Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению в 5 классе В мире прекрасного


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КРУЖКА «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО»
Класс: 5А
Количество часов: 66
Педагог: Шеламова Елена Станиславовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше и чище. Путь человека в мир прекрасного начинается в семье, в детском коллективе. Ощущение красоты жизни входит в нас, когда мы только учимся делать свои первые шаги. Уже в это время важно сказать, показать ребенку: «Взгляни вокруг, как это прекрасно!». Первое ощущение красоты, возникающее у ребенка, хотя и смутное, но очень живучее: оно долго, а порой и всю жизнь направляет чувство прекрасного. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. «Если человек с детства воспитывается на чувстве прекрасного, то он способен творчески воспринимать жизнь» – пишет А.С.Макаренко. Учить детей создавать красоту, творить прекрасное, доброе необходимо с ранних лет. В.А.Сухомлинский говорил: «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывами следовал труд. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества». Надо раскрывать перед глазами ребенка яркие панорамы, красоту разноцветного мира, это необходимо для возникновения чувства прекрасного. И чтобы за удивлением шел процесс познания, за познанием изучение всего, что воспринимает ребенок. И уже после изучения – процесс творчества, главный этап.
Широкие возможности в этом плане дает кружок «В мире прекрасного». Данный курс способствует формированию у воспитанников отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве: художественно-творческую активность, потребность к знаниям в области различных видов искусства.
Программа кружка создана для занятий с обучающимися 5 классов, желающими повысить свой культурный уровень. Данная программа является частью общекультурного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Актуальность программы очевидна. Ведущими принципами в области образования на современном этапе провозглашаются гуманистический характер образования - приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Сегодня как никогда стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе приобщение его к искусству. Работая с детьми, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его ценить прекрасное, сопоставлять и размышлять о нем, создавать красоту своими руками.
Главная цель в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком. Важно научить маленького гражданина будущего мира правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его – это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью. Это и определило цели и задачи программы «В мире прекрасного».
Цель программы: создание условий для формирования гармонически развитой личности, способной понимать, ценить и творить прекрасное.
Задачи программы:
развивать у детей творчество и художественное восприятие окружающего мира;
формировать эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным традициям;
воспитывать творческую личность, человека культуры с культурой чувств и человеческих отношений.
Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
Уважать личность ребенка, его позицию;
Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
Отмечать достоинства каждого ребенка;
Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать, вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.
Содержание программы предполагает проведение занятий в кабинете в форме: беседы, видеопутешествия, игры, конкурса, викторины, творческой мастерской. На занятиях воспитанники знакомятся с классификацией видов искусств и их характеристиками, биографией знаменитых деятелей искусства, знакомятся с историей календарных праздников и готовятся к их проведению – разрабатывают сценарии, оформляют поздравительные открытки и газеты, готовят номера к праздничным концертам, выступления на классных и школьных мероприятиях (Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы и т.п.).
Занятия проводятся не только в стенах школы, но и за её пределами. Программа предполагает использование таких форм работы как экскурсии в парк культуры и отдыха, походы в выставочный зал, музей, библиотеку, театр, кинотеатр. Это даёт возможность воспитанникам получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно. Знакомство и посещение культурных центров даёт воспитанникам представление об историческом прошлом нашего народа и донского края, возможность познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах, экспонатах, экспозициях, театральных постановках, кинофильмах. 
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Программа кружка рассчитана на один год обучения по 2 часа в неделю (68 занятий в течение учебного года).
 Условия организации занятий:
Кружок создается из обучающихся 5 классов, имеющих повышенный интерес к творческой деятельности, на добровольной основе. Занятия групповые, по 12-15 человек. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 2 занятия с перерывом 10 минут.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения воспитанники научатся:
• классифицировать виды искусства;
• изготавливать праздничные открытки.
По окончании обучения воспитанники получат возможность:
• использовать полученную во время экскурсий информацию на учебных занятиях;
• узнать историю календарных праздников, творческий путь великих деятелей искусства;
• научиться составлять сценарий праздничного мероприятия;
• получить навыки артистической деятельности.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления воспитанников на школьных и городских мероприятиях, а также подготовка и защита проекта, посвященного определенному виду искусства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Дата проведения занятия Раздел, тема Количество часов по теме
Всего Теоретические занятия Практические занятия
Пластические виды искусства
14 4 10
1 07.09.2015 Изобразительное искусство 2 1 -
2 07.09.2015 - 1
3 14.09.2015 Экскурсия в выставочный зал 2 - 2
4 14.09.2015 5 21.09.2015 Декоративно-прикладное искусство 2 1 -
6 21.09.2015 - 1
7 28.09.2015 Экскурсия в краеведческий музей 2 - 2
8 28.09.2015 9 05.10.2015 Архитектура 2 1 -
10 05.10.2015 - 1
11 12.10.2015 Фотография 2 1 -
12 12.10.2015 - 1
13 19.10.2015 Экскурсия в парк культуры и отдыха 2 - 2
14 19.10.2015 Динамические виды искусств
6 2 4
15 26.10.2015 Музыка 2 1 -
16 26.10.2015 - 1
17 09.11.2015 Литература 2 1 -
18 09.11.2015 - 1
19 16.11.2015 Экскурсия в библиотеку 2 - 2
20 16.11.2015 Временные виды искусства
14 5 9
21 23.11.2015 Хореография 2 1 -
22 23.11.2015 - 1
23 30.11.2015 Киноискусство 2 1 -
24 30.11.2015 - 1
25 07.12.2015 Экскурсия в кинотеатр 2 1 -
26 07.12.2015 - 1
27 14.12.2015 Украшение кабинета к празднику.
