Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно — нравственному направлению «В мире прекрасного» в 3 классе


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пояснительная записка Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Проблема духовно - нрав ственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенност и и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России определѐн современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гра жданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации . Работа по духовно - нравственному воспи танию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представлени я и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственн ого воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно - нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Цель программы : в оспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задачи : 1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правил ах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп. 2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населѐнном пункте, в общественных местах, на природе. 3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. 4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказ ывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формиро вание первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно - музыкальные композиции, художестве нные выставки, просмотр видеофильмов. Учебно - тематический план № Наименование разделов, тем. Всего час Характеристика д еятельности обучающихся 1 История хороших манер. 1 ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; ·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; ·интерес к занятиям художественным творчеством; ·стремление к опрятному внешнему виду; ·отрицатель ное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Воспринимать и выражать своѐ отношение к шедеврам изобразительного искусства 2 Правила этикета. 1 3 - 4 Жил - был художник Жанр пейзажа. Основы перспективы. Тематическое рисование «Край, в котором мы живем». 2 5 Путешествие в страну Доброты и Красоты 1 6 Путешествие в мир музыки 1 7 - 8 Жил - был художник 1. Анималистический жанр «Мир вокруг нас» 2. Русские народные промыслы. Городецкая роспись. 2 9 - 10 В мире литературы 2 11 - 12 История хороших манер. 1 ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; 13 Правила этикета. 1 ·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; ·интерес к занятиям художественным творчеством; ·стремление к опрятному внешнему виду; ·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке. 14 - 15 Путешествие в страну Доброты и Красоты 2 1 6 - 17 Жил - был художник «Новогодняя фантазия» Выразительность образов. 2 1 8 Путешествие в мир музыки 1 19 - 20 Жил - был художник «Декоративно - прикладное искусство. Народное творчество». Русские народные промыслы. 2 21 В мире поэзии 1 Выполнение творческих заданий и проектов. ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; ·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; ·интерес к занятиям художественным творчеством; ·стремление к опрятн ому внешнему виду; ·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Наблюдать и передавать в собственной 2 2 - 2 3 Жил - был художник Русская матрешка. 2 24 История хороших манер 2 25 В мире мультипликации 1 26 - 27 Жил - был художник Тематическая композиция «Космическое путешествие» 2 28 - 29 Правила этикета. 2 Курс внеурочной программы «В мире прекрасного» начинается с истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России). Охватывает элементарные правила общения людей и их традиции. Правила этикета являются введением в систему правил поведения в общественных местах. Разд ел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство с музыкальной грамотой и историей музыкальных инструментов, далее охватывая изучение знаменитых произведений культуры и искусства, а также посещение концертов детских музыкальных школ. Раздел «Жил - был художник» . Учащиеся получат на чальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России Раздел «В мире поэзии» посвященный воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литерату ру; посещение библиотеки. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведени й, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков. Планируемые результаты освоения обучающимися программы 30 - 31 Путешествие в мир музыки 2 художественно - творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм. 32 - 33 Жил - был художник 1. Жанр пейзажа Основы цветоведения, линейная и воздушная перспектива. 2. Натюрморт «Букет цветов». 2 34 Путешествие в страну Доброты и Красоты Итоговое занятие 1 В оспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как н аправл ение духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально - ценностного постижения действительности и общественного действия в к онтексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трѐм уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов о собое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищѐнной, др ужественной среде, в которой ребѐнок получает первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение и меет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; ·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; ·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, к ак правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов. Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эф фектов духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально - психологического здоровья, позитив ного отношения к жи зни, доверия к людям и обществу.