Статья «Использование принципов самоуправления в рамках детской организации для формировании УУД младших школьников».
Годичный районный семинар – практикум
для учителей начальных классов.
Использование принципов самоуправления в рамках детской организации для формировании УУД
младших школьников.
Билевич Н.И.
МБОУ НОШ №9.
26.04.2012 г.
Актуальной задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», то есть способности к самостоятельному добыванию HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Forlowka.marian.omskedu.ru%2Findex.php%3Foption%3Dcom_content%26view%3Darticle%26id%3D60%3A2011-06-05-17-21-23%26catid%3D38%3A2011-06-05-17-05-44%26Itemid%3D56&text=%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%2C%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A3%D0%A3%D0%94%2C%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4&l10n=ru&mime=html&sign=9169a2a1f96743e801c6f21d8554c56e&keyno=0" \l "YANDEX_7" и усвоению новых знаний и умений, а также его коммуникативную компетентность (владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность).
Кто такой компетентный человек? Тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему.
Оптимальным временем подготовки человека к общению является, безусловно, детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.
Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, как детская организация.
Становление гражданской позиции невозможно только через передачу знаний об обществе. Важнейшим источником гражданского сознания и поведения является опыт гражданской жизни, который ребёнок получает в школе.
В связи с этим необходимо создание в школах структур и видов деятельности, в которых бы практически возникали и развивались гражданские качества ребят. Мы не должны заниматься только обучением, необходимо помочь детям стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни.
Так как же повысить социальную активность, самоорганизованность и самореализацию учащихся?
Одним из путей решения этой проблемы является развитие детских объединений и ученического самоуправления, которое дает возможность самовыражения, самоопределения, самореализации школьника в той или иной деятельности путем включения его в различные социальные отношения.
Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления - отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. Развитие ученического самоуправления является основой воспитательной системы нашей школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников демократическую культуру, гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
В начальной школе №9 действует Демократическая Республика “ДРУГ”, реализуя данную программу. Основной акцент наш коллектив делает на создание условий для приобретения ребенком социально-значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития.
Детская Республика “ДРУГ” - это система социального развития ребенка, его физического и духовного саморазвития, воспитание гражданской активности. Целью данной программы является развитие в каждом ребенке жизнестойкости и жизнеспособности; развитие и сплочение ученического коллектива, повышение его роли в формировании личности; создание условий для повышения уровня социальной активности, самоорганизации и самореализации учащихся начальных классов при развитии ученического самоуправления;
Задачи:
развитие коммуникативных способностей учащихся;
приобретение социокультурного опыта саморазвития, самосовершенствования в практике жизнедеятельности организации и перенос этого опыта в свое жизненное пространство;
создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;
дача знаний учащимся по проблемам самоуправления;
формирование у учащихся готовности совершенствовать свою личность;
создание условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива;
воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;
Решая задачи создания пространства, организованного для включения учащихся в творчески развивающую деятельность, постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни коллектива, педагоги опираются на принципы образовательной деятельности
Наша программа основана на следующих принципах, которые формируют УУД у младших школьников:
принцип участия и активности, который предполагает: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего орга низма; рациональному использованию своего времени; создание благоприятной атмосферы общения; в проведении ключевых дел; обеспечение творческого характера видов коллективной деятельности в целях привлечения учащихся к самовыражению и участию в жизни детского коллектива;
принцип самореализации учащихся, который предполагает: осознание целей и значения предлагаемых видов деятельности для личного саморазвития, наличие четких и ясных перспектив деятельности, в которую включается ребенок; учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации школьника; признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели; подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления – формирование у детей чувства ответственности за организацию деятельности своего коллектива, принятое решение, поступок на основе культурных норм общения; приобретение детьми лидерского опыта в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями;
принцип доброжелательности, который предполагает: создание ситуаций успеха, создание условий для реализации существующих интересов школьников, пробуждение новых интересов;
принцип толерантности, который предполагает: подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения, воспитание уважительного отношения к другим людям, к их труду, их результатам
принцип сотрудничества – умение работать в команде, с одним или несколькими людьми, над решением поставленной задачи. Это значит, что у каждого учащегося появилась возможность работать в паре с партнером, который поможет ему учиться, выполнять поставленные задачи и творить.
