РЕФЕРАТ Развитие творческих способностей учащихся 5 класса на факультативных занятиях. «Путешествие в сказочный мир».
МКОУ Октябрьская основная общеобразовательная школа
РЕФЕРАТ
Развитие творческих способностей учащихся 5 класса на факультативных занятиях. «Путешествие в сказочный мир».
Выполнила: учитель
русского языка и литературы
Октябрьской основной школы
Сарапульского района УР
Федорова О. Г
2011
Содержание.
Введение.
Понятие творческой активности в педагогической и методической литературе.
Основная часть.
Русские народные сказки как благодатный источник воспитания учащихся и развития их творческих способностей.
Пятый класс – новый этап в обучении и развитии учащихся.
В мире русской народной сказки.
Структура уроков факультатива.
Разработки уроков.
Заключение.
Результаты работы учителя.
I. Введение.
На восходе третьего тысячелетия в мировой и отечественной педагогической культуре развивается гуманистически ориентированное научно – педагогическое сознание, которое направляет современное образование на обновление. Гуманистическая направленность образования проявляется в ориентации на «личностно – ориентированную» модель, на развитие творческого потенциала каждого учащегося.
Для возрождения России как самобытного и самодостаточного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо, чтобы растущие поколения развивались и становились субъектами собственной жизнедеятельности, определяющими смысл своей жизни как саморазвитие, самоактуализацию во имя служения народу и отечеству.
Современный этап педагогической практики – это переход от информационно – объяснительной технологии обучения к деятельно развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности. Направленность образования на развитие личности требует выявления тех ее свойств, воздействие на которых способствует развитию личности в целом. Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать свои действия в самых различных областях человеческой деятельности. Это и осознанный поиск творческих ситуаций, и теоретическое осмысление знаний, и самостоятельный поиск решения проблемы, и способность к обостренному восприятию пробелов в знаниях и многое другое.
Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, воображение и продуктивное мышление как основа творческой активности (Л. С. Выготский), поисковая активность. Целостность творческой активности отражает и перенос способов и особенностей деятельности из одной области в другую (по Б. М. Теплову).
Ряд ученых, давая оценку понятия «творческая активность» в контексте деятельности, определяют ее как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную и качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности и эстетической ценности усвоенных знаний. В числе показателей творческой активности включают еще следующее:
- самостоятельность добывания знаний (Д. Б. Богоявленская, Н. Д. Левитов);
- оригинальность выполнения заданий (В. И. Андреев, Я. А. Пономарев);
- новизна результатов и способов деятельности – показатель, без которого изучение творческой активности личности невозможно. Именно в «выходе за пределы заданного» и кроется тайна высших форм творчества, то есть способность видеть в предметах нечто новое, такое, чего не видят другие.
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха», – писал В. А. Сухомлинский. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ученик глубже чувствует и понимает увиденное и прочитанное, анализируя, сравнивая и обобщая, выражает личностное отношение к прочитанному.
Гуманизация обучения требует от учителя строить изучение учебного материала на деятельностной основе, то есть делать в нем главный акцент не столько на основах науки, сколько на организации взаимодействия растущего и развивающегося человека с самим собой и всем тем, что его окружает. В связи с этим учитель должен организовать работу учащего в школе, исходя из следующих гуманистических принципов:
- ученик учиться только через действие;
- ученик имеет свои индивидуальные возможности и особенности в деятельности;
- ученик учиться от другого, также как и от учителя;
- ученик успешен в учении, когда в нем присутствует рефлексивный компонент, когда ему хорошо, когда он самореализуется, когда его поддерживают и вдохновляют, когда учитель и родители активно задействованы в его успехах.
Итак, высшей ценностью воспитания и образования на современном этапе является личность ребенка, развитие его творческого потенциала. Однако, чтобы эта ценность вошла в сознание педагога, необходимо раскрепощение самого педагога, смена его образа мыслей и поступков. Это связано с проявлением нового мышления учителя. К. Роджерс считает, что учитель должен выступать реальным, «живым» человеком со всеми своими эмоциями и чувствами. Он может проявить восхищение и огорчение, скуку и интерес, недовольство и симпатию Учитель должен быть внутренне уверен в возможностях и способностях каждого ученика. Суть этого – одобрение ученика как сокровенного, неповторимого человека, которому свойственны свои мысли, чувства, вкусы и способности.
Государи мои, люди русские!
Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, –
посетит ли вас тревога о судьбе России,
придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе или просто жизнь покажется «несносной раной», – вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу.
Иван Ильин.
II. Русские народные сказки как благодатный источник воспитания учащихся и развития их творческих способностей.
Пятый класс – новый этап в обучении и развитии учащихся.
Широкое внедрение в школьную практику новых образовательных технологий, авторских концепций, программ и подготовленных на их основе учебников дает учителю возможность выбирать самому многое.
Стержневой целью современного образования является подготовка учащихся к жизни. По словам Л.С. Выготского, обучение должно идти впереди развития, а не «плестись позади» (Л. В. Занков).
Новое на уроке литературы сегодня – это свобода планирования, исходя из возможностей и интересов учащихся. Пристрастия учителя, настроенность класса, интересы учащихся – все определяет и время, которое будет затрачено на изучение того или иного произведения, и формы работы, которые будут использованы учителем на уроке.
Самостоятельность планирования помогает учителю и в тоже время повышает чувство ответственности. Мера ответственности за проведенный урок резко возрастает: учитель сам избирает или сам «сочиняет», зная свой класс, наличие текстов в библиотеке (школьная библиотека не располагает многими из рекомендуемых программой книг), учитывая склонность и интересы детей. Учитель сегодня ищет, пробует, творит, обновляет приемы и формы, постоянно овладевает новой «технологией».
Свобода решений создаёт атмосферу творчества. Особенно важно уметь её создать в пятом классе, где на смену урокам чтения приходят уроки литературы. А это совершенно иная степень серьёзности отношения к литературе как к роду искусства.
При переходе в среднее звено обучения пятиклассник сталкивается с тем, что все факторы, которые обеспечивали стабильность учебного процесса, претерпевают изменения. Учащиеся переходят к новой форме обучения: от классно-урочной к предметной, где сталкиваются с новыми предметами, с разными преподавателями, у каждого из которых свой стиль общения, свои приёмы преподавания. Всё это зачастую приводит к тому, что дети теряют интерес к учёбе, к чтению. Переход в пятый класс становится переломным для учащихся, отсюда и повышенное внимание к этому периоду школьной жизни со стороны педагогов, помогающих младшим подросткам скорее адаптироваться в новых условиях.
