Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 8 классе «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей
______________________
Протокол №___
от « » 2015 г.
Руководитель ШМО
_____________________
Рыбкина Н.В.
Согласовано
«….» __________ 2015. г.

Заместитель директора
по УВР
____________________
В.И. Голодышин Утверждаю
Приказ № ______
от «____» ________ 2015 г.
Директор МБОУ
«СОШ №11»
_________________
Тулина Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Секреты русского словообразования.
Как образуются слова в русском языке»
для 8 класса
на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы
учитель русского языка
Рыбкина Н.В.
I квалификационная категория

2015
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
2. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2015-2016
учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.08.2011 г. № 920-мр).
3. Программа развития ОУ «Образовательная система школы как благоприятная среда для личностного роста учащихся» на 2009 - 2016 гг. (утверждена районным экспертным советом, протокол №17 от 16.06.2010).
4. Учебный план МБОУ «СОШ №11» г. Байкальска на 2015/2016 учебный год.
5. Авторская программа курса Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы
6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75-37-0541/11.
В основу рабочей программы факультативного курса «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке» для учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №11» г. Байкальска положена авторская программа Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы, М. Мнемозина, 2009г.
Актуальность изучения данного курса заключается в том, данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.
Курс служит достаточно действенным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребёнка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы: …истка, …инный, …расс…анного, …сский и т. п.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах. ,
.
Цели: систематизирование знаний учащихся о составе слова и словообразовании и на их основе совершенствование орфографических умений.
Задачи курса:
сформировать представление о том, что каждая морфема в слове выражает определенное значение;
развить у учащихся умение видеть в слове морфемы, составляющие его, и на основе этого выработать устойчивые орфографические действия;
способствовать интенсивному развитию языкового чутья;
совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа и состоит из 12 тематических разделов. В основе курса лежат следующие методические принципы:
-учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
-уважение  к  результатам   их  деятельности  в   сочетании  с  разумной требовательностью;
-комплексный подход при разработке занятий;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
-научность;
-связь теории и практики;
-преемственность;
-наглядность;
-систематичность и последовательность;
-прочность полученных знаний;
-активность и сознательность обучения.
К характерным содержательным и методологическим особенностям данного учебного курса относятся:
углубление лингвистических знаний
формирование умений применять полученные знания на практике
обеспечение сознательного усвоения материала
развитие навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления
подготовка конкурентоспособного ученика.
В основу программы положены принцип межуровневых и внутриуровневых связей, коммуникативный принцип, структурно-словообразовательный принцип.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится следующим образом
Уровень подготовки учащихся осуществляется на основе анализа письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
Предполагается следующие формы контроля:
-сообщение на лингвистическую тему;
-лингвистическое исследование;
Сочинение на лингвистическую тему;
Оценка учебных достижений учащихся осуществляется:
-на занятиях во время бесед;
-при проверке выполнения текущих самостоятельных работ;
-при написании итоговой работы
-при выполнении тестов.
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Содержание курса
Формирование содержания данного факультативного курса по «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке» осуществляется на основе принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения;
соблюдения преемственности.
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка.
ЗНАТЬ: Термин «словообразование». Предмет изучения в словообразовании.
Словообразовательная система. Словообразование как раздел науки о языке. Связь раздела «Словообразование» с другими разделами русского языка.

Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава русского языка. Роль словообразо­вательных аффиксов в построении этих моделей. Особенности детского словотворчества.
ЗНАТЬ: Роль словообразовательных аффиксов в морфемно-словообразовательных моделях.
Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе.
ЗНАТЬ: Механизм образования нового слова.
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Основные способы образования слов, в которых участвуют эти морфемы: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с суффиксацией. Безаффиксный (бессуффиксный) способ.
ЗНАТЬ: Основные способы образования слов при помощи приставки и суффикса.
Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке. Типы сложных слов и их написание.
ЗНАТЬ: Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке.
Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи. Справка о возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур.
ЗНАТЬ: Сложносокращенные слова.
Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу.
ЗНАТЬ: Словообразовательная цепочка
Корень как значимая часть слова. Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных корней (горе — гореть — гора).
ЗНАТЬ: Семантико-словобразовательная общность однокоренных слов
Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня. Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.
ЗНАТЬ: Изменяемость корня.
Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово.
ЗНАТЬ: Неморфологические способы образования слов
Активные процессы современного словопроизводства.
ЗНАТЬ: Процессы современного словопроизводства
Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними.
ЗНАТЬ: Типы морфемно- словообразовательных словарей
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем Общее количество часов
Формы проведения занятий Формы контроля
1 Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка
1 час анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;
Лекция Лексико-грамматические мини-тесты
2 Морфемно-словообразовательная модель 1 час орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;
Лекция наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
3 Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей 1час Проектные формы работы. - различные виды разборов
4 Особенности детского словотворчества 1 час Лекция, практикум творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
5 Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе 1час орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала
6 Синонимия и многозначность приставок и суффиксов 1 час Лекция, практикум Лексико-грамматические мини-тесты
7 Приставка и суффикс как словообразующие морфемы Лекция, практикум
различные виды разборов
8 Основные способы образования слов 1 час Лекция подготовка реферата, доклада
9 Приставочный способ образования слов 1 час Лекция, практикум Лексико-грамматические мини-тесты
10 Суффиксальный способ образования 1 час Лекция, практикум Лексико-грамматические мини-тесты
11 Приставочно-суффиксальный способ образования 1час наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала
12 Сложение с суффиксацией 1 час Лекция, практикум творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
13 Безаффиксный (бессуффиксный1час Орфографический анализ структурно-семантических схем слова
Лекция различные виды разборов
14 Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке 1 час Лекция, практикум наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
15 Типы сложных слов и их написание 1 час Лекция обобщающая беседа по изученному материалу;
16 Проверочная работа «Способы словообразования» 1 час Практикум тестовые работы
17 Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи. 1 час Лекция написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
18 Справка о возникновении и истории наиболее употребительных сложносокращенных слов и аббревиатур 1 час Лекция, практикум наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
19 Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. 1 час Лекция творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
20 Словообразовательная цепочка 1 час Лекция, практикум Лексико-грамматические мини-тесты
21 Гнездо однокоренных слов 1 час
Лекция, практикум творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
22 Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу 1 час Лекция, практикум различные виды разборов
23 Корень как значимая часть слова 1 час Лекция, практикум подготовка реферата, доклада, написание анализа
24 Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов 1 час Лекция, практикум написание рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
25 Слова-паронимы; их сходство и различие 1 час Лекция, практикум Лексико-грамматические мини-тесты
26 Разграничение омонимичных корней (горе — гореть гора). 1 час Практикум обобщающая беседа по изученному материалу;
27 Проверочная работа «Однокоренные слова» 1 час Практикум тестовые работы
28 Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня 1 час Проектные формы работы творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
29 Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов 1 час Проектные формы работы написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
30 Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую 1 час Лекция, практикум Лексико-грамматические мини-тесты
31 Сращение сочетания слов в одно слово 1 час Лекция Лексико-грамматические мини-тесты
32 Сращение сочетания слов в одно слово 1 час Лекция, практикум творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
33 Активные процессы современного словопроизводства 1 час Лекция Лексико-грамматические мини-тесты
34 Разные типы морфемно-словообразовательнъх словарей 1 час Лекция, практикум Лексико-грамматические мини-тесты
Итого:
35 часов Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Требования определяют основные знания, умения и навыки, которые должны быть в достаточной мере сформированы у школьников, освоивших факультативный курс за 8 класс по данной предметной программе, в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Учащиеся будут …
знать / понимать
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
уметь
владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава;
пользоваться словарями;
строить план исследования;
сотрудничать с товарищами, работая в группе;
представлять результаты своей работы в форме сообщения.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся обучающихся
Инструментарием для выявления результатов обучения являются тексты, контрольные задания, викторины.