Принцип включенности детей и подростков в социально-значимые отношения – создание реальных возможностей для включения детей и подростков в деятельность, обеспечение гарантии их выбора вида и содержания деятельности, свободы выбора средств ее осуществления, создание возможностей переключаться с одного вида деятельности на другой, предоставление права и возможности отстаивать свое мнение.
Принцип соответствия содержания деятельности целевым установкам программы.
Принцип сочетания общечеловеческих и культурных норм и ценностей в организации жизнедеятельности детей – признание личности ребенка с ее достоинствами и потенциалом, формирование у детей умения ориентироваться в проблемных жизненных ситуациях и выбирать способы их разрешения, упрочение норм уважительного отношения к другим людям, их труду и его результатам.
Принцип индивидуального подхода к детям.
Принцип демократизма в управлении – партнерские доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Принцип совместной творческой деятельности.
Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. В рамках детской организации у нас есть возможность формировать следующие УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на
формирование целевых установок деятельности учащихся:
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
планировать решение поставленной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на
формирование контрольно-оценочной деятельности:
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
– анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,
находить ошибки, устанавливать их причины;
оценивать уровень владения тем или иным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие
методы познания окружающего мира:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и
вербальном виде;
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие
умственные операции
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
выполнять задачи, не имеющие однозначного решения
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие
поисковую и исследовательскую деятельность
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения
участвовать в диалоге и оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
– составлять небольшие устные монологические высказывания;
«удерживать» логику повествования, приводить убедительные
доказательства;
писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя
информацию, полученную из разных источников строить
монологические высказывания
Итак, как мы с Вами убедились использование принципов самоуправления в рамках детской организации помогает нам формировать все группы УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Но в большей степени формируются, конечно же, личностные. .При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Личностные УУД делят на 3 блока:
1) самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этического оценивания.
Самоопределение
1. Формирование основ гражданской идентичности личности:
— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
— осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:
— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
— развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— формирования мотивов достижения и социального признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация включает:
— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
— ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
— формирование моральной самооценки;
— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Благодаря принципам самоуправления в рамках детской организации детьми приобретаются такие необходимые качества, как:
взаимопомощь и взаимоподдержка;
развитие коммуникативных способностей;
формирование организаторских и лидерских качеств;
взаимообучение через постижение новых педагогических, исполнительских, управленческих и других технологий, носителями которых являются участники.
С помощью специально смоделированных ситуаций, с созданной психологической атмосферы, атмосферы сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками программа способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, самораскрытию и саморазвитию учащихся. Таким образом, создаются условия для самостоятельной работы, совместного поиска, своевременного одобрения творческих идей, а также более успешной социализации детей.
Командиры классов дают оценку своего класса, анализируют жизнедеятельность других классов, наглядно фиксируют результат своей работы в виде презентаций. В их обязанности входит передача распоряжений совета и контроль за их исполнением. Все граждане республики живут по единым, совместно принятым законам:
“закон доброго отношения к людям” (царит атмосфера доброжелательности, заботы);
“закон самоуправления” (все участвуют в подготовке, проведении и анализе дел);
“закон все творчески, иначе зачем” (все организуем необычно, ярко, интересно);
“закон территории”;
“закон ноль-ноль”;
“закон поднятой руки”;
“закон блокнота”
Итак, обобщим полученную информацию. Детская организация «Друг» помогает нам в формировании личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами: «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). А основные направления воспитательной работы нашей школы: «Я - ЧЕЛОВЕК (социализация) «Мой мир знаний» (учебно-познавательное) «Я и СЕМЬЯ» (семейное воспитание) «Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание) Я и ОТЕЧЕСТВО» ( патриотическое воспитание )
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования..
Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что детская организация «Друг» - это благодатная почва для воспитательной работы в целом и для формирования УУД.