Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно — нравственному направлению «В мире прекрасного» в 3 классе
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС
начального общего образования, Концепции духовно
-
нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования.
Проблема духовно
-
нрав
ственного воспитания в условиях современного
общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров,
обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным
последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенност
и и
наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В
Концепции духовно
-
нравственного развития и воспитания гражданина России
определѐн современный национальный воспитательный идеал. Это
высоконравственный, творческий, компетентный гра
жданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации
.
Работа по духовно
-
нравственному воспи
танию должна начинаться в
младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и
правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском
коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои
знания, представлени
я и склонности нравственного порядка, что обеспечивает
переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность
программы определена тем, что одной из важнейших
задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных
ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека
отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких
взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственн
ого
воспитания.
Новизна
программы в том, что она направлена на поддержку
становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России. Программа обеспечивает
реализацию одного из
направлений духовно
-
нравственного воспитания
и развития: воспитание
нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель
программы
: в
оспитание нравственных чувств и этического
сознания у младших школьников.
Задачи
:
1.
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах
и правил
ах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в
семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений,
представителями социальных групп.
2.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном
учреждении, дома, на улице, в
населѐнном пункте, в общественных местах, на
природе.
3.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и
отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и
поддержки.
4.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано
высказ
ывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных
мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать
опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формиро
вание первоначального
представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе
проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой
деятельности, такой, как театральные постановки, литературно
-
музыкальные
композиции, художестве
нные выставки, просмотр видеофильмов.
Учебно
-
тематический план
№
Наименование
разделов, тем.
Всего
час
Характеристика
д
еятельности
обучающихся
1
История хороших
манер.
1
·формирование эстетических идеалов,
чувства
прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
·интерес к чтению, произведениям
искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
·интерес к занятиям художественным
творчеством;
·стремление к опрятному внешнему
виду;
·отрицатель
ное отношение к
некрасивым поступкам и неряшливости.
Воспринимать и выражать своѐ
отношение к шедеврам изобразительного
искусства
2
Правила этикета.
1
3
-
4
Жил
-
был художник
Жанр пейзажа.
Основы
перспективы.
Тематическое
рисование
«Край, в котором мы
живем».
2
5
Путешествие в
страну Доброты и
Красоты
1
6
Путешествие в мир
музыки
1
7
-
8
Жил
-
был художник
1.
Анималистический
жанр
«Мир вокруг нас»
2.
Русские народные
промыслы.
Городецкая роспись.
2
9
-
10
В мире
литературы
2
11
-
12
История хороших
манер.
1
·формирование эстетических идеалов,
чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
13
Правила этикета.
1
·интерес к чтению, произведениям
искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
·интерес к занятиям художественным
творчеством;
·стремление к опрятному внешнему
виду;
·отрицательное отношение к
некрасивым поступкам и неряшливости.
Выбирать характер линии для создания
эмоциональных образов
в рисунке.
14
-
15
Путешествие в
страну Доброты и
Красоты
2
1
6
-
17
Жил
-
был художник
«Новогодняя
фантазия»
Выразительность
образов.
2
1
8
Путешествие в мир
музыки
1
19
-
20
Жил
-
был художник
«Декоративно
-
прикладное искусство.
Народное творчество».
Русские народные
промыслы.
2
21
В мире поэзии
1
Выполнение творческих заданий и
проектов.
·формирование
эстетических
идеалов, чувства прекрасного; умение
видеть красоту природы, труда и
творчества;
·интерес к чтению, произведениям
искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
·интерес к занятиям художественным
творчеством;
·стремление к опрятн
ому внешнему
виду;
·отрицательное отношение к
некрасивым поступкам и неряшливости.
Наблюдать и передавать в собственной
2
2
-
2
3
Жил
-
был художник
Русская матрешка.
2
24
История хороших
манер
2
25
В мире
мультипликации
1
26
-
27
Жил
-
был художник
Тематическая
композиция
«Космическое
путешествие»
2
28
-
29
Правила этикета.
2
Курс внеурочной программы «В мире прекрасного»
начинается с истории
возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в
России). Охватывает элементарные правила общения людей и их традиции.
Правила этикета являются введением в систему правил поведения в
общественных местах.
Разд
ел «Путешествие в мир музыки»
предполагает знакомство с
музыкальной грамотой и историей музыкальных инструментов, далее охватывая
изучение знаменитых произведений культуры и искусства, а также посещение
концертов детских музыкальных школ.
Раздел «Жил
-
был художник»
.
Учащиеся получат на
чальное
представление об основах живописи, биографии художников,
представления об
эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат
первоначальный опыт эмоционального постижения
народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России
Раздел «В мире
поэзии»
посвященный воспитанию у младших
школьников любви к книгам, формирование
первоначальных умений видеть
красоту в окружающем мире через художественную литерату
ру; посещение
библиотеки.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее
изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура
программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех
или иных сведени
й, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала
и организует комплексное изучение теории и навыков.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы
30
-
31
Путешествие в мир
музыки
2
художественно
-
творческой деятельности
разнообразие и красоту природных форм.
32
-
33
Жил
-
был художник
1.
Жанр пейзажа
Основы цветоведения,
линейная и воздушная
перспектива.
2.
Натюрморт
«Букет цветов».
2
34
Путешествие в
страну Доброты и
Красоты
Итоговое занятие
1
В
оспитание нравственных чувств и этического сознания у младших
школьников как н
аправл
ение духовно
-
нравственного развития и воспитания
обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих
ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта
эмоционально
-
ценностного постижения действительности и общественного
действия в к
онтексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение
обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трѐм уровням.
Первый уровень результатов
—
приобретение обучающимися
социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не
одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов о
собое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими
учителями как значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов
—
получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.
е. в защищѐнной, др
ужественной среде, в которой ребѐнок получает первое
практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их
ценить.
Третий уровень результатов
—
получение обучающимся начального
опыта самостоятельного общественного действия, формирование
у младшего
школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в
самостоятельном общественном действии человек действительно становится
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения
данного уровня результатов особое значение и
меет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за
пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
·на
первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются не столько научные знания,
сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте
жизнедеятельности школьников и ценности могут
усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия
обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой
деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного
поведения и
жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при
организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к
новому социальному
знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача
педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им
воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, к
ак правило, набирает силу процесс
развития детского коллектива, резко активизируется межличностное
взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает
благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных
результатов. К четвертому
классу у младшего школьника появляется реальная
возможность выхода в пространство общественного действия, то есть
достижение третьего уровня
воспитательных результатов.
Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает
появление значимых
эф
фектов
духовно
-
нравственного развития и воспитания
обучающихся
—
формирование основ российской идентичности, присвоение
базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания,
укрепление духовного и социально
-
психологического здоровья, позитив
ного
отношения к жи
зни, доверия к людям и обществу.