Оформление рисунков на окнах 2 - 2
28 14.12.2015 29 21.12.2015 Новый год. История праздника 2 1 -
30 21.12.2015 Подготовка праздничного мероприятия - 1
31 11.01.2016 Театральное искусство 2 1 -
32 11.01.2016 - 1
33 18.01.2016 Экскурсия в театр 2 - 2
34 18.01.2016 Великие деятели искусства
16 6 10
35 25.01.2016 Художники 2 1 -
36 25.01.2016 - 1
37 01.02.2016 Композиторы 2 1 -
38 01.02.2016 - 1
39 08.02.2016 Подготовка праздничного мероприятия к 23 Февраля. Оформление газеты. 2 - 2
40 08.02.2016 41 15.02.2016 День защитника Отечества. История праздника. Конкурс «А ну-ка, мальчики» 2 1 -
42 15.02.2016 - 1
43 27.02.2016 Поэты и писатели 2 1 -
44 27.02.2016 - 1
45 29.02.2016 Подготовка праздничного мероприятия к 8 Марта. Оформление открыток. 2 - 2
46 29.02.2016 47 05.03.2016 Международный Женский день. История праздника. Конкурс «А ну-ка, девочки» 2 1 -
48 05.03.2016 - 1
49 14.03.2016 Актеры и артисты 2 1 -
50 14.03.2016 - 1
Народное творчество
6 2 4
51 28.03.2016 Частушки, пословицы, поговорки 2 1 -
52 28.03.2016 - 1
53 04.04.2016 Народные праздники 2 1 -
54 04.04.2016 - 1
55 11.04.2016 Экскурсия в музей донского казачества 2 - 2
56 11.04.2016 Творческий отчет
10 - 10
57 18.04.2016 Конкурс творческого мастерства «Минута славы» 2 - 2
58 18.04.2016 59 25.04.2016 Подготовка праздничного мероприятия ко Дню Победы. Оформление открыток. 2 - 2
60 25.04.2016 61 02.05.2016 Экскурсия в музей боевой славы 2 - 2
62 02.05.2016 63 16.05.2016 Экскурсия в парк культуры и отдыха 2 - 2
64 16.05.2016 65 23.05.2016 Защита творческих проектов 2 - 2
66 23.05.2016 Итог
66 19 47

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пластические виды искусств (14 часов)
Изобразительное искусство
Экскурсия в выставочный зал
Декоративно-прикладное искусство
Экскурсия в краеведческий музей
Архитектура
Фотография
Экскурсия в парк культуры и отдыха
Динамические виды искусств (6 часов)
Музыка
Литература
Экскурсия в библиотеку
Временные виды искусств (14 часов)
Хореография
Киноискусство
Экскурсия в кинотеатр
Украшение кабинета к празднику. Оформление рисунков на окнах
Новый год. История праздника
Подготовка праздничного мероприятия
Театральное искусство
Экскурсия в театр
Великие деятели искусства (16 часов)
Художники
Композиторы
Подготовка праздничного мероприятия к 23 Февраля. Оформление газеты.
День защитника Отечества. История праздника. Конкурс «А ну-ка, мальчики»
Поэты и писатели
Подготовка праздничного мероприятия к 8 Марта. Оформление открыток.
Актеры и артисты
Народное творчество (6 часов)
Частушки, пословицы, поговорки
Народные праздники
Экскурсия в музей донского казачества
Творческий отчет (10 часов)
Конкурс творческого мастерства «Минута славы»
Подготовка праздничного мероприятия ко Дню Победы. Оформление открыток.
Экскурсия в музей боевой славы
Экскурсия в парк культуры и отдыха
Защита творческих проектов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Т.Шпикалова. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2009.
Е.Коротеева. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 2007.
Е.В.Ефремова. Я вхожу в мир искусства. - М.: Просвещение, 2008.
Ю.М.Ашикова. Виды искусства и их классификация.
А. Персалл. Керамика и фарфор. Краткий экскурс в историю.
Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО Издательский дом «Летопись», 2000.
Самин Д.К. Сто великих архитекторов мира. – М., 2000.
Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи.  М., 2001.
Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2003.
Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура; Графика: Книга для учителя в 3-х частях / Сост. М.В.Алпатов и др. изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1987. – 288 с., ил.
Современный словарь – справочник по искусству. М., 1999.
Н.М.Сокольникова, В.Н.Крейн. История стилей в искусстве: учеб. пособие / – М.: Гардарики, 2006 – 395 с.
Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. – М.: Советская Россия, 1991.
Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.
Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.