ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В 6 КЛАССАХ 
                                                                    Копылова Елена Анатольевна
                                                         МКОУ Вековская ООШ 
                                                            Гусь- Хрустальный район
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В 6 КЛАССАХ
Спецификация 
Цели итоговой диагностики:
определение уровня сформированности познавательных метапредметных умений, как одного из обязательных результатов обучения в основной школе;
выявление степени готовности учащихся к продолжению образования в средней школе.
Время тестирования: 40 минут.
Условия тестирования:
Примерное время на выполнение заданий составляет
1)для заданий базового уровня сложности – 2 минуты
2) для заданий повышенной сложности – 8 минут
3) для заданий высокого уровня сложности – 14 минут
Содержание работы:
тестирование  проверяет сформированность  познавательных метапредметных образовательных результатов обучающихся 6 классов. 
Тест составлен на материале  биологии.
Содержание определяется Кодификатором общих учебных умений и способов деятельности для основного общего образования (см. Приложение 1), который составлен на основе соответствующего раздела Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089) и с учетом материалов из раздела «Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Формирование универсальных учебных действий» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов].  М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). 
Для успешного выполнения проверочной работы необходимо освоение учащимися требований стандарта к уровню подготовки выпускников  основной школы по основным предметам естественно-математического (физика, химия, биология) блока.
Тест содержит 8 заданий:
задания с выбором единственного правильного ответа из четырех предложенных (ВО);
задания с кратким ответом (КО) (на соответствие);
2 задания с развернутым ответом (РО), в которых требуется самостоятельно записать ответ в виде краткого текста, выражающего личное мнение, подобрать аргументы и заполнить  таблицу. 
Все задания объединены в 3 группы в соответствии с контролируемым содержанием. 
План варианта 1  
№ задания
Тип
задания
Контролируемые умения и способы деятельности
Код по кодификатору
                                                          Уровень А 
А2
ВО
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Описание объекта познания
0201
А3
ВО
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей
0203
А5
ВО
Классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям, критериям
0205
А1
Работа с информацией, представленной в виде таблицы, схемы, (понимание информации)
0403
Уровень В 
В1
КО
Осуществление логической операции установления родовидовых отношений. Формулирование определений понятий
      0202
В2
КО
Классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям, критериям
     0205
                                                                  Уровень С
С1
РО
Выбор оптимального пути решения задачи, выработка собственного алгоритма действий (в том числе с использованием математического аппарата)
     0207
С2
РО
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них (в том числе с использованием математического аппарата).
     0206
Вариант 1
А1. На каком рисунке изображена клетка растений          
           А                                     Б                                   В                     Г
А
Б
В
Г
А2. Укажите правильный перечень процессов и явлений, характерных только для растений.
1.фотосинтез, активное перемещение в пространстве, дыхание
2. выделение, кровообращение, спорообразование
3.дыхание, фотосинтез, транспирация.
4.выделение, паразитизм, дыхание.	
А3. Установи правильную последовательность деления клетки                         
1)123456
2)243615
3) 354261	
4) 413265
В.1 При выполнении заданий с кратким ответом запишите ответ так, как указано в тексте задания. 
Установите соответствие между признаками класса Двудольные и класса Однодольные. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАКИ КЛАССОВ                                                       КЛАССЫ
А) две семядоли в семени                                                1) класс Двудольные
Б) стержневая корневая система                                     2) класс Однодольные
В) одна семядоля в семени
Г) мочковатая корневая система
Д) дуговое и параллельное жилкование листьев
Е) сетчатое и пальчатое жилкование листьев
Ответ 
А
Б
В
Г
Д
Е
В.2 
Впишите в   названия семейств, представителей , входящих в винегрет 
1  свекла
6    майонез
11  соль
2  картофель 
7    кабачок
12  сахар
3  огурец
8    апельсин
13  зеленый горошек
4  морковь
9    ананас
14  сало
5  томат
10  рыба
15  растительное масло
Амарантовые
Пасленовые
Тыквенные
Зонтичные
Бобовые
Сложноцветные
С.1. Выбери правильный результат опыта. 
В каком стакане семена прорастут (рис.)? Почему вы так решили?
С.2
 Перед вами схема корневой системы двух растений одного вида. Что вы можете сказать о свойствах почв, на которых выросли эти растения? 
Растение 1 
Растение 2
Ответы и критерии оценивания заданий с развернутым ответом
Номер задания
Ответ
Максимальный балл за выполнение задания
А1
1 балл
А2
1 балл
А3
1 балл
В1
2 балла, если вся последовательность букв указана верно
1 балл, если допущена одна ошибка
0 баллов в остальных случаях
В2
4 балла, если вся последовательность букв указана верно
2 балла, если допущена одна-две ошибки
0 баллов в остальных случаях
С1.
Элементы содержания верного ответа
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл ответа)
4- оптимальные условия для прорастания. для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло, 
поэтому в первом стакане семена не прорастут, т.к. низкая температура, 
во 2-не прорастут, т.к. отсутствует вода, 
в 3- не прорастут- отсутствует воздух
Указания к оцениванию 
Баллы
Приведены  три элемента верного ответа
3
Приведены только один из элементов верного ответа 
ИЛИ
Приведены оба элемента ответа, но в одном из них допущена ошибка
2
1
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ отсутствует
0
Максимальный балл
3
С2
Элементы содержания верного ответа
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл ответа)
Растение 1 растет на рыхлой, хорошо аэрируемой почве, содержащей большое количеством гумуса. 
Хорошо развитая корневая система свидетельствует о высокой биологической активности почвы. 
Растение 2 растет на плотной почве с плохой аэрацией и небольшим количеством гумуса в почве
Указания к оцениванию 
Баллы
Приведены  три элемента верного ответа
3
Приведены только один из элементов верного ответа 
ИЛИ
Приведены оба элемента ответа, но в одном из них допущена ошибка
2
1
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ отсутствует
0
Максимальный балл
3
Рисунок 9Рисунок 11Описание: C:\Users\user\Desktop\Рисунок2.pngразмножение - копия (4)размножение - копияразмножение - копия (5)Рисунок 16Описание: http://bio.1september.ru/2002/10/3.gifЗаголовок 415