С чем приходит ученик в 5 класс, что дала начальная школа для изучения литературы как особого предмета? Технику чтения (чаще всего не соответствующую нормам), первые сведения о видах и жанрах художественного произведения, некоторое внимание к слову.
В средних классах в центре учебной деятельности на уроке литературы – чтение художественного произведения, обращение к нему прежде всего как к произведению искусства.
Воспитать вдумчивого и взыскательного читателя, помочь учащемуся приобщится к высокому искусству слова, облагородить мир его мыслей, чувств, речи – вот задача, к решению которой мы приступаем. С пятого класса необходимо развивать творческое самостоятельное овладение различными формами общения с произведением. Умение учиться самостоятельно – это прежде всего читать и делать из этого чтения правильные выводы. Чтение должно стать трудом и творчеством. Овладеть мастерством самостоятельного чтения можно лишь в том случае, когда знания, умения и навыки, усвоенные в учебной работе, переносятся во внеклассную деятельность. Необходимо также не забывать о постоянном взаимодействии всех видов искусства: связи живописи и литературы, музыки и литературы, возможно обращение к кино и мультипликации.
В мире русской народной сказки.
Художественное восприятие доступно всякому возрасту, и народная сказка может стать драгоценным источником, который поможет учителю сформировать в учащихся высокие нравственные основы, чувство патриотизма, вызовет их интерес к своему родному народу, к русскому языку. К такому выводу я пришла, преподавая литературу в пятом классе. Всем известно, что сказки входят в число любимых книг в этом возрасте. Жизнеутверждающий характер сказок, их оптимизм вызывает у детей ответное чувство. Недаром В.А. Сухомлинский не представлял себе обучение в школе без слушания и создания сказки.
Нужно ли удивляться, что на сказках училось и воспитывалось не одно поколение людей, что сказочники всех времён и народов становились учителями, воспитателями, наставниками.
«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине», – писал Сухомлинский.
На факультативных занятиях я стремлюсь к тому, чтобы ученик смог почувствовать себя активным деятелем, настоящим сотрудником учителя. Меня радуют попытки моих пятиклассников выразить своё отношение к герою, к его поступкам. Сказка превращается не только в средство развития речи, но и литературно-творческих способностей учащихся. С удовольствием сочиняют свои сказки, придумывают новый конец сказкам («Теремок», «Репка», «Мужик и медведь», «Волк и семеро козлят»), придумывают сказки на злобу дня («О чём шепчутся ёлки перед Новым Годом», «Страна, в которой дети не любили читать»). Первые опыты рождают в учащихся желание придумывать новые сказки. Эту работу я продолжаю на уроках литературы. Пусть пока их работы подражательны по форме, не самостоятельны по мысли. Это не должно пугать. Главное – найти в каждой работе интересное, своё, необычное и закрепить в начинающем «писателе» желание творить: «от маленького писателя к большому читателю». Уроки внеклассного чтения отличаются большой самостоятельностью, высокой эмоциональностью. Здесь совершенствуется речь, что помогает учащимся в учебной работе и по другим предметам. На этих уроках мне удаётся удачно организовать ситуацию успеха, что особенно важно в этом возрасте. Достижения одного урока становится стимулом для работы на следующих занятиях. На уроках внеклассного чтения я предоставляю вожможность испробовать свои силы не только в прозе, но и в стихах, в живописи, в музыке и других видов искусства. Такая возможность позволяет работать вдумчиво, серьёзно, размышляя, сравнивая, радуясь, получая удовольствие от своего труда, труда ума, души и сердца.
Каждый учебный предмет должен обладать в глазах учащихся своеобразной визитной карточкой. А уроки внеклассного чтения должны отличатся от обычных уроков по литературе. Это может быть необычное начало, другая форма проведения урока, присутствие каких-либо атрибутов сказки на уроке Я сделала таким образом. Каждую субботу посвящаю внеклассному чтению по русским народным сказкам. Нарисовали окна со ставнями, у окна сидит добрая сказочница, любящая тех девочек и мальчиков, которые приходят к ней с новой прочитанной сказкой. Итак, открываются ставни, и нам улыбается сказочница. Начинается урок с присказки или с зачина. Дети записывают их в тетрадь с доски и учат наизусть к следующему уроку. Меняя формы урока (беседа, урок-путешествие, викторина, эстафета), применяя различные приёмы, я остановилась на трёхэтапной структуре урока.
Структура уроков.
Первый этап этих уроков назвала «зачин» под заголовком «В некотором царстве, в некотором государстве». На этом этапе звучит вступительное слово учителя по теме занятия или выступает главный сказочник-ученик.
Второй этап – «В сказочной стране». Эпиграф – «Садись, кушай, мою сказку слушай!..». На этом этапе учащиеся демонстрируют подготовленные домашние задания. В зависимости от темы и целей урока я практикую разные виды домашнего задания: как коллективные, так и индивидуальные. Перечислю некоторые из них:
- подробный пересказ эпизода;
- выборочный пересказ сказки;
- чтение по ролям отрывка;
- выписать пословицы и поговорки из сказки;
- реклама любимой сказки по данной теме;
- конкурс чтецов;
- сочинить новую концовку сказки;
- сочинить сказку по данному зачину и концовке;
- сказочные ассорти;
- оформить книжку-малышку;
- сделать иллюстрации к сказке;
- нарисовать обложку;
- оформить закладку по сюжету;
- ассоциативное чтение русской народной сказки со сказками народов мира или с литературными сказками («Царевна лягушка» и «Девушка лягушка» или «Батрак» (русская народная сказка) и «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина).
Третий этап – концовка. Эпиграф «Вам – сказку, а мне – бубликов связку». Этот этап наиболее интересный для учащихся, творческий. На этом этапе они получают большую возможность испробовать свои силы в разных видах искусства. Они получают разные задания, например:
- сочиняют сказку на злобу дня;
- инсценируют отрывки из любимой сказки (мини-спектакль, театр-экспромт);
- готовят лучшим сказочникам сказочные сюрпризы;
- разгадывают и составляют кроссворды;
- читают любимые сказки;
- проигрывают наиболее удачные сказки из тех, что сочинили сами;
- озвучивают диафильмы по ролям;
- рисуют мультфильмы (кадры);
- описывают картины художников на сказочные сюжеты;
- делают аппликации из бумаги, из ткани;
- делают поделки из природных материалов на сказочные сюжеты;
- лепят из пластилина сказочные композиции;
- сочиняют «салаты» из разных сказок, используя целые отрывки
Справедливо замечено, что велико значение вводного урока, его успех в значительной степени определяет и эмоционально окрашивает всю дальнейшую работу по руководству внеклассным чтением. Этот вводный урок должен отразиться и в содержании, и в форме работы. На этом уроке в результате беседы я выявляю пробелы в литературном развитии учащихся, обнаруживаю интересы, склонности, уровень развития моих новых учеников.
