вниз, дуют в кулаки сложенные «трубочкой», один за другим. При каждом выдувании воздуха все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою «трубочку»)
Раздувайся, пузырь, Раздувайся, пузырь, Оставайся такой, Да не лопайся!
(Ведущий дотрагивается до соединённых рук и говорит: «Воздух выходит!» Образуется большой растянутый круг. Дети произносят звук: «Т-с-с», изображая выходящий воздух. Все дети сбегаются к центру. Игра повторяется.)

10. «На дворе мороз и ветер».
(Дети выполняют движения, о которых говорится в тексте. Они стоят в парах напротив друг друга)
На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети, Ручки, ручки потирают. (Друг другу потирают руки) Ручки, ручки согревают (дуют друг другу на руки) Не замёрзнут ручки - крошки, Мы похлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши друг с другом) Вот как хлопать мы умеем, Вот как ручки мы согреем! Чтоб не зябли наши ножки, Мы потопаем немножко. (Топают ногами) Вот как топать мы умеем, Вот как ножки мы согреем!

11. «Ласковая цепочка»
Все сидят рядом, друг за другом, последний - ведущий. Он шепчет на ухо сидящему перед ним ребёнку просьбу, например: «Погладь впереди сидящего по голове» Ребёнок должен выполнять просьбу. Сидящий перед ним ребёнок перенимает эстафету и тоже гладит того, кто впереди. Так поглаживание по голове, как ценная реакция, доходит до конца цепочки.
Просьба педагога может быть различной, например: « Назови впереди сидящего ласково...»
«Мороз»
(Игра в парах, «взаимомассаж») На дворе мороз, мороз, (дети хлопают в ладоши друг другу) Щиплет руки (щиплют друг другу руки), Щиплет нос (щиплют друг другу нос), Щиплет щёчки (щиплют друг другу щёчки), Щиплет ушки (щиплют друг другу уши),
Щиплет шапку на макушке (щиплют друг другу макушку головы).
«Сороконожки»
(Можно играть - взаимодействовать только руками, можно всеми частями тела)
Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали, друг друга обнимали.
Так друг друга обнимали (обнимаются мизинцами).
Так друг друга обнимали (обнимаются указательными пальцами).
Так друг друга обнимали (обнимаются средними пальцами).
Так друг друга обнимали (обнимаются безымянными пальцами).
Так друг друга обнимали (обнимаются большими пальцами).
Так друг друга обнимали (обнимаются всей пятернёй).
Что едва мы их разняли (расцепляются)






















9. Методические рекомендации по развитию культуры общения
учащихся младших классов.
Цель использования рекомендаций способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида».
1 КО 1 - Приветствие и прощание в школе и дома.
Употребление слов: здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока.
Использование выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный или радостный тон речи) и помощников речи: мимики, жестов, выражения внимания к партнёру (поза).

1 КО 2 – Употребление вежливых слов: пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.

2 КО 1- Выражение благодарности, вежливые слова.

2 КО 2- Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.

2 КО 3 – Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

2КО 4 – Внимание к собеседнику. Поведение собеседника в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.

3О1 – Общение с природой. Что «говорят» деревья. Цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?

3О 2 – Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
3О 3 – Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д.
3О 4– Правила речевого общения. Коллективная работа по определению правил:

ПО 1- Нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт.
П О 2 – Говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали.

ПО3 – Когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь.

ПО4 – Если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его.

ПО5 – Не забывать употреблять вежливые слова: пожалуйста, извини, извините, спасибо.

3О5 – Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки). Письмо записок друг к другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т.д.

3 КО 1- Выражение просьбы: будьте добры, помогите мне, пожалуйста; не могли бы Вы мне помочь; Я прошу Вас, дайте мне сказку «Аленький цветочек». Извинения: простите меня, пожалуйста; извините меня, пожалуйста.

3 КО 2 – Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией: Здравствуй! Здравствуйте! До свидания! Всего хорошего! Будьте здоровы! Пока! Счастливо!

3 КО 3 – Речевое общение с малознакомыми людьми: Как Вас зовут? Как тебя зовут? Как Ваша фамилия? Как твоя фамилия? Извините, пожалуйста, Вы не скажите, как пройти на остановку автобуса? Я прошу прощения, не могли бы Вы объяснить мне дорогу до остановки и т.д.

4КО1 – Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения и поздравления.

4КО2 – Извинение (извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, пожалуйста).

4 КО 3 – Вежливый отказ от предложения, приглашения (Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости).

4 КО 4 - Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.


Методические рекомендации взяты из журнала «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» (№ 2 (8), 2005 г.) в разделе «Инновационные программы по русскому языку для специальных (коррекционных школ 8 вида» - «Программа для 0 – 4 классов школ 8 вида для детей с нарушением интеллекта», авторы – Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.Д.

Примечание. 1 КО 1: 1 – 1 класс, КО – культура общения, 1 – рекомендация №1.
3 О 1: 3 – 3 класс, О – общение, 1 – рекомендация №1.
П О 1: Правило общения № 1.




10. Анализ проведения
«Декады дружбы» в 3,4 классе
1. Перечислите положительные моменты при организации и проведении «Декады дружбы» .____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие увидели проблемы при планировании и подготовке к мероприятиям. Ваши замечания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ваши пожелания, рекомендации при планировании, подготовке и проведении подобных декад______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
_____________________________________________________________________________
























11. Самоанализ проведения
«Декады вежливости» в 3, 4 классе

1. Перечислите положительные моменты при организации и проведении «Декады вежливости» .____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие увидели проблемы при планировании и подготовке к мероприятиям. Ваши замечания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ваши пожелания, рекомендации при планировании, подготовке и проведении подобных декад______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Благодарим за сотрудничество!
_____________________________________________________________________________
























15