В качестве формы итоговой отчетности проводится защита исследовательской работы.
Ученик получает зачёт при условии успешного выполнения практических работ и участия в исследовательской работе.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
- качественно выполненное по собственной инициативе задание;
- использование Интернет-технологии;
- инициативную публичную презентацию своей работы.
Учебно-методическое обеспечение курса
Методические пособия

Вознюк Л.В. Изучение состава слова и словообразования в школе. — Киев, 1986.
Жуковская О.Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. — М., 1983.
Земская Е.Н. Как делаются слова. — М., 1963.
Земская Е.Н. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.
Лопатин В.В. Рождение слова. — М., 1973.
Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. — М., 1965.
Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. — М., 1977.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5—9 классах: Книга для учителя. — М., 1996.
Львова С.И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996.
49Панов М.В. Изучение состава снова з национальной школе. — Махачкала, 1977.
Учебные пособия:
Бессараб М.Я. Владимир Даль. Книга о доблестном гражданине России и великом борце за русский язык.- Л., 1972.
Брюховецкая Г.А. К изучению суффиксального способа образования имён существительных // Русский язык в школе (РЯШ).- 1981.- № 5.- с.29-32.
Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова.- М., 1966.
Валгина Н.С. и др. Современный русский язык.- М.: Логос, 2001.
Вознюк Л.В. Учебные действия школьника со словообразовательным словарём при подборе однокоренных слов // РЯШ. – 1998. - № 3.-с.13-18.
Горев Г.И. Тайны слова. Небо замолаживает…Что это значит? // РЯШ.-2001.-№ 6.-с.135.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.- 1978.
Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. В.И.Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы.- М.: Вербум-М, 2001.-64с.
Захарова Л.Д. Существительные на –овь, -ва и их производные // РЯШ.-1990.-№ 2.-с.73-78.
Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Рос. акд. наук, Чист.рус.языка.- М.: Наука,1992.- с.94.
Зинин С.И. Владимир Иванович Даль (к 200-летию со дня рождения) // РЯШ.- 2001.-№ 5.-с.95-105.
Курбатова Е.А. О принципе преемственности при изучении словообразования в школе // РЯШ.-1986.-№ 6.-с.12-15.
Кузнецов В. Я посетил места…: Писатели-классики в Оренбургском крае.- Калуга: Золотая аллея, 1995.-40с.
Львова С.И. Морфемика и словообразование.- М.,1980.
Львова С.И. Словообразование в 5 классе ( I полугодие) // РЯШ.-1991.- № 5.-с.11-17.
Львова С.И. Словообразование в 5 классе ( II полугодие) // РЯШ.-1992.- № 1.-с.9-16.
Лекант П.А. Современный русский язык.- М., 1996.
Максимов В.И. К тайнам словообразования.-М.,1980.
Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном литературном языке: Учеб.пособие /ЛГУ им. А.А.Жданова.- .:изд-во ЛГУ,1987.
Медведева Л.М. Тайны словообразовательной мотивации и семантика производного слова // Вопросы языкознания.- 1989.- № 1.-с.86-96.
Немченко В.Н. Современный русский язык.-М: Высшая школа,1994.
Неизвестный Владимир Иванович Даль / Сост. А.Г.Прокофьева, Г.П. Матвиевская и др.- Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2002.-480с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т русского языка им.В.В.Виноградова.-М.: Азбуковедник,1997.-944с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов (под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой).- 20-е изд., М.: Рус. яз., 1989.-750с.
Порудоминский В. Повесть о толковом словаре.- М.: Книга,1981.
Потиха З.А. Строение русского слова. Учебный словарь.-М., 1981.
Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы (Сост.Л.М.Рыбченкова)-4-е изд., дораб. и доп..-М.: Дрофа,2001.-320с.