На вводном уроке я знакомлю детей с примерной программой факультатива на первое полугодие. Этот рекомендованный список вывешиваю в кабинете в «Уголке внеклассного чтения». Чтобы чтение текстов был продуктивным для учащихся, рядом помещаю следующие вопросы:
- кто герои сказки?
- как они ведут себя?
- к чему они стремятся?
- каковы отношения между героями?
- в чём заключается поучительность и жизненность сказки?
- какие атрибуты сказочного мира присутствуют в сказке?
Вводный урок посвящаю сказке Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». В класс входят странные «старики»:
- маленький старичок с портфелем вбегает и кричит «Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!»;
- старушка садится на лавочку, болтает своими ножками, достаёт булочку и выковыривает из неё изюм;
- старушка чертит мелом классики и скачет на одной ножке, гоняя камешек;
- старичок в лихо надвинутой на ухо шапке вбегает в класс и прыжком устраивается на стуле.
Такое эффектное начало активизирует ребят. Перебивая друг друга, они отвечают на вопросы учителя:
- Кто эти герои?
- Что странного в их внешности и поведении вы находите? Учащиеся правильно замечают, что старики и старушки так себя не ведут, они все важные, серьёзные и солидные. А эти прыгают в классики, выковыривают изюм, кричат и бегают, как дети. Они ведут себя неприлично для своего возраста.
- Кто же это такие? Почему они себя так ведут? Об этом мы узнаем, прочитав «Сказку о потерянном времени».
На доске вывешиваю обыкновенные часы-ходики и обращаю внимание на стрелки. Начинается знакомство со сказкой. За урок успеваем прочитать и ответить на поставленные вопросы.
С первого же урока ребята заводят тетради по факультативному занятию, где записывают основные мысли урока. На первом уроке наши записи выглядят так:
- Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
- К счастью, так уж устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, если этого он сильно захочет.
- Иногда лучше потратить немножко времени, что бы потом его сберечь.
- Самое страшное в жизни – быть никому не нужным, ни на что не годным.
После этого обращаю внимание на часы. Прошло совсем немного времени, а сколько мы узнали, испытали, прочувствовали. Нужно дорожить временем, всё делать вовремя, не отставать от жизни (потерянное не вернёшь). В противном случае станешь одиноким, несчастным человеком, никому не нужным, ни на что не годным.
После такого вводного урока я перехожу к русским народным сказкам. Материал по русским народным сказкам чрезвычайно богат и весьма разнообразен. Это и сказки о животных, и бытовые сказки, сатирические, и сказки-анекдоты, и волшебные сказки. Весь этот богатый материал я разделила по темам на 15 уроков, т.е. на первое полугодие. Вот как это выглядит.
Разработки уроков факультативных занятий.
1 урок: Духовный смысл сказок
Первый этап урока.
Весёлые и грустные, страшные и смешные, они нам знакомы с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников.
Все люди делятся на людей, живущих сказкой, и людей, живущих без сказки. Первые имеют дар по-младенчески воспринимать мир. Такие люди живут как бы в «ладу» со своей национальной сказкой, согласно чудесному и мудрому совету Н. С. Лескова: « Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого её не будет под старость!» (эпиграф урока).
О каком «ладе» говорит писатель? Как должен жить человек? Что значит «жить в ладу»? Ответы бывают разные. Вот некоторые из них:
- Человек должен быть добрым, ведь зло всегда наказуемо.
- Человек должен совершать добрые поступки, всё делать вовремя, не откладывать ничего на завтра.
- Он не должен быть злым, не должен обманывать, быть честным, тогда любое несчастье можно победить, ведь у тебя будет много друзей.
- Человек должен быть гостеприимным, а не как Журавль и Лиса из сказки.
- Мы должны любить животных, природу, друг друга, помогать в беде и т.п.
Задаю следующий вопрос: «А что такое разлад»? Ученики реагируют быстро:
- Это когда человек думает только о себе, забывая о друзьях, родных и близких.
- Это когда один убивает другого.
- Это когда человек не может жалеть, любить и помогать.
Все эти мысли вначале записываем на доске под славами: «лад» и «разлад», а потом ребята переносят в свои тетради.
Сказки – это «душа народа», в них нашли отражение все мысли, чаяния простого труженика, его вера в торжество добра и справедливости. В них русский народ пытался распутать и развязать узлы своего характера, поставить своих детей на правильный путь. Сказки русского народа идут от самого сердца. Они древние и мудрые, как прабабушки, юные и невинные, как дети.
Сказка – это ответ на вопросы вступающего в жизнь ребёнка. Что же берут люди из сказок? И что зовёт и влечёт их в эти волшебные страны? О чём спрашивает человек сказку?
Человек спрашивает сказку о том, о чём всегда все люди будут спрашивать своих родителей, Бога; о том, что всем нам важно, без чего трудно жизнь прожить.
Русская народная сказка как незаметный полевой цветок, и духовный смысл её – тонкий и благоуханный мёд. Здесь и запах родной земли, и дыхание родных цветов, и вечно юный голос предков из первобытной старины. В старину предание заменяет и школу, и науку. Старый рассказывал сказку и поучал, а малый слушал да поучался. Сотни лет накапливался этот голос в неведомых душах человеческих, в русских душах. Сотни и тысячи лет этой мудрости, укрытой в сказках нашего народа. Как искры летят из костра и озаряют тьму, так и герои народных сказок идут из сердца русского народа, из его любви и ненависти, из его страха и надежды и, вылетая, озаряют серую повседневную жизнь. Сказки живут в мудрых умах и в добрых сердцах русского народа. И для него они не выдумка, не небылица, а настоящая философия. Сказка не отживет свой век никогда. Она, как избушка на курьих ножках, стоит к лесу задом, а к нам передом.
На втором этапе этого урока ребята пересказывают свои любимые сказки, отрывки из сказок.
На третьем (творческом) этапе мы рисуем своих любимых героев из русских народных сказок. Можно провести работу по описанию сказочных героев по картинам художников.
