Рабочая программа факультативного курса Секреты русского языка 2 класс
МКОУ «Курбатовская СОШ»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей____________________________________________________протокол №____
от «____»___________2016г.
Принята педагогическим советом
протокол №____
от «___»_________ 2016г.
«Утверждаю»
Директор __________
___Булгакова В.А.__
приказ №
от «__» ________2016 г.
Рабочая программа
факультативного курса
«Секреты русского языка»
для 2 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Корнеева Елена Александровна
пос. Курбатово
2016 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
- осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе;
- об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета, курса.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Целью факультативного занятия «Секреты русского языка», как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком, как средством общения, формирования у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в устной и письменной форме. Для реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения. Формирование вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в начальной школе.
Факультативное занятие «Секреты русского языка», направлен на актуализацию, дальнейшее развитие и совершенствование уже упомянутых знаний, умений и навыков учащихся, активизацию их мыслительной деятельности. Факультатив позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Он расширит и систематизирует полученные знания учащимися, закрепит практические умения и навыки, позволит восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Задачи факультативного занятия:
– развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
– развитие мышления и речи;
– развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
– обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
– развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
– развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
– воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.
Наша речь – 2 часа
1Великий русский язык. Дорога к письменности
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей (при анализе текста). Наблюдать за особенностями речи.
Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Работать с памяткой. Как научиться правильно списывать предложение»
2Культура речевого общения
Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог.
Участвовать в учебном диалоге.
Соблюдать в речи правила речевого этикета.
Наблюдать над этимологией слов «диалог», «монолог».
Текст – 2 часа
3 Признаки текста. Построения текста
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.
4Тайны русского языка. Развитие речи
Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста
Предложение- 4 часа
5В мире предложений
Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания.
Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
6Главные и второстепенные члены предложения
Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
7Распространённые и нераспространенные предложения
Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения
8Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции
Рассматривать репродукции и составлять тексты.
Слова, слова, слова… - 6 часов
9Как рождаются слова
Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.
10Заимствованные слова. Слова пришельцы
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.
11О словах разнообразных, одинаковых и разных
Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.
12Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов
Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
13Словари – кладовые словРабота со словарями.
Проверь себя. Тест-игра Оценивать свои достижения
Звуки и буквы – 13 часов
15Путешествие в страну Звуков и Букв
Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.
16Буквы всякие важны, буквы всякие нужны
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.
17Тайна фонемы
Находить в слове и правильно произносить звуки. Различать звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику звука.
18Ударение над гласной может сделать букву ясной
Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова.
19Коварные словарные слова. Опасные согласные
Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.
20Звонкие и глухие «двойняшки»
Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание.
21Старые знакомые Ъ и Ь
Соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения. Подбирать примеры с разделительным ь. Различать слова с ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным ь. Объяснять написание разделительного ь в словах.
22Орфографические головоломки. Почему мы так пишем?
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
23Как «справиться со сложными словами»?
Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звукобуквенный разбор по заданному образцу.
24Проект «Колдовство букв»
Участвовать в презентации выполненной работы.
25Правописание буквосочетаний
Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк,чн,чт,щн,нщ, подбирать при меры. Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нщ. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща, подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний.
26Способы проверки написания букв
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
27Решение орфографических задач
Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звукобуквенный разбор по заданному образцу.
Части речи – 7 часов
28Путешествие в мир имени существительного
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
29Глаголы-труженики
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам.
30В мире прилагательных
Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные-сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным
31Волшебный клубок знаний
32Всё о местоимениях
Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные.
33Предлоги – наши помощники
Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами
34Проект «Путешествие в страну русского языка»
Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию о словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.
Формы проведения занятий:
- практические занятия с применением занимательных игр;
- игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;
- орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- творческие мастерские;
- занятие исследование;
- занятие-путешествие;
- занятие-викторина.
Основные методы и приёмы работы:
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий;
- метод проектов;
-контроль и взаимопроверка.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-х классов.
Учебно-тематический план
№ Тема раздела Кол-во часов Самостоятельные виды работ
1 Наша речь 2 ч 2 Текст 2 ч 3 Предложение 4 ч 4 Слова, слова, слова… 6 ч тест – 1 ч
5 Звуки и буквы 13 ч проект -1 ч
6 Части речи 7 ч проект -1 ч
Итого 34 ч 3 часа
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятий Характеристика деятельности обучающихсяКол-во часов Дата план. Дата факт.