Рацибурская Л.В. Слова с затемнённой морфемной структурой и проблема их членимости // РЯШ.-1999.-№ 1.-с.67-70.
Смолицкая Г.П. Даль и Срезневский // РЯШ.-2001.-№ 4.- с.74-7
Современный русский язык: Ч.1.: Учеб. для вузов / Под ред. Д.Э.Розенталя; авторы: А.Б.Аникина и др.- 3-е изд.- М.: Высшая школа, 1979.-317с.
Стрельцова Т.В. Структура диалектных ( оренбургских) лексических единиц в словаре В.И.Даля // Историко-культурное наследие славян на Южном Урале: Сб. статей и тезисов / под ред.А.В.Фёдоровой.- Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1998.- 210с.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка.- М.,1985.
Шанский Н.М. Как образуются слова в русском языке // Русский язык в школе и дома.- 2002.- № 5.-с.1-7.
Шанский Н. М. Слова и морфемы // Русский язык в школе и дома – 2002.- № 4.- с. 1-3.
Шеховцова А. В. , Серебряков А. Н. Трудные случаи морфемного анализа // Русский язык и литература.- 1989 - № 10. – с. 12-15.
Оборудование и приборы
ПК, мультимедийная система
Дидактический материал (включая Интернет-ресурсы)
klyuchi-bulakskayasosh.brroo.ru/attachments/article/74/программа
nsportal.ru›Школа›Русский язык›…-kursa-sekrety-russkogo…
Приложение 1


Календарно - тематическое планирование занятий факультативного курса по русскому языку
«Секреты русского словообразования.
Как образуются слова в русском языке»
для 8 класса
учителя русского языка и литературы Рыбкиной Натальи Викторовны
для 8 класса на 2015-2016 учебный год
Количество часов в неделю:1 Всего: 34
№ п/пНазвание изучаемой темы Всего часов Дата
1 Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка 1 01.09-06.09
2 Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава 1 07.09-12.09
3 Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. 1 14.09-19.09
4 Особенности детского словотворчества. 1 21.09-26.09
5 Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе. 1 28.09-03.10
6 Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. 1 05.10-10.10
7 Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. 1 12.10-17.10
8 Основные способы образования слов. 1 19.10-24.10
9 Приставочный способ образования слов 1 26.10-30.10
10 Суффиксальный способ образования 1 09.11-14.11
11 Приставочно-суффиксальный способ образования 1 16.11-21.11
12 Сложение с суффиксацией. 1 23.11-28.11
13 Безаффиксный (бессуффиксный) способ. 1 01.12-05.12
14 Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке 1 07.12-12.12
15 Типы сложных слов и их написание 1 14.12-19.12
16 Проверочная работа «Способы словообразования» 1 21.12-26.12
17 Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи. 1 28.12
18 Справка о возникновении и истории наиболее употребительных сложносокращенных слов и аббревиатур. 1 11.01-16.01
19 Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. 1 18.01-23.01
20 Словообразовательная цепочка. 1 25.01-30.01
21 Гнездо однокоренных слов 1 01.02-06.02
22 Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу. 1 08.02-13.02
23 Корень как значимая часть слова. 1 15.02-20.02
24 Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. 1 22.02-27.02
25 Слова-паронимы; их сходство и различие 1 01.03-06.03
26 Разграничение омонимичных корней (горе — гореть — гора). 1 07.03-12.03
27 Проверочная работа «Однокоренные слова» 1 14.03-19.03
28 Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня. 1 21.03-26.03
29 Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов. 1 04.04-09.04
30 Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую 1 11.04-16.04
31 Сращение сочетания слов в одно слово 1 18.04-23.04
32 Активные процессы современного словопроизводства. 1 25.04-30.04
33 Разные типы морфемно-словообразовательнъх словарей. 1 02.05-08.05
34 Итоговый урок курса «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке» Тестовая работа 1 10.05.-14.05
Итого: 34 ч.