2-3 уроки: Русские сказочники
На первом этапе этого урока я знакомлю ребят с «бахарями», со скоморохами.
Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белу свету. Сама жизнь и труд крестьян способствовали распространению и развитию сказочного жанра.
Зимой из деревень уходило много народу на рубку леса. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого ловко одурачил мужик.
Исполнение сказки было своего рода представлением. Используя мимику, жест, рассказчик изображал все, о чем говорил. Изменяя голос, он старался копировать хитрую лису и глупого волка, удалого молодца и жадного барина.
Мастеров-сказочников очень любили в народе: и в деревне, и в городе. Их охотно принимали в крестьянских избах и в барских усадьбах. Рыбацкие артели нередко приглашали сказочников с собой в море, делясь с ними частью улова.
Слово «сказка» в его современном смысле появилось лишь в семнадцатом веке, до этого говорили «байка» или «басень» (от глагола «баять» – рассказывать). Исполнение сказок было доступно каждому: мужчинам и женщинам, взрослым и детям. И так же, как в народных песнях, всегда выделялся запевала, так и среди исполнителей «байки» выделялись одаренные люди. Они пользовались большим уважением.
В допетровской России «бахарь» был необходимым лицом в любом богатом доме. Жили сказочники и в царских палатах. Благодаря подаркам, которые делались по именному приказу в награду за «потешенье», до нас дошли имена некоторых из них. Так, «9 февраля 1614 г. государев бахарь Клим Орефин получил 4 аршина сукна английского зеленого, кафтан темно-зеленый, однорядку суконную вишневую». Одежду из таких дорогих тканей носили и сами цари.
В 15-17 веках сказки исполнялись скоморохами. Сказочники использовали свое мастерство как средство к существованию, поэтому им важно было намекнуть в конце на угощение. Сообразительные слушатели должны были понять, чего хочет человек, порадовавший их сказкой. Профессиональные артисты из народа (скоморохи) включали развернутые концовки, в которых звучали «просьбы» о «рубашонке», о «лошадке», «красных сапогах» или «синем кафтане».
Талантливые сказочники были всегда, но о большинстве из них, к сожалению, не осталось никаких сведений.
На втором этапе этого урока учащиеся выступают с домашним заданием в роли сказочников. Ученик, выступающий в роли «бахаря», подражает учителю, старается говорить выразительным сказочным языком, вводя в свою речь сказочные выражения, устойчивые сочетания, эпитеты, метафоры. Очень эмоционально звучат концовки. Другая группа учащихся приготовила подарки сказочникам. Они могут быть разные: начиная с бублика, конфет и других гостинцев до сувениров, сделанных своими руками.
На третьем этапе учащиеся записывают в свои тетради концовки из прослушанных сказок. Они нам пригодятся на следующих уроках. Если позволяет время, можно посмотреть диафильм, который будет озвучиваться «народным сказочником» на оценку.
На третьем уроке ребята слушают сказки в исполнении народных артистов, учатся у них мастерству исполнения, выступают со своими сказками (группы меняются домашними заданиями).
4-5 уроки: Сказки о животных.
Народные сказки делятся на три группы. Самыми древними являются сказки о животных. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играли важную роль в борьбе за выживание. Охота была основным занятием наших предков. Мужчины гордились охотничьим бесстрашием. Великий русский князь Владимир Мономах вспоминал: «Когда я жил в Чернигове, я своими руками стреножил в лесных пущах три десятка диких коней Два раза туры поднимали меня с конем на рога. Олень бодал меня рогами, лось топтал ногами, а другой – бодал, дикий вепрь сорвал у меня с бедра меч, медведь укусил мне колено, а рысь однажды, прыгнув мне на бедра, повалила вместе с конем».
По мере приручения диких животных стали появляться сказки о домашних животных и птицах: о воле, лошади, баране, собаке, о петухе и кошке, про уток и гусей и другие. Они, как люди, были добрыми и злыми, трудолюбивыми и ленивыми, смелыми или трусливыми, умными или глупыми. Животные поступают так же, как и люди, и даже говорят человеческим языком.
В сказки вошел и сам человек как равноправный участник событий. Наши предки верили в свое родство с животными, от которых будто они происходят (первопредок). Чаще всего обожествляли они медведя, поэтому даже существовал запрет наносить ему вред. Может быть, поэтому долго еще называли медведя в народе «хозяином», т.е. главным. Эта мысль очень ярко передана в сказке «Медведь – липовая нога» (Выступление сказочника-ученика).
В остальных сказках медведь высмеян и одурачен. Здесь можно включить пересказ таких сказок, как: «Мужик и медведь», «Кот и дикие животные», «Мужик, медведь и лиса», «Теремок» Глупее медведя в этих сказках оказывается, пожалуй, лишь волк.
Очень любил сказки о животных царь Иван Грозный. Например, в 1571 году по его поручению в Великий Новгород приезжал некий Суббота Осетр, который собирал для царя скоморохов с медведями. На нескольких подводах веселые люди с новгородской земли поехали в Москву на «медвежью потеху». Царь даже заснуть не мог без сказок и небылиц.
Каждому животному были присущи отдельные характерные черты: лиса – хитрая и ловкая, волк – глуп и жаден, заяц – труслив. Каждого героя сопровождали эпитеты-прозвища: медведя – «при берлоге валень», зайца
· «трусишка», «зайчик-побегайчик», лису – «лисица-красавица», «лисичка-сестричка», «лиса Патрикеевна».
Сказки о животных имеют небольшой объем и четкую композицию. Характерным приемом их построения являются встреча персонажей и диалог. В сказку часто включаются песенки. Благодаря этим особенностям (диалог, песня), исполнение этих сказок можно превратить в маленький спектакль.
Второй этап можно посвятить инсценированию сказок, например: «Колобок» или «Теремок», «Мужик и медведь» и др.
На третьем этапе этого урока мы сочиняем новый конец сказкам, например: «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк», «Лиса и журавль» и др.
Домашнее задание получают по группам: одни готовят иллюстрации для защиты, другая группа готовит мини-спектакль, третья – оформляет книжки-малышки. Эти задания находятся в центре внимания пятого урока.
6 урок: Сказочная эстафета
Это полуспортивное, полуигровое соревнование, в основе которого лежат сюжеты народных сказок о животных. Ход эстафеты комментируется ведущим весело, по-сказочному. Это могут быть Лиса, Волк, Заяц, Медведь и др. В ходе соревнования можно включать веселую сказочную музыку.
