«Способы словообразования. Морфемные способы словообразования»

КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ.
Тема урока: «Способы словообразования. Морфемные способы словообразования».
Цель урока: познакомить учащихся с морфологическим (морфемным) способом образования слов в русском языке.
Задачи урока:
обучающая: ввести понятия производной, непроизводной и производящей основы, учить определять морфемный способ образования слов по плану словообразовательного разбора, тренировать учащихся в анализе слов, образованных суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами словообразования;
развивающая: уметь сравнивать, делать выводы, обобщать материал, работать со словарём, совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова.
воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, расширять кругозор и активность, инициативность, аккуратность ; формировать навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную деятельность.
Оборудование: таблицы, учебники по русскому языку для 6 класса (авторы: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская), Школьный словообразовательный словарь А.Н. Тихонова).
Опережающее задание: 1) «Дерево из слов» - рассказ сильного ученика о словообразовательном древе из книги «Занимательно о русском языке» (авторы: В.А. Иванов, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь)





План урока.
Организационный момент.
Подготовка учащихся к активному, сознательному изучению нового материала.
Этап усвоения новых знаний:
определение словообразования;
виды основ;
суффиксальный способ;
приставочный способ;
ф и з к у л ь т м и н у т к а
приставочно-суфиксальный;
бессуффиксный способ образования;
схема словообразовательного разбора.
Заключительный этап (итоги урока, оценивание, домашнее задание).





Принципы обучения:

Дидактические:
Систематичности и последовательности обучения.
Доступности.
Научности.
Наглядности.
Этап урока
Вре-мя
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Методическое обоснование

1.
Организационный




2.
Подго-
товка учащихся к актив-
ному усвое-
нию новых энаний



















































3.
Этап усвое-
ния
новых
знаний
















































































































































ФИЗ-
КУЛЬТ-
МИНУТКА






















































































































3.
Заклю-
читель-ный этап.
2мин








4мин





























































35минут:

3мин





















2мин


























1мин











3мин











1мин










5мин
































5мин




























2мин




5мин











































5мин












































3мин


























4мин

















Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, сообщает тему, обозначает цели урока.






Слово учителя.
-Язык развивается, не стоит на месте. Это живой организм. Развитие его идёт в двух направлениях: устаревание и пополнение. Основным является, конечно, второе. Особенно быстро развивается лексика. Она очень быстро реагирует на все изменения.
Вопрос учителя классу.
- Скажите, а какие новые слова пришли к нам в русский язык в последнее десятилетие?




Учитель одобряет ответы, может поправить и продолжает рассказывать дальше.
-Пополнение лексики идёт двумя путями – заимствованием и образованием слов из средств самого языка.

Вопрос классу.
-Вспомните, а что такое заимствованные слова.




Учитель.
-Приведите пример заимствованных слов.



Учитель одобряет и продолжает.
-А как вы понимаете фразу: «Образование слов из средств самого языка?»
-Трудно? Тогда, попробуйте сравнить:
лес – лесок
-У слов одинаковый корень, но разное лексическое значение. А теперь попробуем убрать из слова лесок суффикс, какое слово получилось: лес и значение слова изменилось.
-Что влияет на изменение лексического значения слова? Что мы можем называть средствами языка?





Учитель.
-В русском языке есть целая группа суффиксов, придающих слову такое значение, и называются они уменьшительно-ласкательными, суффикс –
-ОК входит в их число.
- Приведите примеры слов с этим суффиксом.
Вывод учителя. Таким образом, основной путь пополнения лексики – второй, т.е. образование слов на базе самого языка. Именно это и изучает раздел русского языка «Словообразование».
Даём определение.
-Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучается способы образования слов.
Обратимся к учебнику.
-Найдём определение словообразования на стр.52.



Учитель просит сравнить эти определения. - В чём сходство?




Учитель.
-Оба эти определения являются синонимичными. Запишите определение .


Учитель.
-Теперь мы послушаем небольшой рассказ «Дерево из слов».















Учитель.

От корневого слова идет
Еще одна ветка прилагательного с суффиксом - ян- - водяной –«относящийся к воде», которая дала жизнь слову
водянистый - «содержащий излишнее количество воды».Есть ветка и с ласкательными словами – водица, водичка. А сколько сложных слов! Водопровод, водолаз, водомет и мн. другие. Это очень большое дерево! В нем насчитывается с корнем –вод- более 300 слов.




Учитель одобряет ответ ученика и продолжает.
-Теперь мы подошли к новым определениям:
Что такое производящая, производная, непроизводная основа слова.




Учитель обращает внимание на таблицу и просит запомнить определения.
-Основа такого слова, от которого образуется новое слово, называется производящей.
Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным. Непроизводная основа состоит только из корня.
Учитель объясняет виды основ на примере слова – водица-

Слово учителя.
В русском языке несколько способов образования новых слов. Мы сегодня остановимся на морфемных способах: приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном, бессуфиксном.
Учитель просит выдвинуть версии: почему эти способы так называются?


