Интегрированный урок (история, МХК, кружок «Изобразительное искусство») по теме «Древняя Греция – колыбель истории» для 5 класса
Интегрированный урок
(история, МХК, кружок «Изобразительное искусство»)
по теме «Древняя Греция – колыбель истории»
5 класс
Учебники:
Данилова Г.И.. Мировая художественная культура. 5кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Уколова В.И. История Древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 4 кл. – М.: Просвещение, 2007.
Цель: сформировать у детей целостное представление об историческом и художественном наследии Древней Греции.
Задачи:
Воспитательные: воспитание толерантности; формирование навыков общения в диалоге с учителем, одноклассниками; пробуждение интереса к изучению мировой литературы; содействовать эстетическому воспитанию учеников на примере величайшей культуры Эллады, формировать бережное отношение к культурному наследию предков.
Образовательные: закрепление имеющихся знаний по истории и художественной культуре.
Развивающие: развитие коммуникативности в информационном обмене; способствование развитию пространственного воображения, творческих, организаторских способностей, умений и навыков работать коллективно.
В кабинет приглашается 5б класс. Каждый учащий, не глядя, выбирает один из бейджиков, с написанным на нем названием греческого города.
Учитель истории: Мы приглашаем отправиться в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Вспомним историю и культуру древнейшего государства в Европе, лучшие образы которых до сих пор продолжают волновать и будоражить наше воображение.
Учащаяся 11а класса:
Ода Греции
На берегу Эллады легендарной,
Где камни древние молчат о вечном –
О славе Греции, о войнах, о победах.
Где зарождались мифы о Героях,
Сквозь дымку зыбкую тысячелетий
Я вдруг увидел прошлого картины
Здесь под платаном на исходе дня
Божественный Гомер читал свои поэмы
И верный ученик его с восторгом
Записывал слова Великого Поэта –
О странствиях далёких Одиссея,
О пламенной любви Елены и Париса,
О подвигах могучего Ахилла
И о падении непокорной Трои.
Учитель истории:
Прежде чем нам совершить экскурсию, мы должны побольше узнать о той стране, в которую собираемся отправиться. Первое задание называется
« Визитная карточка».
Цель этого задания заключается в том, что вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции. Сейчас вы выступите в роли туроператора. Это такие люди, которые рассказывают желающим отдохнуть о какой – либо стране. Но рассказать так, чтобы им захотели туда поехать. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями. Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена, какой климат, почва, чем занимается население и составить рассказ. Так как вы выступите в этой роли впервые, то я решила вам облегчить немного задачу: чтобы ваш рассказ получился красивым и связанным, у меня есть готовый текст, но в нём есть пропуски. Вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 баллов.
Карточка № 1.
Эта страна расположена на (Балканском ) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т.к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (Олимп) , по преданию на ней живут (греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой ( лес) можно найти только на севере. Климат в Греции очень ( жаркий), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы (каменистые), плодородных ( рек) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по ( Эгейскому) или
( Ионическому ) морю.
Ответы: Балканском, горная, Олимп, греческие боги, леса, жаркий, каменистые, рек, Эгейское, Ионическое.
Карточка № 2.
Греция – это страна (гор) и быстрых горных (рек) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но (тёплая). Хотя в стране мало (лесов) и (плодородных земель), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные ( пастбища), на которых пасутся овцы и козы. Путешествия по стране вы можете увидеть огромные (виноградники), ягоды которых переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести (амфоры) – сосуды для вина и масла и ( пифосы) – сосуды для хранения зерна.
Ответы: гор, рек, тёплая, лесов, плодородных земель, пастбища, виноградники, оливки, амфоры, пифосы.
( учащиеся выполняют работу)
Учитель истории: Настало время поближе познакомиться с «представителями» городов-полисов Древней Греции Афины и Спарта, но надо напомнить, что в те времена было принято решать спорные вопросы очередности в том или ином действии жеребьевкой с помощью бобов или фасоли белого и красного цветов.
Кто из капитанов вытянет фасоль белого цвета, той команде будет дано право первой рассказать о себе.
Задание это командное, вы все вместе готовите ответ.
Ответы команды:
На горе, возвышающейся над равниной, греки возвели крепостные стены – Акрополь. Под их защитой и начали селиться жители. Афиняне вели торговлю. Без морской торговли Афины не могли существовать. Поэтому Афинские правители всегда стремились иметь мощный флот. Афины часто враждовали с другими городами за власть на море. Городская жизнь требовала хорошего понимания торговых дел. В Афинах ценилось ораторское искусство. Ему обучали детей в школах.
