Урок литературы в 9 классе Отношение Тургенева к Базарову( по роману Отцы и дети
№53 Тема Класс 9»Б» Дата 2.04.2015
Тема Отношение Тургенева к Базарову.
Цели и задачи Определить общественно-политическую обстановку в России в 60-е годы 19 века;
Определить отношение автору к своему герою, увидеть в тексте процесс развенчания принципов Базарова, выявить причины его ранней гибели;
Рассмотреть и объяснить споры и шум вокруг Базарова
Используемые модули Новые подходы в преподавании. Оценивание для обучения и оценивание обучения ИКТ
Ключевые идеи ИКТ поможет ученикам воссоздать и представить жизнь Базарова, проследить направленность его суждений и их крах, выявить отношение автора к герою, объяснить его появление в литературе общественно-политическим положением России в 60-е годы 19 века
Ожидаемый результат Знание положения России в 60-е годы 19 века;
Знание особенностей характера Базарова- нигилиста;
Объяснение причин возникновения такого явления в России и общественный резонанс вокруг романа
Применяемые формы и методы Групповая, взаимооценка.
Словесный ,исследовательский
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Приветствие 2мин Приветствие Приветствовать друг друга в паре щекой
2.Деление на группы
Звучит песня Джо Доссена «Если б не было тебя» 2 мин Раздает символы :На партах для группы лежат сердечки, на которых написаны з позиции Базарова : неприятие к любви ; неприятие искусства; непризнание авторитетов Деление по символам 3 цитаты: об искусстве, любви, авторитетах
3.Мозговой штурм.
Повторение
4.Работа с текстом
5.Презентация учащихся (Работа с одаренными)
6.Закрепление темы
6Взаимооценивание
7.Домашнее задание :написать сочинение «мое отношение к Базарову»
Найти информацию «Критики о романе».
8. Рефлексия 5мин
13мин
5мин
5мин
8мин
2мин
3мин 1.Даите характеристику особенности 60-х годов 19 века.
Слайд №1(после ответа)
2.Какое новое течение и понятие было известно в это время?(нигилизм) Слайд №2,3,4,5.
3.Ктоявлялся представителем этого течения в романе?в России?
4.В чем его особенность?Слайд№6,7,8
-неприятие искусства
- неприятие чувств
-неприятие авторитетов
Главы: 2,3,4,5,10
Слайд №8(мнение Тургенева о нигилистах)
Учитель зачитывает различные мнения о романе и Базарове.
Слайд №,9,10
Проблемный вопрос :почему роман вызвал такой резонанс вокруг себя? ( каждая группа совещается и записывает свой вывод в 1 предложении)
Заполнить карточку.
СтикерыЗвучит музыка Джо Доссена»Если б не было любви…» Заполнение рабочего листа
1.Дата. ФИ.Тема.Цель
Ученики отвечают на вопросы и задают их друг другу.
1группа доказывает позицию Базарова в
неприятии искусства. Проследить авторскую позицию и его отношение к Базарову.
2группа доказывает позицию Базарова в - неприятии чувств. Проследить авторскую позицию и его отношение к Базарову.
3 группа доказывает неприятие авторитетов Базаровым. Проследить авторскую позицию и его отношение к Базарову.
Выписать в тетрадь выводы: отношение автора к Базарову
Карточка
Карточка взаимооцениванияЗапись в дневник
2++ 1-
Приложение.
№1Задания групп.
1 группа доказывает позицию Базарова в неприятии искусства. Проследить авторскую позицию и его отношение к Базарову.
2группа доказывает позицию Базарова в - неприятии чувств. Проследить авторскую позицию и его отношение к Базарову.
3 группа доказывает неприятие авторитетов Базаровым. Проследить авторскую позицию и его отношение к Базарову.
«№2Фото с урока.
№3 Рефлексия
№4 Презентация к уроку
Рефлексивный отчет урока русской литературы по теме «Отношение И.С.Тургенева к Базарову» в 9»Б» средней школы имени К.Сатпаева Карасайского района Алматинской области РК.
В системе уроков мы разобрали вопрос об отношении Базарова к Одинцовой. Для полного понимания несостоятельности Базарова как личности , представляющего общественность ,надо было исследовать все его отрицания и утверждения и понять , отношение Тургенева к своему герою. Поэтому я поставила целью урока: Определить общественно-политическую обстановку в России в 60-е годы 19 века; определить отношения автору к своему герою, увидеть в тексте процесс развенчания принципов Базарова, выявить причины его ранней гибели; рассмотреть и объяснить споры и шум вокруг романа.
Для реализации этой цели мной был использован метод исследовательской беседы и частично – поисковый метод. Где ученики выявили отрицания героя , работая в группах, находили доказательные речи героя( цитаты), делали выводы , сравнивая расхождения в его речах и поступках. Благодаря дифференцированному подходу было использовано индивидуальное задание-создание презентации к уроку. Мной предложена работа по тексту в группах .Урок получения новых знаний предполагал его анализ: понимание состояние героя, применение психологических наблюдений и синтез поведения. Ученики увидели Базарова как единицу общества. Ребятам удалось увидеть в Базарове явление времени 60-х годов 19 века. На уроке удалось благодаря детальному исследованию позиции героя, пошагово выявить его несостоятельность .И , сравнивая с реальностью, понять , почему автор не продлил жизнь Базарова. Не удалось мне на уроке заинтересовать только одного мальчика .По словам присутствующих на уроке, слабый , вновь прибывший ученик Алмат сказал, что сегодня быстро пролетело время, и не хочется уходить с урока. Рассматривая одно из неприятия Базарова, дети обратили внимание на слова песни и выявили, что Базаров « очень ранимый , лирический образ». Это меня порадовало. А говоря об отношении современников к Базарову, выявили резко противоположные точки зрения, что их не смутило. Работа по оцениванию придала учащимся уверенности в выставлении оценок и обоснованию критериев оценивания.
Считаю, урок был интересным. цели добилась.