Учебные программы факультативных занятий по биологии Мир культурных растений Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса


Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №1
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».
«Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ«СОШ №1»
______________ по УВР Полунин В.И.__________
Протокол№___ Курдюкова Г.М.________ Приказ №__
От « »_______2014г. « »__________2014г.От « »__________2014г.
Учебные программы факультативных занятий по биологии
Мир культурных растений
Учебная программа факультативных занятий
для учащихся 7 класса
Учитель –Водяная М.А.
.
 2014-2015 учебный год
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Учащиеся узнают о роли воды,  света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.
Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе её изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы.
Целью факультативных занятий является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями по выращиванию культурных растений и формирование у учащихся познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры. Привитие учащимся интереса к жизни растений, бережному отношению к природе, расширение представлений о значении культурных растений для человека. В содержании программы рассматриваются вопросы, связанные с агротехникой культурных растений, их использованием в озеленении.
Задачи:
– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;
– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;
– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;
– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;
– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;
– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Эффективность процесса обучения зависит от  соответствующих форм и методов обучения. В силу специфики содержания и целей данных факультативных занятий важной формой обучения является экскурсия (в природу, на сельхоз угодья и в школьный зимний сад), практические работы, постановка биологических опытов.
Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 34 часа (1 час в неделю), 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (2 ч)
Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времён до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.
Экскурсия
1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, пришкольного учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий).
Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (5 ч)
Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.
Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.
Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.
Практические работы:
1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.
2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).
Культурные растения и условия, необходимые для их жизни
(7 ч)
Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.
Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.
Отношение культурных растений к различным температурным показателям.
Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. Контролирование человеком условий окружающей среды: холодные парники, теплицы, навесы и тоннели.
Почва и её плодородие. Питательные вещества, получаемые растениями из почвы. Почвенные смеси.
Органические удобрения. Минеральные удобрения – простые и комплексные, различие между ними. Наиболее распространённые удобрения, используемые в сельском хозяйстве. Сроки и способы внесения удобрений в практике растениеводства. Микроудобрения. Значение удобрений.
Практические работы:
3. Выгонка зелёного лука. Влияние основных элементов питания на его рост и развитие.
Занимательные опыты с растениями (6 ч)
Правила проведения опытов. Выбор и подготовка объектов для опытов.
Опыты:
1. Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте.
2. Влияние раздражителей на рост и развитие  растения.
3. Прорастание семян при различных температурах.
4. Содержание в семенах воды, минеральных и органических веществ.
5. Образование крахмала в листьях на свету.
Способы размножения культурных растений (6 ч)
Семенное размножение сельскохозяйственных растений. Сбор и хранение. Посевные качества семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Основные способы вегетативного размножения: видоизменёнными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений.
Практические работы:
4. Прививка копулировкой с язычком плодовых деревьев и кустарников.
5. Черенкование комнатных растений.
Опыты:
6. Проращивание семян при различных температурах.
Общие приёмы возделывания сельскохозяйственных культур (6 ч)
Обработка почвы под культуры. Инструменты для обработки почвы.
Предпосевная подготовка семян. Сроки посева. Способы посева и посадки, глубина заделки семян. Приёмы подготовки посадочного материала (клубни, луковицы, корневища, черенки, отводки). Агротехника посева семян.
Общие приёмы ухода за растениями: рыхление междурядий, полив, подкормка, окучивание, прореживание, уничтожение сорняков, обрезка побегов, борьба с вредителями и болезнями.
Практические работы:
6. Подготовка почвы к посеву.
7. Влияние глубины заделки семян на их всхожесть.
Планетарная роль растений (1 ч)
Роль зелёных растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зелёных насаждений. Работа учащихся школы по охране растительности, озеленению своего города (села), школьной территории, учебных кабинетов.
 