В Афинах нет больших рек, а большая часть покрыта каменистой почвой, поэтому земледелием заниматься было проблемно. Было развито скотоводство. Среди жителей было много ремесленников-сапожников, кузнецов, гончаров.
Учитель истории: Что необычного было в Афинах?
Ответы детей: На каменистой почве росло необычное дерево. Внешне оно неказисто: с кривым стволом и небольшими серебреными листочками. Но именно это дерево давало жителям Афин одно богатство. Это дерево называлось оливой, плоды дерева – оливками. Греки так ценили эти плоды, что верили в то, что олива – дар богов. Кроме оливы греки выращивали виноград, из которого изготавливали вино. В Афинах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища.
Учитель истории: Как возникла Спарта? Что представляла собой жизнь в Спарте?
Ответ детей:
Спарта является древнейшим городом Греции. Спарта возникла вдали от моря, в долине реки. Спартанцы захватили эту землю и подчинили себе местные племена. Эти племена и обрабатывали земли спартанцев. На землях этих выращивали хлеб, овощи, оливки, виноград. Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие - военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены.
Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются храбрые воины. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено. Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.
Учитель истории: Что необычного было в Спарте?
Ответ детей:
В Спарте дома были скромными, в них было только самое необходимое. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной (например: похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока). Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.
Следующий конкурс состоит из двух частей. Одна из команд, та, что достанет белую фасоль, получит задание на тему «Угощение», для другой команды останется задание «Одежда».
Цель: проанализировать полученные знания по истории.
Задачи: активизация мыслительных процессов, развитие фантазии и воображения.
Конкурс «Угощение».
Оборудование: «набор продуктов» (названия написаны на отдельных полосках бумаги) – вода, виноградное вино, квас, сбитень, фрукты, овощи, маслины, оливы, подсолнечное масло, оливковое масло, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, лепешки из ячменя, ячневая каша, пшеничная каша, рисовая каша, каша «Геркулес», чипсы, молоко, сыр, кефир, грибы, мед, простокваша, мясо на вертеле, тушенка, рыба.
Задание: выбрать продукты, которые, возможно, употребляли в пищу древние греки.
Оценка: за каждый верно выбранный продукт команде начисляется 1 балл. Наибольшее количество баллов за этот конкурс – 8.
Правильные ответы: вода, виноградное вино, фрукты, овощи, маслины, оливы, молоко, оливковое масло, пшеничный хлеб, лепешки из ячменя, ячневая каша, простокваша, мед, сыр, мясо на вертеле, рыба.
Конкурс «Одежда»
Укажите термины, соответствующие следующим определениям:
Женская одежда греков, состоявшая из прямоугольного куска ткани жёлтого, голубого или фиолетового цвета с поясом. (Б)
Верхняя одежда у греков; представляла собой отрез ткани, которым оборачивали тело, скрепляя её пряжкой на правом предплечье или же под шеей. (В)
Накидка у греков, которую использовали как плащ: женщины надевали на пеплос или хитон, а мужчины на голое тело или хитон. (Г)
Женская и мужская нижняя одежда, тип рубахи из шерсти или льна. Он перепоясывался в талии и имел рукава или рукавные прорехи. (А)
А) Хитон;
Б) Пеплос;
В) Хламида;
Г) Гематий.
Тема следующего задания: В афинской школе
Это задание будет индивидуальным. Каждый из вас может получить жетон, если ответит на мой вопрос. Право первого ответа – поднятая рука.
Цель: закрепить и обобщить знания в данной области истории.
Задачи: активизация мыслительных процессов, развитие ответственности и коллективизма во время решения общей проблемы.
По вертикали:
Главный предмет, которому обучали афинских девочек (домоводство).
Произведения этого античного поэта ученики порой заучивали наизусть (Гомер).
Учебное заведение для взрослых, которое можно было посещать всю жизнь (гимнасий).
Так в Древней Греции называли детскую спортивную школу (палестра).
Так называли мастера красноречия в Элладе, который нередко выступал в школах для взрослых (оратор).
6. Место обучения девочек (дом).
Название одного из афинских гимнасиев, так называют высшее учебное заведение и в наши дни (академия).
Место, где проходило обучение юношей ремеслам (мастерская).
Этим веществом покрывали дощечки для письма (воск).
Раб, сопровождавший ребенка в школу (педагог).