Участники делятся на две команды. Игра проводится в форме «веселых стартов». Прежде чем состязаться, нужно ответить на вопросы ведущих, например: кто съел колобка, от кого он убежал и т.п.
В эстафету включаются следующие этапы:
«Теремок».
Для начала вспомним, кто жил в теремке: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка да Комар-пискун. Шестым пришел Медведь и разрушил теремок.
В эстафете участвуют по шесть человек от каждой команды. Теремок – обруч. Эстафету начинают «Мышки», которые по сигналу бегут до «теремка», продевают обруч через себя, кладут на место и бегут за «Лягушкой». Теперь к «теремку» бегут вдвоем, взявшись за руки. Добежав, пролезают через обруч, не расцепляя при этом рук. Далее бегут за третьим, четвертым, потом за пятым, за шестым. Берут «Медведя» за руки и ведут с собой. Пятеро надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. «Медведь» берет обруч и тянет его вместе со всеми участниками к старту. Кто сможет эту сказку «рассказать» быстрее, тот победил.
«Лиса, заяц и петух».
Для начала игроки перечисляют всех участников: Лиса, Заяц, Петух, Собаки, Медведь, Бык.
Домик заменит стул. По сигналу «Заяц» возвращается бегом в команду за «Собаками» (их двое). Взявшись за руки, добегают до домика и убегают обратно. «Заяц» берёт за руку «Медведя», затем «Быка», «Петуха». «Заяц» с «Петухом» добегают до домика, выгоняют его (бежит в команду), а сами остаются в домике. «Заяц» садится на стул, а «Петух» забирается на спинку стула и кричит: «кукареку!». Чей «Петух» закричит раньше, та команда и побеждает.
«Лисичка – сестричка и Серый Волк».
Участники становятся парами: мальчики за «Волка», девочки – за «Лису». По сигналу «Волк» садится на спину «Волку» и так они бегут до финиша, оттуда – взявшись за руки.
«Звери в яме».
Участники этой игры: Боров, Волк, Медведь, Заяц, Лисица, Дрозд, Собаки. В эстафете принимают участие не менее восьми человек. По сигналу ведущего первый участник – «Боров» передаёт мяч над головой. Участники должны не ронять мяч (штрафное очко). Когда мяч дойдёт до последнего игрока, он бежит с мячом вперёд и становится впереди команды. Так они меняются местами до тех пор, пока «Боров» не вернётся на своё место. Ведущие подсчитывают штрафные очки. Жюри подводит итоги. Эстафета заканчивается.
7-8 уроки: Бытовые сказки.
Вторая группа народных сказок – это бытовые сказки. В их основе лежит действительность, повседневный народный быт. Они очень близки к сказкам о животных. Действие в них развивается стремительно, в одном пространстве, но сами события невероятны. Как и сказки о животных, они небольшие по объёму. Именно невероятность событий делает их сказками, а не просто житейскими историями.
В бытовых сказках иногда действуют и фантастические персонажи: Чёрт, Горе, Доля. Герой в этих сказках попадает в сложнейшие жизненные ситуации и борется чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми. Крестьянин, солдат, сапожник и другие бедняки борются с барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. Бедняки в этих сказках всегда умные, добрые, трудолюбивые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда в этих сказках всегда на стороне бедных.
Бытовые сказки прославляют ум, смекалку, изворотливость русского народа, иногда и плутовство.
Для них характерна разговорная лексика. В них нет красочных эпитетов и поэтических формул, которые были присущи сказкам о животных. Они не имеют развитых сюжетов, как волшебные сказки, но составляют более половины народных сказок.
Бытовые сказки делятся на два жанра: сказки-анекдоты и сказки-новеллы. (Здесь надо дать понятие «анекдоту» и «новеллам»). Бытовые сказки-анекдоты иногда называют сатирическими, комическими, авантюрными. Их герой – человек, униженный в семье или в обществе. Это может быть бедный крестьянин, наёмный работник, солдат, нелюбимый муж. Его противники – богатый мужик, поп, судья, барин, жена-изменщица, чёрт, старшие братья. В сказках народ выражает к ним своё презрение, поэтому они всячески одурачиваются.
(Звучит подробный пересказ «Сказки о злой жене» в исполнении сказочницы – ученицы).
В основе сатирических сказок лежит смех. В них используется рифмованная ритмичная речь разговорной лексики. Талантливому сказочнику, знатоку родного языка, удавалось зарифмовать порой всю сказку. Это могло звучать так: «Жил старичок, не велик – с кулачок, и ходил он в кабачок» Благодаря рифмовке получались прозвища персонажей: «Наум – взбрело на ум», «Тихон с того света спихан», «Никонец – с того света выходец» и другие.
В бытовых сказках народ использовал приём преувеличения (гротеск), характеризуя поступки «дураков». Они сеют соль, строят дом без окон и потом носят в него свет в мешках, надевают горшки на пни («ребята стоят без шапок»).
На втором этапе этого урока сказочник рассказывает сказку «Лутонюшка» (можно подготовить чтение по ролям).
На третьем этапе учащиеся придумывают новые встречи Лутонюшки (сочиняют продолжение сами).
8 урок посвящаю сказкам – новеллам (первый этап).
В центре этих сказок – внутренний мир человека, его личная жизнь. Героями чаще всего бывают родственники или различные влюблённые, изгнанный родителями сын или оклеветанная невеста, невинно гонимая жена или неузнанный муж, отец и сын, съехавшиеся на поединок, не знающие о своём родстве и т.п. Этот приём заставляет героев страдать, а слушателей – сопереживать.
В сказках-новеллах нет никаких чудес. Это либо любовные приключения, либо опасные путешествия, чередования удач и неудач. Действие происходит быстро, увлекательно, как в волшебных сказках. Они состоят из цепочки разных событий. Это позволяет считать, что они произошли от волшебных сказок.
Нередко можно встретить одинаковые сказочные сюжеты у разных народов. (Здесь можно использовать приём ассоциативного чтения сказки о богатыре Бове – королевиче).
Второй этап урока посвящается контролю домашнего задания (сказка «Батрак» со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»).
Третий этап урока можно посвятить просмотру диафильма по сказке А.С.Пушкина с озвучиванием ребятами по ролям.
Можно дать задание творческое. Дописать продолжение сказки «Как бедняк с барином обедал» или «Божьи коровы». Начало этих сказок зачитывается, на самом интересном месте сказка обрывается. Конец сочиняют учащиеся. Желательно сказки брать незнакомые. Это выглядит так.
