Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития обучающихся


Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития обучающихся
МБОУ «ЦО № 33»
за 2015-2016 у.г.
Диагностика обучающихся проводилась на основании приказа МБОУ «ЦО № 33» от 21.03.2016 № 29-а в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО). Диагностика проводилась воспитателями, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, старшим воспитателем.
Цель:
- индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение образовательной траектории его развития);
- оптимизация работы групп и ОУ с детьми в летний период и в следующем учебном году.
Дата проведения: с 30.03- 08.04. 2016
Количество обучающихся: по списку – 148 человек, принявших участие в диагностировании – 128 человек.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)
Результаты диагностирования:
Эффективность педагогических действий составила: 95%, показатель "сформирован"- 54 %; показатель "находится в стадии формирования"- 41% ; показатель " не сформирован" – 5%.
Социально-коммуникативное развитие - 97%, показатель "сформирован"- 65 %; показатель "находится в стадии формирования"- 32% ; показатель " не сформирован" – 3 %
Познавательное развитие - 95 %, показатель "сформирован"- 54%; показатель "находится в стадии формирования"- 41% ; показатель " не сформирован" - 5%
Речевое развитие - 92%, показатель "сформирован"- 54 %; показатель "находится в стадии формирования"- 58% ; показатель " не сформирован" - 8 %
Художественно-эстетическое развитие - 96%, показатель "сформирован"- 51 %; показатель "находится в стадии формирования"- 45% ; показатель " не сформирован" - 4 %
Физическое развитие - % показатель "сформирован"- 46 %; показатель "находится в стадии формирования"- 50% ; показатель " не сформирован" - 4%.
Наиболее высокая эффективность педагогических воздействий по социально-коммуникативному, несколько ниже по познавательному и художественно-эстетическому, наиболее низкая – по речевому и физическому развитию.Сравнительный анализ эффективности педагогических действий на начало и конец учебного года показал, что в среднем результативность работы увеличилась на 26%:
- социально-коммуникативное развитие на 33 %
- познавательное развитие на 30 %,
- художественно-эстетическое на 28%;
- речевое развитие на 26%;
- физическое развитие на 11%.
Социально-коммуникативное развитие
Наиболее высокая эффективность педагогических воздействий по разделам трудового воспитания (показатель "сформирован"- 70 %; показатель "находится в стадии формирования"- 28%, показатель " не сформирован" - 2%) и ребенок в семье и обществе (показатель "сформирован"- 70 %; показатель "находится в стадии формирования"- 26%, показатель " не сформирован" - 4%); незначительно ниже по формированию основ безопасности(показатель "сформирован"- 61 %; показатель "находится в стадии формирования"- 37%, показатель " не сформирован" - 2%), по-прежнему, наименьшая результативность выявлена по социализации, развитию общения, нравственному воспитанию(показатель "сформирован"- 58 %; показатель "находится в стадии формирования"- 38%, показатель " не сформирован" - 4%).
Выявленные проблемы:
педагоги не систематически создают ситуации развития для осуществления позитивной социализации детей;
не достаточно в практике используются разнообразные методы и приемы развития коммуникативных способностей для формирования позитивных и доброжелательных отношений в группе;
не систематическая организация культурных практик, ориентированных на социальное развитие в разных видах деятельности;
нехватка программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников;
неспособность и неготовность некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослабление преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Перспективы оптимизации работы:
оказание методической помощи по повышению профессиональной компетенции педагогов по осуществлению позитивной социализации обучающихся (проведение консультации);
корректировка индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся,
подборка УМК по социально-коммуникативному развитию, пополнение картотеки дидактических игр по развитию коммуникативных способностей;
системное использование личностно-ориентированных и социоигровых технологий (Круглый стол);
пополнение развивающей предметно-пространственной среды игровым оборудованием для совместной деятельности;
разнообразие форм взаимодействия с родителями: обмен опытом семейного воспитания, круглые столы, дискуссии, опросы,
анкетирование, решение проблемных ситуаций.