Металлическая или костяная палочка для письма (стиль).
Обязательный предмет во всех учебных заведениях, без знания, которого, как считали греки, нельзя стать настоящим человеком (музыка).
Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется « Переводчик». Как вы думаете, какова цель этого конкурса?
(ответы детей).
Цель:
- НА этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в двух конвертах разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 балл.
Демос
Простой народ
Ареопаг
Совет знати
Демократия
Власть народа
Илоты
Рабы
Лаконичная речь
Краткая
Пираты
Морские разбойники
Полис
Город – государство
Ипподром
Место для проведения конных соревнований
Стратег
Военачальник
Амфора
Сосуд для вина с маслом или вином
Педагог
Сопровождающий ребёнка
Оратор
Человек, умеющий произносить речь
Учитель истории: Мы хорошо поработали и сейчас у нас перемена!
Мы с вами попробуем станцевать греческий танец «Сиртаки». А вначале небольшая справка. Хотя об этом танце мы говорили на уроке «Музыка» и он вам понравился.
Справка: Сирта
·ки (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·
·
· касание) популярный танец греческого происхождения, созданный в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для фильма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] старинного танца мясников. Танец сиртаки, а также музыку к нему, написанную греческим композитором [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], иногда называют «Танец Зорбы».
После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Трудно усидеть на месте, правда? Хочется сразу пуститься в пляс!
Учитель МХК: Настало время обратиться к уроку «Мировая художественная культура»
Вспомните, боги Эллады, как и люди, были наделены различными чертами характера. Они могли быть добрыми и злыми, простодушными и коварными, грустными и веселыми, храбрыми и трусливыми. Они могли и гневаться, если не почитали их или порядки, ими установленные. А знаете ли вы богов Древней Греции?
И так. «Разминка».
Единственный бог-труженик. (Гефест)
Бог, который научил людей разводить виноград. (Дионис)
На доспехах этой богини изображена голова медузы Горгоны. (Афина)
Вечный спутник этого бога – дельфин. (Посейдон)
Никто не может сравниться с этим богом в игре на лире. (Аполлон)
Вход в царство этого бога стережёт трёхглавый Цербер. (Аид)
Богатый урожай – заслуга богини (Деметры)
8. Самая сладкая музыка для кровожадного бога – звон оружия. (Арес)
Работа в творческой тетради
Цель: Выполнение работы в тетради с творческими заданиями.
Задача: Перед вами лист с заданиями из творческой тетради. Вы должны будете работать индивидуально.
Конкурс «Боги Древней Греции».
Цели: обобщить знания об одних из самых главных действующих лиц мифов Древней Греции. Вызвать интерес к греческой мифологии, в которой видны истоки духовной культуры в целом.
Задачи: закрепление знаний о мифологическом эпосе Эллады, развитие зрительной памяти и внимания.
Оборудование: два конверта, в каждом из которых находятся рисунки, изображающие богов (Посейдон, Аполлон, Артемида, Гефест, Гермес, Афродита, Афина, Гера), таблички с атрибутами этих богов и таблички со «специальностями» богов.
Задание: по имеющимся изображениям богов (каждый из которых показан со своими атрибутами) определить, кто есть кто и «специальность» бога.
Оценка: за каждый полный и верный ответ команде присуждается 1 балл. Наибольшее количество баллов – 4.
Рисунок
Имя бога
«Специальность»
Атрибуты
Стихотворный портрет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Посейдон
Бог моря, владыка всех вод
Дельфин, трезубец
Двойную честь, о земли колебателъ, тебе предоставили боги:Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Гера
Верховная богиня, богиня семьи
Золотая диадема, павлин, гранат
Златотронную славлю я ..., рожденную Реей,Вечно живущих царицу,
с лицом красоты необычной,Громко гремящего Зевса
родную сестру и супругу
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Афродита
Богиня любви и красоты
Яблоко, роза, пара голубей.
Из белоснежной морской пелены
Явилась на свет она – богиня любви.
ее красота людьми не забыта,
И вы догадались, что она
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Афина
Богиня мудрости и справедливых войн
Шлем, щит с изображением горгоны Медузы
Любимая Зевсова дочь,
Искусна в ремёслах, коварна и зла.
Признаюсь, что в войнах повинна она,
Хоть многих героев от смерти спасла.