«Пошёл раз мужик с женой в церковь. Вышел поп и стал говорить народу: «Дети мои, если отдадите богу что-нибудь, он возвратит вам в шесть раз больше. Приведите корову, он вам в шесть раз больше пришлёт». Пришёл мужик домой и говорит: «Может быть, поп правду говорил? Отдадим нашу единственную корову богу, а он нам шесть пошлёт». Утром встали и отвели корову к попу» А дальше что?
9 урок: Сказочные посиделки.
Это театрализованное представление бытовых народных сказок, мини-спектакли, разыгрываемые юными артистами. На этот урок можно пригласить гостей: родителей, учащихся младших классов.
Актёры садятся труппами. Столы в классе расположены буквой «П». В центре класса – сцена, где будут разыгрываться спектакли. Дети выбрали такие сказки:
- «Как мужик у чёрта деньги взаймы брал» (Труппа состоит из 3 человек: сказочник, мужик, чёрт).
- «Муж и Жена» (сказочник, муж, жена, чёрт).
- «Каша из топора» (сказочник, солдат, хозяйка).
- «Волшебная водица» (сказочник, старик, старуха, соседка).
Не беда, если учащиеся будут заглядывать в текст, не смогут передать правильно интонацию – это только первые шаги. Обычно самые активные учат свои роли наизусть, готовят декорации, костюмы, тщательно репетируют дома перед зеркалом, перед родителями.
Желательно такие уроки проводить последними, так как юные актеры долго не хотят покидать мир сказок, чудесный мир. Они не смогут переключиться сразу на следующий урок. Долго они еще сидят, шутят друг с другом. Это праздник ума, души и сердца. Такие уроки-праздники необходимы, чтобы заронить в души наших ребят семена добра, красоты, справедливости, научить радоваться своим успехам и успехам друзей.
10 -12 уроки: Волшебные сказки.
Особая группа сказок – волшебные. Они также имеют глубокие исторические корни. В отличие от сказок о животных они относятся к земледельческому периоду развития человечества.
Земледельцы обожествляли свою кормилицу-землю, солнце, воду. Это обожествление нашло отражение в волшебных сказках. Народ говорил: «Мать – сыра земля», т. к. только политая дождем земля могла дать урожай. Поэтому в сказке, чтобы изменить свой облик, нужно удариться о «сыру землю».
Чудесной силой обладает также сказочная вода: оживляет мертвого, омолаживает старого, дает зрение слепому, делает героя сильным. И это неслучайно. Ведь именно благодаря воде семя приобретало новый облик.
До сих пор во многих местах народ верит в целебную силу родников, ручьев, рек, росы. А верующие христиане – в «святую воду».
Верховным божеством для земледельцев стало Солнце. Поэтому в волшебных сказках часто встречается эпитет «золотой»: «златогривый конь», «золотой дворец» и другие.
Земледельцы поклонялись также разного рода животным: медведю, рыбе, коню Например, в сказке «Бой на Калиновом мосту» бездетный царь велел подарить царице жареную «златоперую щуку». Ее съела царица, одно перышко попробовала кухарка, а очистки слизала корова. В результате все трое родили по богатырю: «голос в голос и волос в волос».
Часто животные являются помощниками героя. Чудесный конь присутствует во многих фантастических сказках, помогая герою (Иванушке) в трудных ситуациях (Сивка-Бурка).
В наше время во многих местах до сих пор крыши домов украшают коньками в качестве охранительного средства от бед и недугов. Кони украшали наличники, их вышивали на полотенцах. В народе была известна деревянная игрушка-каталка красного цвета. Даже в царском быту изготовляли коня – игрушку для мальчиков.
В фантастических сказках упоминаются разнообразные орудия труда: прялка, топор, соха, плуг Издавна они считались священными, отсюда и сказочные чудесные предметы: «топор-саморуб», «скатерть-самобранка», «золотое веретенце».
По строению (композиции) волшебные сказки многоплановы. Герои их борются не на жизнь, а на смерть. Тематика большинства этих сказок связана с поиском невесты или похищенной жены. Поиски приводят к долгим странствиям. Врагами героя являются обычно не люди, а нечистая сила. В финале сказки – победа или свадебный пир.
Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, иногда помогают и животные. Растения, животные, солнце, мороз, ветер говорят и действуют, как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.
Олицетворением зла чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба-Яга.
Второй этап урока – «Нечистая сила» в гостях у ребят.
Учащиеся первого ряда выступают с устными сообщениями. Учащиеся второго ряда защищают свои иллюстрации. Учащиеся третьего ряда пересказывают отрывки из сказок, связанные с «нечистыми силами».
Баба-Яга
Выступает от первого лица. Можно использовать некоторые элементы костюма, на что охотно откликаются дети.
«Я самый древний персонаж русских сказок, страшная и злая старуха. Я живу в лесу, в избушке на курьих ножках, езжу в ступе и заметаю след помелом. Я владею огнем и управляю светом и тьмой. Я могу быть доброй и злой, могу помогать героям, могу и вредить. Все зависит от того, с каким героем я встречусь». А теперь вспомните, какие сказки вы знаете, где Баба-Яга является основным персонажем.
Кощей Бессмертный.
«Послушайте меня внимательно и отгадайте, герой каких сказок стоит перед вами. Кто я такой?
Я злой, завистливый и жадный старик. Я похищаю женщин и пытаюсь погубить тех героев, которые хотят отнять их у меня. Бороться со мной очень трудно. Я могу умереть только от волшебной иглы, в которой заключена моя смерть. Силой меня не одолеть ни одному богатырю. Так кто же я такой?» (Дети угадывают героя и называют сказки).
Змей Горыныч.
«Я огнедышащее чудовище с тремя головами, летающее высоко над землёй. Когда я появляюсь, на небе гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля. Горе тому, кто посмеет отрубить мне голову. Я чиркну огненным пальцем, и вместо одной вырастет три. Но иногда и мне нужен, бывает роздых во время боя, если я встречаюсь с русским богатырём.
Кто я такой? Кто меня угадал, поднимите свой рисунок и назовите мне сказки, в которых вы встречались со мной».
Третий этап этого урока – пересказ отрывков из сказок, где «нечистые силы» творят свои «нечистые» дела.
11 урок: «Смешные удачники».