Познавательное развитие
Наиболее высокая эффективность педагогических воздействий по разделам мир природы (показатель "сформирован"- 60 %; показатель "находится в стадии формирования"- 36%, показатель " не сформирован" - 4%); несколько ниже - ФЭМП и социальный мир (показатель "сформирован"- 58 %; показатель "находится в стадии формирования"- 37%, показатель " не сформирован" - 5%); незначительно ниже по предметному окружению (показатель "сформирован"- 52 %;показатель "находится в стадии формирования"- 44%, показатель " не сформирован" - 4%), наименьшая результативность выявлена по познавательно-исследовательской деятельности (показатель "сформирован"- 43 %; показатель "находится в стадии формирования"- 51%, показатель " не сформирован" - 6%).
Выявленные проблемы:
организация познавательной деятельности не в полной мере строится с учетом особенностей развития и возможностями детей, их интересами;
педагоги не в системе используют и организуют исследовательско–творческие проекты, познавательную опытно-экспериментальную деятельность,
используемые методы проблемного обучения (вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность), в основном, носят фрагментарный, эпизодический характер.
недостаточно созданы условия для самостоятельного, творческого исследовательского поиска воспитанников;
не систематически создаются условия для развития познавательных интересов детей, развития любознательности и познавательной мотивации;
не систематически формируются представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов;
используются не все виды детской деятельности для формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве;
Перспективы оптимизации работы:
индивидуализация познавательного развития воспитанников с учетом особенностей развития творческих способностей и возможностей детей, их интересов (семинар);
развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования- (деловая игра);
разработка проекта ДОУ «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
разработка методических рекомендаций по созданию условий для развития познавательно-исследовательской деятельности
создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ и семьи;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды играми и пособиями познавательного развития.
Речевое развитиеЭффективность работы по развитию речи находится на самом низком уровне: показатель "сформирован"- 49%; показатель "находится в стадии формирования"- 40%, показатель " не сформирован" - 11%.
Художественная литература: "сформирован"- 60%; показатель "находится в стадии формирования"- 36%, показатель " не сформирован" - 4%.
Выявленные проблемы:
не достаточно создана речевая среда, направленная на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи с учетом уровня речевого развития, интересов, способностей каждого ребенка и особенностей воспитания в семье;
отсутствие специалистов для своевременного выявления и коррекции нарушений в речевом развитии;
не систематически осуществляется индивидуальная работа по развитию речи во всех видах деятельности
педагоги недостаточно компетентны в использовании инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию
Перспективы оптимизации работы:
педагогический совет
проведение семинара «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»
тематический контроль «Эффективность педагогических воздействий по развитию связной речи»
смотр-конкурс микроцентров по речевому развитию;
пополнение УМК по речевому развитию, картотеки дидактических игр и словесных игр и по ЗКР, обогащению и активизации словаря, грамматического строя речи, связной речи;
организация творческих недель как форм приобщения дошкольников к детской литературе;
пополнение детской библиотеки произведениями устного народного творчества, классиками и современниками детской литературы.
использование разнообразных форм взаимодействия с родителями: обмен опытом семейного воспитания, круглые столы, дискуссии, опросы, анкетирование;
проведение совместных праздников с родителями «Литературные вечера», «Праздник правильной речи».
Художественно-эстетическое развитие
Наиболее высокая эффективность педагогических воздействий по музыкальной деятельности (показатель "сформирован"- 57%; показатель "находится в стадии формирования"- 39%, показатель " не сформирован" - 4%) и конструктивно-модельной деятельности (показатель "сформирован"- 55 %; показатель "находится в стадии формирования"- 42%, показатель " не сформирован" - 3%); незначительно ниже по приобщению к искусству (показатель "сформирован"- 49%; показатель "находится в стадии формирования"- 50%, показатель " не сформирован" - 1%), наименьшая результативность выявлена по изобразительной деятельности (показатель "сформирован"- 43%; показатель "находится в стадии формирования"- 51%, показатель " не сформирован" - 6%).
Выявленные проблемы:
организация художественно-эстетической деятельности не в полной мере строится с учетом особенностей развития творческих способностей и возможностей детей, их интересами ;недостаточно созданы условия для приобщения детей к народному и профессиональному искусству;
не систематически проводится индивидуальная работа по совершенствованию умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве;
не достаточно созданы условия для развития творческих способностей, самостоятельной творческой деятельности детей;
не системно используется в работе технология проектной деятельности.
