Рабочая программа элективного курса по русскому языку Секреты русского словообразования, 9 класс.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Гимназия № 24»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания предметной кафедры
от «____»___________20_____
№ ______
____________/_____________/ СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
Гимназия № 24
______________/____________/
«____»______________20_____ УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
Гимназия № 24
______________/____________/
«____»______________20_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса
по русскому языку
«Секреты русского словообразования»
(базовый уровень основного общего образования)
9 класс
16 часов
2015-2016 учебный год
(программа разработана на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы (авт.-сост. С. И. Львова).- М: Мнемозина, 2009г.)
учитель Сергеева Ольга АдольфовнапОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы (авт.-сост. С. И. Львова).- М: Мнемозина, 2009г. Данный курс относится к предметным курсам и направлен на углубленное изучение словообразования.
В школьной программе раздел «Словообразование» изучается неглубоко и многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения слова, оказываются вне поля зрения учащихся. Тайна появления слова в русском языке – интересная область для изучения. Учащиеся 9-х классов гимназии, имеющие способности к языку, на занятиях получат возможность с помощью учителя понять многие сложные явления языка, приобретут опыт анализа таких сложностей (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.
Цель курса: научить с помощью словообразовательного анализа предвидеть орфографические затруднения и решать их; стимулировать учащихся к пополнению словарного запаса и использованию выразительных возможностей русского языка.
Курс послужит средством речевого развития школьника, так как морфемно - словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (лексических грамматических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
Использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно - словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов группы:
И Т.П.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приемами их использования в художественных текстах.
Авторская программа элективного курса «Секреты русского словообразования» для 9 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что не соответствует учебному плану МБОУ «Гимназия №24», где на изучение элективного курса по русскому языку в 9 классе отведено 16 часов в год. По причине вносимых в программу изменений уменьшено количество часов на изучение следующих разделов:
«Исторические изменения в структуре слова» до 7 часов;
«Изобразительные возможности русского словообразования» до 9 часов.
Содержание программы.
Исторические изменения в структуре слова (7 ч)
Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).
Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.
Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.
Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.
Изобразительные возможности русского словообразования
(9ч.)
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.
Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.
Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.
Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.
Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Дата проведения Дата фактическая
I. Исторические изменения в структуре слова 8 1 Исторические изменения в структуре слова 1ч 2 Появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем). 1ч 3 Использование иноязычных элементов при образовании слов. 1ч 4 Словообразовательные и семантические кальки 1ч 5 Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. 1ч 6 Этимологический анализ слова и его написание 1ч 7 Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.
1ч II. Изобразительные возможности русского словообразования 9ч. 8 Словообразовательный повтор как стилистическое средство. 1ч 9 Виды повторов. 1 ч 10 Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. 1ч 11 Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. 1ч 12 Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах 1ч 13 Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем 1ч 14 Приемы обыгрывания внутренней формы слова 15 Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. 1ч 16 Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка 1ч Итого: 16ч.
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся:
Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.
Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004
Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.
Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.
Словари
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М.. 2002.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Для учителя:
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000
Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов на-Дону, 2005.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М.,1996.