На этом уроке учащиеся продолжают путешествие в мир волшебной сказки, в котором зловещие гуси-лебеди служат Бабе-Яге, а лесные гады и звери у неё на посылках. В этом фантастическом мире ведьма обращает княгиню в утку, царевна становится лягушкой. Из неведомых стран прилетает в сад Жар-птица и клюёт царские яблоки. Серый волк везёт на себе Ивана-царевича. Чудесная дудка выговаривает правду о погубленной девушке. Влезает в коровье ухо сирота и из другого вылезает красавицей. Лесной владыка Мороз одаривает терпеливую девушку (падчерицу) богатым приданым.
Сегодня мы отправляемся в город смешных удачников, где состоится сказочный парад. А познакомит нас с этим городом сегодня главный сказочник.
Главный сказочник.
«Добро пожаловать в город Смешных удачников! Посмотрите, дорогие ребята, как красиво в этом городе! Как жар, горят золотые маковки на высоких теремах. А вот храм о двенадцати столбах, в этом храме на высоком троне сидит Елена Прекрасная. Неподалеку стоит богатый дворец – лучше во всем свете не сыскать, с садами, прудами, палатами белокаменными. В прудах плавают двенадцать уток и селезень – одно перо золотое, другое серебряное, на голове у него – чуб бриллиантовый».
(В ходе рассказа можно проецировать на экран через эпидиаскоп кадры из мультфильма «Волшебная страна», нарисованного учащимися дома).
«Внимание, внимание! Вот в городе в трубы затрубили, в пушки запалили, это начинается парад «Смешных удачников».
Второй этап урока – «Парад Смешных удачников».
Выступает вторая группа со своим домашними заданием. Каждый из героев показывает рисунок и рассказывает о себе.
1. Я – Емелюшка. Был я лентяй. День-деньской лежал на печи и спал по несколько суток непробудным сном. Но вот однажды, я поймал волшебную щуку, благодаря которой все в моей жизни изменилось. По щучьему велению, по моему прошению я сделался такой молодец, что нет мне подобного (По сказке « По щучьему велению, по моему прошению»).
2. Я – Иванушка. Все сидел за печью и пепел пересыпал, пока не повадился кто-то нашу пшеницу мять да топтать. Две ночи караулили старшие братья, а вора не поймали. Пришел мой черед. Положил я пирог за пазуху, взял веревку и пошел. В самую полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Подкрался я к коню и накинул ему на шею веревку. Так появился у меня «Сивка – бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!». Бежит Сивка – бурка исполнять мое желание. Я в левое ухо влез – напился, наелся; в правое ухо влез – стал таким молодцем, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать! (По сказке «Сивка – бурка»)
Третий этап урока – новые приключения «Смешных удачников»
Итак, Емелюшка ничем не примечателен: одет в домотканый армяк, на голове – видавшая виды шапчонка, на ногах – поношенные лапти. Давайте вспомним сказку.
- Какие желания были у Емели? (Дети перечисляют все его желания).
- Что смешного в Емеле? Чем он вам нравится?
- А что произошло с Емелей потом?
Попробуем продолжить сказку про Емелю. Она заканчивается так: «Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством». Концовку сказки мы опустили, а дальше продолжим сами.
Дети придумывают разные варианты сказки. Для примера можно рассказать сказочную историю: «Емелюшка и после женитьбы на царевне не расставался со своими старыми привычками: день-деньской лежал на печи и спал по несколько суток непробудным сном. А когда что-нибудь было нужно, просил помочь щуку. Много ли, мало ли времени прошло, но царевна решила выведать у Емели «щучье слово».
Можно предположить такие варианты:
- Щука состарилась и перестала выполнять Емелины желания;
- Щуку похитил Кощей Бессмертный и т. д.
12 урок: «В гостях у сестер – присказок, братьев – зачинов и подружек – концовок».
Первый этап урока – о необычности построения волшебных сказок.
Ребята, вы, наверное, давно обратили внимание на то, что волшебные сказки рассказываются не так, как другие. Даже слова в них звучат непривычно, как будто они действительно волшебные. Что же делает сказку необыкновенной, чудесной? Сегодня нам предстоит найти ключ в мир волшебной сказки. Наш урок поведет главный сказочник.
Разработка этого урока дана в журнале «Русский язык в школе» №2 за 1994г. Можно использовать первый этап этого урока без дополнений и изменений.
Второй этап урока – дуэль присказки, зачина с концовкой.
На этом этапе учащиеся перестреливаются выученными наизусть присказками и концовками, которые они записывали в тетрадь с доски перед каждым уроком внеклассного чтения. Ребята состязаются увлеченно. Можно провести дуэль между командами, между отдельными учениками и т. д. Один называет присказку или зачин, а другой – концовку. Иногда получается оригинальные варианты. Учителю можно интересные сочетания зафиксировать в качестве дидактического материала для «салата из знакомых сказок».
Третий этап урока – «Салат из знакомых сказок».
Для облегчения работы можно предложить конкретные сказки и даже эпизоды. Например:
- «Сивка-бурка» (Иванушка отпустил коня).
- «Царевна-лягушка» (женился Иванушка на лягушке, которая оказалась царевной. Сжег лягушачью кожу)
- «Иван-царевич и Серый Волк» (Полез он в левое ухо Сивке – бурке, вылез в правое и оказался в Кощеевом царстве. Навстречу ему Серый Волк...)
13 урок: Час тихого чтения.
На этом уроке учащиеся «погружаются» в мир своей сказки. Каждый приносит книгу с любимыми сказками и читает.
На втором этапе урока учащиеся знакомят друг друга со своими книгами, пересказывают некоторые сказки. Благодаря этому уроку, можно организовать свою библиотечку из книг учащихся и помочь им познакомиться со сказками, которые им понравились.
На третьем этапе урока разгадываются кроссворды, составленные дома учащимися. Можно использовать готовые кроссворды из журналов.
14 урок: «Звездный час».
Первый тур – «Волшебные сказки».
Даны семь сказок:
- «Сивка-бурка»; №1
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; №2
- «Царевна-лягушка»; №3
- «Летучий корабль»; №4
- «Марья – Моревна»; №5
- «Иван – царевич и Серый Волк»; №6
- «Сказка о молодильных яблоках»; №7
1.В каких из этих двух сказок Иванушка – дурачок в течение времени становится Иваном – царевичем? (Ответ: №1 и №4)
2. Обычно волшебные сказки начинаются так: «В некотором царстве – в некотором государстве жили были...» старик со старухой или «жил – был царь, и было у него три сына: два умных, а третий – дурак». Я думаю, что и в этих сказках есть три сына. Так ли это? (Ответ: №2 и №5 – нет трех сыновей).