И выиграла в споре с самим Посейдоном,
Копьём своим землю пронзила и вот,
Оливковый сад с плодоносною кроной,
Как символ Афин
им богатство несёт.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Гефест
Бог огня и кузнечного ремесла, бог-труженик
Наковальня, молот, клещи
Рождён был Герой слабым и больным,
За что и сбросила она его с небес,
Хоть выжил, но остался он хромым.
Аполлон
Бог солнечного света, гармонии
Лавровый венок, лира
Пусть подадут мне изогнутый лук
и любезную лиру.Людям начну прорицать
я решения Зевса!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Артемида
Богиня живой природы
Лук, колчан со стрелами, лань
С колчаном бродит весь день в горах
И метко стреляет дичь в лесах.
Ее сопровождают нимфы и наяды,
А для удач в охоте жертву принести ей надо.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Гермес
Бог торговли, вестник богов
Крылатые сандалии и шапочка
Утром, чуть свет
родился он,
к полудню играл
на кифаре, К вечеру выкрал коров
у метателя стрел
Аполлона
Говоря об удивительной стране – Греции, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории.
И следующее наше задание называется « Мифы и легенды Древней Греции».
Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции.
- Ваша задача по предметам вспомнить миф, назвать героев и передать его содержание.
Миф 1. Меч и клубок ниток (миф о Тесее и Минотавре)
Миф 2. Корабль и чёрные паруса (Эгей и его сын Тесей)
Миф 3. Перья, воск, нитки. ( Дедал и Икар)
Миф 4. Яблоко с надписью « Прекраснейшей (миф о начале Троянской войны)
Миф 5. Огонь, утёс, цепи, орёл, печень (миф о Прометее)
Миф 6. Город, трезубец, источник с морской водой, копьё, оливковое дерево (миф о споре Афины и Посейдона)
Конкурс «Крылатые выражения»
Греческие мифы стали основой европейской культуры. В нашем языке часто встречаются выражения, взятые из мифов. Их называют «крылатыми». Это название восходит к Гомеру. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» оно встречается много раз: «он крылатое слово промолвил», «между собой обменялись крылатыми словами тихо». Гомеровское выражение «крылатые слова» стало термином. Теперь так называют короткие, но ёмкие по смыслу цитаты из художественных произведений.
Цель: ваша задача вспомнить крылатые выражения и кратко объяснить их.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Танталовы муки
Страдания, которые происходят оттого, что не можешь достичь уже видимой цели.
Царь Тантал, которого любили Боги, похитил у них амброзию и нектар, разгласил тайны Зевса. Боги обрекли его на вечные муки. Он должен был стоять по горло в воде, окружённый свисающими с деревьев плодами. Но как только он хотел напиться, вода уходила от его губ, а плоды с ветвями поднимались.
Сизифов труд
Выражение употребляется, когда говорят о тяжёлой, бесконечной и бесплодной работе.
Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был приговорён к вечной муке: попав к Аиду, он должен был вкатывать в гору огромный камень. Достигнув вершины, камень каждый раз срывался вниз.
Авгиевы конюшни
Очень грязное помещение.
Конюшни Авгия не убирались 30 лет и заросли грязью. Их очистил Геракл. Он выломал стены конюшни и направил воды реки Алтей в конюшни, и она смыла все нечистоты.
Кануть в Лету
Выражение означает быть забытым, навсегда исчезнуть.
Лета – река забвения в Аиде. Души умерших пили из неё воду и забывали прошлую жизнь.
Провалиться в тартарары
Пропасть, исчезнуть, скрыться.
Тартар – мрачная бездна, нижняя часть преисподней, в которой томились Крон и титаны, которых сверг Зевс.
Олимпийское спокойствие
Полное спокойствие при любых обстоятельствах.
Происхождение выражения связано с горой Олимп, на которой жили Боги. Богам не пристала суетливость – они бессмертны и вечны. Их величие и спокойствие стали называть олимпийским.
Конкурс – “Ребусы”
Задача: Прочитать имена мифологических персонажей, героев, зашифрованные в ребусах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рефлексия.
Цель: применение полученной информации на практике.
Задача: опираясь на полученные знания, написать синквейн.
Учитель МХК: Итогом нашего урока будет написанный вами синквейн по теме нашего урока. И опять выбор темы синквейна пройдет как в стародавние греческие времена жеребьевкой с помощью фасоли белого и красного цветов.
Темы синквейна: Миф, Боги, Греция.
Вспомним, что синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, несущая главную мысль
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например, вот какой синквейн получился о предмете МХК:
Культура
Мировая художественная
Дополняет, расширяет, углубляет
Знания о мире –
Память.
15