Перспективы оптимизации:
консультация «Особенности художественно-эстетическое развития дошкольников в контексте ФГОС ДО»;
мастер-классы по нетрадиционным техникам изодеятельности
разработка программ с одаренными детьми;
разработка индивидуальных программ художественно-эстетического развития воспитанников, с учетом особенностей развития творческих способностей, возможностей интересов детей;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;
пополнение УМП в программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» А.И. Лыковой;
совместные праздники на базе музея П. Крылова
разработка педагогических проектов по художественно-эстетическому развитию с активным привлечением родителей;
конкурсы, выставки совместных работ воспитанников с родителями.
Физическое развитие
Эффективность работы не достаточно высокая:
Физическая культура: показатель "сформирован"- 47%; показатель "находится в стадии формирования"- 50%, показатель " не сформирован" - 3%.
Здоровье: "сформирован"- 47%; показатель "находится в стадии формирования"- 47%, показатель " не сформирован" - 6%.
Выявленные проблемы:
не систематическое осуществление индивидуально-дифференцированный подхода на основе состояния здоровья детей, физической подготовленности, двигательной активности, с учетом гендерной принадлежности;
при организации физического развития воспитанников педагоги отдают приоритет обучению двигательным навыкам и умениям;
не достаточное создание условий для развития инициативы, самостоятельности, творчества в двигательной активности, развития способности к самоконтролю, самооценке при выполнении основных движений;
не достаточное использование эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) с учетом индивидуальных подходов к физическому развитию и формированию здорового образа жизни в семье.
Перспективы оптимизации группы по физическому развитию:
педагогический совет «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ в контексте с ФГОС ДО»;
тематическая проверка «Результативность физкультурно-оздоровительной работы»;
семинар «Использование эффективных форм, инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»;
смотр-конкурс микроцентров по физическому развитию;
распределение детей на подгруппы в соответствии с уровнями физической подготовленности;
составление планов индивидуальной работы с детьми в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью;
подборка комплексов игр и упражнений для детей с различной степенью двигательной активности;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;
разработка совместного проекта с родителями «Я и мое здоровье»;
организация совместных спортивных праздников, фотовыставок.
ВЫВОДЫ:
Эффективность педагогических воздействий по развитию обучающихся находится на достаточном уровне.
Наиболее типичные причины недостаточной эффективности:
не систематическое осуществление индивидуально-дифференцированный подхода на основе уровня развития каждого ребенка;
не систематическое использование современных образовательных технологий;
несвоевременное создание условий для самостоятельного, творческого, исследовательского поиска воспитанников в разных видах деятельности;
не систематическая организация разнообразных культурных практик, ориентированных на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности;
не соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО;
не достаточное использование эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) с учетом индивидуальных подходов к развитию ребенка в семье,
неполная и несвоевременная разработка индивидуальных образовательных траекторий развития каждого ребенка,
несвоевременное обеспечение консультативно-методического и информационного сопровождения образовательного процесса
Перспективы оптимизации работы:
создание социальной ситуации развития обучающихся, своевременное оказание не директивной помощи, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
обеспечение консультативно-методического и информационного сопровождения реализации ФГОС ДО и ООП ДО с учетом результатов диагностирования и уровнем педагогической компетенции воспитателей и специалистов;
внедрение новых методов и форм самообразования педагогов для освоения новой образовательной парадигмы дошкольного образования;
разработка индивидуальных образовательных траекторий развития каждого ребенка;
оснащение развивающей предметно-пространственной среды для более успешной реализации всех образовательных областей, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
внедрение новых форм и методов взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, для непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив родителей.
Рекомендовано:
Воспитателям всех групп, инструктору по физической культуре, музыкальному руководителю:
до 20.04.2016 составить внести коррективы в индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с особыми образовательными потребностями;
в летний период реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей;
постоянно создавать речевую среду, направленную на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи с учетом уровня речевого развития, интересов, способностей каждого ребенка и особенностей воспитания в семье;
до 01.06.2016 создать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей на участке;
до 01.06.2016 представить перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) на летний период;
при планировании воспитательно-образовательной работы в летний период учитывать результаты диагностирования;
до 15.05.2016 провести индивидуальную работу с родителями детей с нарушением речи о необходимости консультирования и дополнительных занятий с учителем-логопедом.
2. Проведение диагностирования начинающих с целью выявления затруднений в реализации программы оставляю за собой.
3. Составление плана методической работы с педагогическими кадрами с учетом выявленных проблем по результатам диагностирования развития на следующий учебный год оставляю за собой.
Ст. воспитатель
25.04.2016
Ознакомлены: