Проектная деятельность как способ успешной самореализации личности ребенка (на примере студии английского языка “Step by Step” ГБОУ ЦЭВД).
Проектная деятельность как способ успешной самореализации личности ребенка (на примере студии английского языка “Step by Step” ГБОУ ЦЭВД).
Э.Ю. Яковлева, ПДО ГБОУ ЦЭВД ЦАО г. Москва
Содержание:
1. Понятие «проект»
2. Цели и задачи проекта
3. Этапы проекта
4. Критерии оценки проектов
5. Результат проектной деятельности
6. Роль супервизора в проекте
7. Уникальность проектной деятельности
8. Литература
“Вы здесь для того, чтобы поддержать, посоветовать, ответить на вопросы. Мотивация идет от детей, а не от вас. Ученики работают тогда и потому, что это им нравится. Вы здесь потому, что детям иногда понадобится ваш опыт и идеи”
Джейн Майлз
Понятие «проект»
«Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата, или в портфель проектов для более эффективного управления. Портфель проектов может состоять из «программ» - такое определение «проекта» даётся в свободной энциклопедии «Википедии».
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
В 2004 году на городской конкурс ученических проектов «Культура мира и ненасилия в интересах детей планеты» были представлены свыше 50 проектных работ учеников 18 московских школ, использующих проектную деятельность как одну из форм организации учебного процесса («Школьный психолог» № 14 за 2004 год). Анализ конкурсных работ позволяет, несмотря на имеющиеся различия, рассматривать проект как самостоятельную работу учащихся, осуществляемую с помощью педагога-руководителя (супервизора). Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель. Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
• Если мы не сможем предложить подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
• Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
• Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).
2. Цели и задачи проекта
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом. Их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, учащийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его,ребенок увидит задачи своей работы. Следующий шаг — как это делать. Поняв это, учащийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Постоянно выполняя учебные проекты, к 12-летнему возрасту учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами.
Этапы проектаПоисковый:
Определение темы проекта
Постановка вопросов по проблеме
Постановка цели
Аналитический:
Анализ имеющейся информации
Сбор и изучение новой информации
Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работы
Практический:
Выполнение запланированных технологических операций
Текущий контроль качества
Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию
Презентационный:
Подготовка презентационных материалов
Презентация работы
Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация и т.д.)
Контрольный:
Анализ результатов выполнения проекта
Оценка качества выполнения проекта
4. Критерии оценки проектов
Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой учебной работы. В школах Международного Бакалавриата разработана четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.
Примерный перечень критериев выглядит так:
– Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.
– Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.
– Творческий и аналитический подход к работе
– Соответствие требованиям оформления письменной части работы.
– Анализ процесса и результата работы
– Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.
– Качество проведения презентации.
С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.
(Будут добавлены критерии, связанные непосредственно с англ. яз. Из опыта работы).
5. Результат проектной деятельности
Вот уже несколько лет педагоги наблюдают, что проектная деятельность может научить детей умению:
• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
• планировать свою работу;
• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность способствует:
• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
• развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
• решению профориентационных задач.
Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов учебной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
5. Роль супервизора в проекте
Проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть учащийся. Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора — кого-либо из педагогов, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Не будем употреблять термин «руководитель проекта», подчеркивая тем самым, что инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является ребенок. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с педагогом, и это представляется очень важным. Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами, — примерно 20% учащихся 8–9-х классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы. Вот лишь несколько примеров: «Давайте жить дружно! (Как решать конфликты с родителями)», «Как преодолеть барьеры в общении», «Образ будущего глазами подростка», «Подростковая агрессивность», «Я вижу тебя насквозь (Как научиться понимать человека по его жестам, мимике, одежде)», «Эмоциональное благополучие». В этих случаях сама работа над проектом имеет большой психокоррекционный потенциал.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям. Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе. Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и 3–5 минут — ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты. Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает супервизор, но в дальнейшем учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами.
***
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования и не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Изменился, в частности, и статус иностранного языка как учебного предмета.
На современном этапе изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа.
Аргументируя актуальность выдвинутой для осуждения темы необходимо заметить, что метод проектов приобретает все больше сторонников. Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи: - способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);
- развивать информационные умения (поиск, обработка информации);
- учить детей соединять знания (интегративная основа);
- способствовать развитию учебных умений (умение обобщать, анализировать).
Применяя метод проекта Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
За основу своей работы над проектами можно взять методику Джейн Майлз, главного редактора журнала «Mary Glasgow Magazines». Именно она дает советы для учителей английского языка, которые могут быть чрезвычайно полезными для проведения заключительных уроков в каждом цикле. Изучив опыт работы Д.Майлз, и адаптировав ее методику в этой области к условиям нашей общеобразовательной школы, метод проектов позволяет создать на уроке английского языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Самое важное то, как считает Джейн Майлз, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.
Итак, если педагог решил использовать при изучении какого-либо раздела программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.
Вариативность деятельности на занятии предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого ученика. На итоговом уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить творческий проект. Для многих учащихся данный вид задания может оказаться новым, поэтому необходимо подробно объяснить учащимся цель данного задания. Прежде всего, с учениками нужно изучить памятку «Творческий проект – это интересно!», в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом. (Приложение)В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.
Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для ребят. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, умение владения английским языком. Отмечается более высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
Все это способствует изменениям показателей качественной успеваемости учащихся по английскому языку.
2008 – 2009 учебный год – 58 %;
2009 – 2010 учебный год – 61 %;
2010 – 2011 учебный год – 66 %.( из доклада М. Вербицкой на конференции «Макмиллан»)
7. Уникальность проектной деятельности.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранного языка, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.
Некоторые интересные факты из истории. Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859 – 1952), американский философ, психолог и педагог. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно-значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. «Решить проблему» значит получить реальный и ощутимый результат.
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учащийся приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
Проект как метод обучения может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.
Таким образом, деятельность учащихся при подготовке проектов формирует навык поиска иноязычной информации, расширяет возможности интерактивного общения, закладывает фундамент для самостоятельной познавательной деятельности, даёт возможность оценить свои новые возможности, лучше понять себя и окружающий мир, а значит - является прекрасным способом самореализации личности ребенка.