3. Перед вами, дорогие участники, семь сказок, и я думаю, что во всех этих сказках присутствует имя Иван. Так ли это? С каким номером вы не согласны? (Ответ: 0).
4. Как вам известно, в сказке «Царевна – лягушка» Иван – царевич взял в жены лягушку, т.е. Василису Прекрасную. А в какой сказке он женился на самой племяннице Бабы-Яги? (Ответ: №7)
5. Из какой сказки эти слова:
а) «выплыви, выплыви на бережок
ножи точат булатные, хотят меня зарезати » (Ответ:№2)
б) « Пришел Иван- царевич к погребу, толкнул ногой плиту железную, упала с погреба плита. Прыгнул царевич в погреб к коню, а конь стал своими передними ногами ему на плечи » (Ответ: №7)
Второй тур – игра с кубиками.
Третий тур – «логическая цепочка».
Перед вами сказки о животных.
- «Лиса и журавль»; №1
- «Кот и лиса»; №2
- «Лиса и козел»; №3
- «Лиса и волк»; №4
- « Кот, петух и лиса»; №5
- «Лиса-плачея»; №6
1. В каких из этих сказок Лиса поет песню? (Ответ: №5 и №6)
2. В какой сказке хитрая Лиса обманула прохожего героя, чтобы выбраться из колодца? (Ответ: №3)
3. Как вам известно, в русских народных сказках Лиса – это воплощение хитрости. Всех она одурачивает, обманывает ловко. Нет ли среди этих сказок такой, в которой проучили и ее, и осталась она голодная? (Ответ: №1)
4. В каких сказках «жертвой» Лисы стал доверчивый мужик? (Ответ: №4)
5. В одной из этих сказок Лиса находит себе надежного друга, любимого мужа-воеводу, которого боялись все звери в лесу. А Лиса жила себе припеваючи. В какой? (ответ: №2)
Четвертый тур – поединок.
Дается слово: «сказочник» или «присказка». Дети составляют из букв этих слов нарицательные имена существительные.
Победителей ждут призы, а участников – лучшие рисунки их товарищей.
15 урок: Урок-праздник «Что за прелесть эти сказки!»
В качестве основы я использовала урок, проведенный Л.Н. Витковской (журнал «Литература в школе» №2 за 1994г.)
Урок завершаем памятными подарками. Это могут быть рисунки, обложки, аппликации, книжка-малышка, сказочный сувенир и т.д. На этом завершаем тему «Русские народные сказки». Впереди литературные сказки.
рок: Парад сказочных героев.
III. Заключение.
Повышение качества усвоения знаний учащихся, развитие их творческих способностей – важнейшие задачи современной школы. Пытаясь решить этот вопрос, я как учитель литературы важное значение отвожу развитию интереса моих учащихся к учению, к процессу познания, как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Для меня важно с первых уроков не только вызвать интерес, но и удержать его, сделать его стойким на долгие годы. Да, это трудно, но все же возможно. Для этого необходимо продумать организацию работы не только на уроке, но и на внеклассных занятиях. Привлечь внимание детей к факультативам, урокам внеклассного чтения и вызвать их удивление – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко. Труднее удержать интерес. Этот процесс более сложный и длительный. Здесь нет готовых рецептов. Однако есть некоторые общие положения, которые не новы, но их необходимо придерживаться. Материал, предлагаемый на занятиях, должен быть понятен каждому. Для поддержания интереса во всяком новом должны быть элементы известного. Только при условии установления связи нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки. Следовательно, при выполнении заданий необходимо предусмотреть оптимальное соотношение между новыми и старыми умениями и знаниями.
Устойчивый интерес к внеклассной работе поддерживается тем, что работа проводится систематически, что способствует активизации творческой деятельности учащихся. Показателями творческой активности моих учащихся в процессе факультативных занятий можно считать следующее:
- высокий уровень интереса к занятиям;
- способность к фантазированию, воображению, моделированию;
- проявление догадливости и сообразительности на занятиях;
- открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на возникающие вопросы;
- проявление радостных эмоций в процессе работы, способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества;
- стремление к оригинальности, проявление самостоятельности в работе;
- умение преодолевать возникающие трудности, способность к обостренному восприятию пробелов в знаниях.
Креативный потенциал есть в каждом ребенке, и нам его развивать. Мы, педагоги, должны развивать в учащихся качества креативной личности. На основе этого потенциала развиваются креативные способности, то есть комплекс индивидуальных психологических способностей личности, позволяющий ей успешно решать проблемные, творческие задачи в нестандартных ситуациях, способность и готовность к активной творческой деятельности.
В заключение хочу сказать: поиски мои продолжаются. Современная система образования требует переосмысления прав и обязанностей всех участников педагогического процесса: и ученика, и педагога. Поэтому девизом для меня остаются слова: «Учитель, твори, выдумывай, пробуй!»
Зачины русских народных сказок.
- Жил-был
- Жили в старые годы
- Жили себе – поживали
- В некотором царстве, в некотором государстве
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, холост– не женат.
- В некотором царстве, в некотором государстве на ровном месте, как на бороне, от дороги в стороне, жили-были
- В некотором царстве, в некотором государстве, на море - окияне, на острове Буяне
- Жил-был царь на царстве, государь на государстве
- Захотелось раз царю узнать
- За тридевять земель в тридесятом царстве жил-был
- Как слышал сказку, так и рассказываю.
- В стародавние годы жили да были
Концовки русских народных сказок.
- И стали он жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять.
- Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Стали жить да поживать, да добра наживать.
- И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало.
- Дали мне пива корец, тут моей сказке конец.
- И на радостях они задали пир на весь мир.
- И зажили они в любви и согласии, в счастье и в радости.
- Я там была, мед пила, все видела, всем было весело, и мне тоже.
- Тем и сказке конец, а мне меду корец.
- Не стали они долго раздумывать, зажили себе припеваючи.
- Звали меня к ним мед-пиво пить, да я не пошел, мед, говорят, был горек, а пиво мутно! Отчего бы такая притча?
- Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
- И теперь они живут весело и богато, счастливы без золота.
- И стали они жить да поживать, добра наживать, а лихо избывать.
- И стали они жить да поживать, да медок попивать.
- Ох и был тут пир на весь мир: три дня, три недели, три месяца. Тут и сказке конец!
13PAGE 15
13PAGE 14115