Наша речь – 2 часа 1 Великий русский язык. Дорога к письменности Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей (при анализе текста). Наблюдать за особенностями речи.
Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Работать с памяткой. Как научиться правильно списывать предложение» 1 2 Культура речевого общения Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог.
Участвовать в учебном диалоге.
Соблюдать в речи правила речевого этикета.
Наблюдать над этимологией слов «диалог», «монолог». 1 Текст – 2 часа 3 Признаки текста. Построения текста Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.
1 4 Тайны русского языка. Развитие речи Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста 1 Предложение- 4 часа 5 В мире предложений Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания.
Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. 1 6 Главные и второстепенные члены предложения Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
1 7 Распространённые и нераспространенные предложения Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения 1 8 Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции Рассматривать репродукции и составлять тексты. 1 Слова, слова, слова… - 6 часов 9 Как рождаются слова Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. 1 10 Заимствованные слова. Слова пришельцы Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями.
Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.
Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. 1 11 О словах разнообразных, одинаковых и разных Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.
1 12 Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.
Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. 1 13 Словари – кладовые слов Работа со словарями. 1 Проверь себя. Тест-игра Оценивать свои достижения 1 Звуки и буквы – 13 часов 15 Путешествие в страну Звуков и Букв Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. 1 16 Буквы всякие важны, буквы всякие нужны Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.
1 17 Тайна фонемы Находить в слове и правильно произносить звуки. Различать звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику звука. 1 18 Ударение над гласной может сделать букву ясной Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова. 1 19 Коварные словарные слова. Опасные согласные Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. 1 20 Звонкие и глухие «двойняшки» Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание. 1 21 Старые знакомые Ъ и Ь Соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения. Подбирать примеры с разделительным ь. Различать слова с ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным ь. Объяснять написание разделительного ь в словах.
1 22 Орфографические головоломки. Почему мы так пишем? Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. 1 23 Как «справиться со сложными словами»? Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звукобуквенный разбор по заданному образцу. 1 24 Проект «Колдовство букв» Участвовать в презентации выполненной работы. 1 25 Правописание буквосочетаний Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк,чн,чт,щн,нщ,подбирать при меры. Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нщ.
Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний.
1 26 Способы проверки написания букв Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. 1 27 Решение орфографических задач Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звукобуквенный разбор по заданному образцу. 1 Части речи – 7 часов 28 Путешествие в мир имени существительного Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. 1 29 Глаголы-труженики Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам. 1 30 В мире прилагательных Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные-сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным 1 31 Волшебный клубок знаний 1 32 Всё о местоимениях Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. 1 33 Предлоги – наши помощники Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами 1 34 Проект «Путешествие в страну русского языка» Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию о словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий. 1 Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. «Просвещение», 2010 г.
2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М. «Просвещение». 2009 г.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под редакцией А. Г. Асмолова – М. «Просвещение», 2008 г.
4. Планируемые результаты начального общего образования. под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой – М. « Просвещение», 2009
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М. «Просвещение», 2009 г.
6. Письмо МО и Н РТ о введении дополнительного часа на изучение государственных и родных языков.
Учебно-методическое обеспечение
1. В.В.Никифорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. Москва, «ВАКО», 2013.
2. М.И.Кузнецова. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов. Русский язык. Москва, Санкт-Петербург «Просвещение», 2011
3. Т.Л.Федорова. Все виды диктантов для 1-4 классов с правилами и объяснениями. Москва, ЛадКом, 2008
4. Г.В.Рацкая . Олимпиадные задания, 1-2 класс. Самара «Учебная литература», 2008
5.Л.П.Барылкина. Русский язык. Тесты, проверочные работы, мини-диктанты. 1-4 классы. Москва, 2007
6. Л.В.Амбросова. Полный школьный курс. Справочное пособие. 1-4 классы. Санкт-Петербург «Весь», 2010
7. Все виды разбора по русскому языку. Автор Дорофеева Г.В. Издательство ЭСКМО. 2011
8 . Все виды разбора по русскому языку 1-4 классы. Автор Ушакова О.Д. Издательство Литера 2010 г.
9. Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. Т.Л.Фёдорова. Издательсво. Москва. ЮНВЕС. 2010 г.