Учитель говорит о правильных предположениях учеников и предлагает разобрать по порядку все способы.
-Обратимся к суффиксальному способу.


Учитель, разбирая слово «столик», указывает на то, как и при помощи чего образовалось это слово; обращает внимание на словообразовательную модель
(схему); просит прокомментировать значение производного слова ( какое значение вносит суффикс –ик-)






Учитель предлагает разобрать следующие примеры с точки зрения способа словообразования.
конфетка; для
мебельный; слабых для
средних для сильных.
угольщик;
умненький;
белеть.


Учитель предлагает сделать самостоятельно вывод о том, какой способ называют суффиксальным.

Учитель обращает внимание учеников на новое слово «несмелый» и просит определить, при помощи чего образовалось это слово и что изменилось в значении производного слова.




Учитель одобряет правильный ответ и обращает внимание учеников на новые слова, у которых необходимо определить способ словообразования:
прародина;
премудрый для слабых для средних для силь
прочитать; ных
некогда




Учитель предлагает сделать самостоятельно вывод о том, какой способ называют приставочным.






Учитель обращает внимание учеников на
новое слово «узаконить».




Учитель предлагает ответить на вопросы:
« Как образовалось это слово? Какое значение имеет это слово?» Учитель просит быть внимательнее.
- Это не приставочный способ, потому что при отбрасывании приставки остаётся
« законить», а такого слова нет. Это не суффиксальный способ, потому что при отбрасывании суффикса -и- остается «узакон», и мы не можем назвать слово с такой же основой.

- А если убрать приставку и суффикс одновременно? Останется « закон», такая же основа в слове - закон.



Учитель предлагает самостоятельно разобрать два слова (зашторить, сотрудник), а консультанты должны послушать ответы у прикрепленных к ним учеников (Предварительно у консультантов проверяет учитель).





Учитель предлагает сделать самостоятельно вывод о том, какой способ называют приставочно-суффиксальным.




Прежде чем объяснять бессуффиксный способ, учитель делит класс на 2-3 творческие группы и предлагает понаблюдать за словами: стол, дом, заплыв, переход, трава.
-Предлагаю вам обратить внимание на лексическое значение слов. Так как все слова являются именами существительными, то они обозначают предмет. В нашем понимании предмет – это то, что можно представить в виде картинки. Давайте проанализируем наши имена существительные с этой точки зрения: можно представим в виде картинки или нет?


Учитель подводит итоги творческого задания, указав на правильные ответы учеников.
-Имена существительные, в значении которых имеется указание на признак предмета или действие предмета, являются производными от соответствующих частей речи:
поднос - подносить; приход – приходить; заплыв - заплывать.
У производящего слова берётся только основа, если есть суффикс, то он «отсекается». Такой способ называется бессуффиксным, этим способом образуются имена существительные, в значении которых присутствует указание на признак или действие предмета.
-А еще пользуйтесь приемом «рисования», который мы с вам провели. Мысленно рисуйте и рассуждайте при определении значения слов.

Учитель еще раз просит учеников сделать вывод о том, какой способ называется бессуффиксным, рассказать определение друг другу.
Учитель предлагает записать схему словообразовательного разбора.
- Чтобы узнать способ образования слова,
нужно сделать словообразовательный разбор, а это значит найти производящее слово (через уточнение лексического значения производного слова) В зависимости от того, какая из морфем участвует в словообразовании определить способ словообразования: приставка – приставочный, суффикс – суффиксальный, приставка и суффикс одновременно – приставочно-суффиксальный, путем «отсечения» суффикса -бессуфиксный
-Если возникли сомнения относительно способа словообразования, необходимо обратиться за помощью к словообразовательному словарю. У меня в руках школьный словообразовательный словарь А.Н. Тихонова Слова в словарной статье расположены в определенной последовательности, отражающей их способ образования. Например:
слаб(ый) <- слаб-е-ть< - о-слабеть <- ослабле-ни[j-э]


Учитель подводит к общему выводу о разнообразии способов словообразования:
-А теперь давайте ответим на вопрос темы урока, с какими способами образования новых слов вы познакомились сегодня на уроке?



Домашнее задание
-§26 (выучить определения), 1-2 группы(слабые и средние ученики) упр. 126 группа: 3 группа (сильные ученики): подберите из произведений художественной литературы -10-15 слов с разными способами морфемного словообразования.
Учитель благодарит учеников за урок, комментирует ответы учащихся,
выставляет оценки в дневники.



Ученики готовятся к уроку.
Осознание необходимости, цели, задач предстоящей учебно-познавательной деятельности.








Ученики слушают учителя.





Возможный ответ учеников:
- флешка;
- компьютер;
- органайзер;
- интернет и т.д.



Ответ учеников.
-Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.







Ученики:
- шоу;
- имидж;
- презентация;









Ученики отвечают. Суффикс: суффикс –ОК, он вносит в значение слова понятие «маленький». Сильные ученики отвечают:
Средствами образования слов являются – суффиксы, приставки, т.е. морфемы.






Ученики отвечают:
-Снежок, пирожок, флажок и т.п.









Ученики читают определение.
-Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

Ученики сравнивают и делают вывод:
-Языкознание – наука о языке; а способы словообразования – то, от чего и с помощью чего образованы слова.

Ученики записывают определение.



Сильный ученик рассказывает, а остальные ученики слушают.
-Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него «растут», как ветви на дереве, слова. Чем употребительнее корень, тем сильней становится словесное дерево. Вот пример такого деревца.
От корневого слова вода
образовалось слово водный, от которого в свою очередь выросла целая группа слов: водник
- «работник водного транспорта»; глаголы наводнить (наводнять)-«наполнить слишком большим количеством».





























Ученики смотрят на определения














Ученики дают ответы:
-Эти способы так называются, т.к. при образовании слов участвуют приставки, суффиксы.










Ученики дают ответы:
- Суффикс –ик- вносит значение уменьшительно- ласкательное.(«Столик – маленький стол»).









Ответ начинают сильные ученики.
От производящей основы слова «конфета» образовалось слово с производной основой «конфетка» при помощи суффикса -К-( со значением уменьшительности)
После сильных учеников отвечают (обязательно проговаривать) средние и слабые ученики.

-Суффиксальным называется такой способ, при котором новое слово образуется при помощи суффикса.

Ответ учеников.
-Слово «несмелый» образовалось
от слова «смелый» при помощи приставки НЕ-
Приставка дает значение, противоположное исходному, т.е. «несмелый – трусливый, отсутствие смелости »

Ученики отвечают по той же схеме: сильные, средние, слабые.
Ответ.
-От производящей основы слова «родина» при помощи приставки ПРА- образовалось слово «прародина»с производной основой. Приставка пра- имеет значение- «наиболее древний» (По аналогии разбирают все предложенные слова)

Ученики делают вывод: Приставочным называется такой способ, при котором новое слово образуется при помощи приставки.

Ученики делают под руководством учителя упражнения на расслабление глаз, упражнения для шеи, спины.









Ученики слушают объяснение учителя.





Отвечают ученики:
-Слово «узаконить» образовалось при помощи приставки и суффикса от слова «закон» («сделать законным что-то»)



Учителю проговаривают ответ консультанты, а ему рассказывают ребята, входящие в его группу. Ответ может быть таким.
-Слово «зашторить» образовалось при помощи приставки ЗА- и суффикса –И- от слова
«штора». Слово «зашторить» имеет значение « закрыть что-нибудь шторами»

Ученики делают вывод -Приставочно-суффиксальным называется такой способ, при котором новое слово образуется при помощи приставки и суффикса одновременно.












Ученики, обсуждая поставленную проблему, самостоятельно определяют, что можно нарисовать картинки ко всем словам, но в словах «стол», «дом», « трава» картинка будет в виде одного предмета, а в словах «заплыв», «переход» картинка будет состоять из нескольких предметов, например: «заплыв» - нарисуем водоем, плывущих спортсменов.










Ученики слушают учителя.









Ученики рассказывают друг другу определение









Ученики записывают схему разбора.


















Ученики отвечают определения.





Ученики записывают домашнее задание.























Активизируется
познавательная активность учащихся через словесный метод, эвристическую беседу.














Опора на прошлый опыт учащихся











Ставится проблемная ситуация, направленная на усиление мотивации.




Умение сравнивать и делать микровыводы.



Беседа
















Наглядный метод; работа с учебником, умение проводить сравнительный анализ.











Словесный метод, рассказ ученика (умение излагать материал); индивидуальный подход, расширение кругозора учащихся.





















Частично- поисковый метод.








Словесный, объяснение.





Для сокращения времени на запись определения выведены на таблице.






Частично-поисковый; умение делать выводы.








Умение сравнивать слова, находить отличия.



Практические навыки.
Задания даются с учетом диффе
ренциации ЗУН; формирование навыка самоконтроля.



Умение делать микровыводы,
составление логической модели;



Умение сравнивать слова, находить отличия.





Практические навыки.
Задания даются с учетом диффе
ренциации ЗУН; формирование навыка самоконтроля.


Умение делать микровыводы,
составление логической модели;

Здоровьесберегающий аспект.



Словесный метод
(объяснение) с проблемной ситуацией.



Умение следить за логической цепочкой при сравнении слов.




Умение делать микровыводы.



Групповая и индивидуальная формы работы, умение обобщать материал, развитие навыка взаимоконтроля.






Умение делать микровыводы,
составление логической модели;





Введение проблемной ситуации.
Активизация познавательной
деятельности уч-ся; развитие творческой активности, умение анализировать,
обобщать .
Групповая работа.




Объяснение учителя.















Умение делать микровыводы,
составление логической модели;



Словесный метод, объяснение схемы; умение работать с опорными моделями.








Слово учителя.
Расширение кругозора, практические навыки работы со словарями.




Фронтальная работа.

Умение делать выводы, выделять главное,

рефлексия.



Индивидуально -дифференцированный подход .
















13PAGE 15


13PAGE 141715