Круглый стол «С урожаем круглый год» (1 ч)
Календарно – тематическое планирование курса

п/пНазвание темы Даты
1-2 Введение: многообразие растительного мира, знакомство с важнейшими культурными растениями. 03.09.14
10.09.14
3 Экскурсия: знакомство с важнейшими с/х культурами. 17.09.14
4 Разнообразие с/х культур по формам и продолжительности жизни. 24.09.14
5 Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. 01.10.14
6 Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов, человеком. 08.10.14
7 Практическая работа: Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям. Ознакомление с сухими и сочными плодами. 15.10.14
8 Отношение с/х культур к свету. Значение выбора участка, частоты посева. 22.10.14
9 Отношение культурных растений к воде. Требование важнейших культур к влажности почвы и воздуха. 29.10.14
10 Отношение культурных растений к различным температурным показателям. 12.11.14
11 Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. 19.11.14
12 Почва и её плодородие. Питательные вещества. 26.11.14
13 Органические удобрения. Минеральные удобрения. 03.12.14
14 Практическая работа: Выгонка зелёного лука. 10.12.14
15 Правила проведения опытов. Выбор и подготовка объектов для опытов. 17.12.14
16 Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте. 24.01.14
17 Влияние раздражителей на рост и развитие растения. 14.01.15
18 Прорастание семян при различных температурах. 21.01.15
19 Содержание в семенах воды, минеральных и органических веществ. 04.02.15
20 Образование крахмала в листьях на свету. 11.02.15
21 Семенное размножение с/х растений. Сбор и хранение. 18.02.15
22 Посевные качества семян. Условия необходимы для прорастания семян 25.02.15
23 Основные способы Вегетативного размножения 04.03.15
24 Практическая работа: Прививка плодовых деревьев и кустарников. 11.03.15
25 Черенкование комнатных растений. 18.03.15
26 Опыт: Проращивание семян при различных температурах. 01.04.15
27 Обработка почвы под культуры. Инструменты для обработки почвы. 08.04.15
28 Предпосевная подготовка семян. Сроки посева. 15.04.15
29 Агротехника посева. 22.04.15
30 Общие приёмы ухода за растениями. 29.04.15
31 Практическая работа: Подготовка почвы к посеву. 06.05.15
32 Влияние глубины заделки семян на их всхожесть. 13.05.15
33 Роль зелёных растений в сохранении и развитии жизни на земле. 20.05.15
34 Круглый ствол:»С урожаем круглый год» 27.05.15
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:
- о роли  культурных растений в жизни человека;
- о рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве;
- о разнообразии сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни;
- об особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;
- об  использовании органов растений человеком;
- об условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;
- о способах размножения культурных растений;
- о многообразии и уникальности растительного мира.
Учащиеся овладевают следующими способами деятельности:
- объяснять значение культурных растений в жизни человека;
- называть важнейшие сельскохозяйственные культуры;
- ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы;
- обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;
- проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на пришкольном учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;
- проводить различные агротехнические приёмы: рыхление почвы, полив, посев, пикировку, окучивание, подкормку, прореживание, уничтожение сорняков, обрезку побегов, борьбу с вредителями и болезнями;- применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности культурных растений для их выращивания;
- овладевать приёмами возделывания культурных растений;
- составлять рекомендации по выращиванию сельскохозяйственных культур;
- соблюдать правила бережного отношения к растениям.
Список рекомендуемых источников
1. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 208 с.
2. Мир культурных растений / сост. В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. – М. : Мысль, 1994. – 382 с.
3. Митина, Л. П. Агротехника растениеводства: учеб. пособие для уч-ся / Л. П. Митина, Г. А. Замяткин. – М., 1990. – 94 с.
4. Основные понятия науки о растительном покрове http://geobotany.narod.ru/theory1-part2.htm5. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 205 с.
6. Ракитин, А. Выращивание плодовых и ягодных культур / А. Ракитин. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 336 с.
7. Рейвн, П. Современная ботаника: в 2 т.; пер. с англ. / П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. – М. : Мир, 1990. – Т. 2. – 344 с.
8. Семёнова, Г. Ю. Технология: Выращивание культурных растений / Г. Ю. Семёнова. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 176 с.
9. Смирнова, А. В. Мир растений. Рассказы о культурных растениях / А. В. Смиронова. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 303 с.
10. Цветкова, И. В. Экологический светофор: метод. пособие для учителей / И. В. Цветкова. – М. : Изд. дом «НООСФЕРА», 2001. – 64 с.
11. Черныш, И. В. Удивительные растения / И. В.Черныш – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 320 с.