Статья о промежуточных итогах введения ФГОС О УО(ИН) в пилотном режиме


Промежуточные итоги введения ФГОС О УО (ИН)
В ГБОУ НСО «КШИ» в «пилотном» режиме
Афанасьева Т.Г.,
заместитель директора по УВР
ГБОУ НСО «КШИ»
Сегодня педагогическое сообщество имеет возможность принять самое активное участие в эволюции системы специального образования в целом и образования обучающихся с умственной отсталостью в частности.
В декабре 2014 года утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС О УО (ИН)). Это означает, что образование детей с интеллектуальными нарушениями впервые становится стандартизированным.
Предоставляя образовательной организации определенные границы свободы (возможность самостоятельно разрабатывать и утверждать адаптированную основную общеобразовательную программу (далее – АООП), стандарт определяет совокупность обязательных требований к реализации АООП: к структуре АООП, к условиям реализации АООП, к результатам освоения АООП.
Соотношение частей АООП составляет не менее 70% на обязательную часть и не более 30% на часть, формируемую участниками образовательных отношений. Таким образом, под самостоятельностью образовательной организации в определении 30% содержания программы, несомненно, подразумевается ответственность за сделанный выбор.
В соответствии с требованиями стандарта АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью ГБОУ НСО «КШИ» состоит из трех разделов: целевого, содержательного, организационного.
Целевой раздел включает пояснительную записку, в которой дается определение и описывается назначение АООП образования обучающихся, представлены нормативно-правовая база программы, цели и задачи, принципы и подходы, психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью, особые образовательные потребности обучающихся.
Также в пояснительной записке представлены сроки реализации АООП: 9 или 13 лет. Для определения сроков освоения программы образовательная организация основывается на особенности контингента. В нашем случае решался вопрос: сколько лет обучать детей в младших классах (4 или 5). Учитывая наличие дошкольной подготовки первоклассников и факта повторного обучения в первом классе, ПМПк ГБОУ НСО «КШИ» было принято решение о четырехлетнем обучении детей в младших классах.
Возможно, в этом вопросе необходима рекомендация ПМПК.
Кроме того, в целевом разделе описываются планируемые результаты освоения обучающимися программы по годам обучения. Результаты освоения АООП обучающимися оцениваются как итоговые на момент завершения образования, поэтому сложность составления данного блока заключается в прогнозировании результатов на дальний срок (на конец 9 или 13 класса). Сегодня в нашей программе содержатся планируемые результаты на период с 1 по 4 классы.
Освоение обучающимися АООП предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Данные требования вполне понятны, если не принимать во внимание отсутствие стандартизированных работ по учебным предметам, которые следовало бы использовать при стартовом и итоговом мониторинге предметных достижений обучающихся. Типовые задания для обучающихся с сохранным интеллектом совершенно не подходят для работы с умственно отсталыми детьми.
Однако, в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. В соответствии с требования ФГОС О УО (ИН) оценке подлежат как предметные, так и личностные результаты (в отличие от ФГОС НОО). В этой связи еще одной проблемой проектирования целевого раздела АООП является разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Возникает вопрос: как измерить степень овладения ребенком социальными (жизненными) компетенциями?
В стандарте отмечается, что оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями (всесторонняя и комплексная!) осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов), с учетом мнений родителей.
Таким образом, на плечи образовательной организации ложится необходимость разработки программы оценки личностных результатов обучающихся, необходимой экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Данная программа должна обеспечить не только получение представления полной картины динамики целостного развития ребенка, но и отслеживание наличия или отсутствия изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Содержательный раздел АООП определяет общее содержание образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и включает программы, также ориентированные на достижение личностных и предметных результатов.
Программа формирования базовых учебных действий (далее ― БУД) обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. И в этом случае образовательной организации необходимо самостоятельно разработать процедуру и содержание итоговой комплексной оценки БУД.
Также в содержательный раздел включены программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, программа духовно-нравственного развития, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа коррекционной работы предусмотрена только в варианте АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью и содержит механизм взаимодействия учителей, специалистов ППМС-сопровождения, медицинских работников, необходимого для обеспечения успешности освоения программы обучающимися. Однако, некоторой частью педагогов данная программа воспринимается только как алгоритм действий специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов), поэтому в плане мероприятий по введению стандарта в ГБОУ НСО «КШИ» предусмотрена работа по информированию педагогов о распределении ответственности за реализацию АООП.
Программа внеурочной деятельности предполагает четыре направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное. На внеурочную деятельность учебным планом (в организационном разделе АООП) отведено не более 10 часов в неделю, из которых до 6 часов в неделю отведено на реализацию коррекционно-развивающей области (ритмика, ЛФК, психокоррекционные и логопедические занятия), такой подход позволяет избежать избыточной нагрузки обучающихся.
Организационный раздел может содержать один или несколько учебных планов, в т.ч. индивидуальных; календарный учебный график; план внеурочной деятельности. Кроме того, в данном разделе описывается система специальных условий реализации АООП: кадровых, финансовых, материально-технических, информационно-методических.
В АООП ГБОУ НСО «КШИ» также описаны психолого-педагогические условия, обеспечивающие:
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательных отношений;
вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;
дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Возвращаясь к материально-техническим условиям следует отметить отсутствие специальных учебников, рабочих тетрадей на печатной основе и специальных прописей, соответствующих требованиям ФГОС О УО (ИН).
Также в организационном разделе представлен сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации АООП (на 2015-2020 гг.).
Таким образом, разработка АООП требует от администрации и коллектива образовательной организации определенных компетенций:
умений проводить мониторинг готовности образовательной организации к введению стандарта;
умений анализировать результаты диагностики;
умений ставить стратегические и тактические цели;
умений проектировать процесс;
умений разрабатывать образовательные программы и др.
Обозначенные умения в совокупности и определяют проектные компетенции педагогов.