Использование тестовых технологий на уроках физики при проведении промежуточного и итогового контроля
Использование тестовых технологий на уроках физики при проведении промежуточного и итогового контроля
Цель - формирование системы диагностики уровня сформированности общеучебных умений и ключевых компетентностей учащихся.
О бессмысленности тотального контроля знаний как цели системы говорят примеры международного опыта и не только. Но ведь возможно использовать педагогические измерения исключительно с целью совершенствования процессов преподавания физики. Не измерение с целью рейтингования, а оценка с целью коррекции. То есть мониторинговые исследования уровня обученности должны стать не инструментом контроля, а инструментом совершенствования системы. Главным – выявление пробелов в знаниях учеников не в результате итоговой аттестации, а в ходе входного, текущего или промежуточного контроля с возможностью внесения корректив в учебный процесс не апостериорно (по итоговому результату), а непосредственно по получении результата промежуточной оценки.
Единый государственный экзамен – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования.
Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.
Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:
эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил;
избежать обидных ошибок;
узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ выделяют следующие составляющие:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т.д.)
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, можно отнести к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ следующие:
Организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;
Мониторинг качества;
Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ может
Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе. Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без ущерба для других форм и методов учебной работы.
При подготовке к ЕГЭ необходимо учитывать и то, что большие трудности у неподготовленных учащихся вызывает заполнение экзаменационных бланков, и отработке этих чисто технических навыков необходимо уделять особое внимание.
Что касается содержательной стороны ЕГЭ, то анализ типичных ошибок, допущенных при выполнении тестовых заданий каждый год демонстрируют примерно одну и ту же картину, выявляя «слабые места» базовой подготовки учащихся, которые не являются неожиданностью для тех, кто связан с преподаванием того или иного предмета.
Возможным способом подготовки к тестовому контролю результатов изучения одной темы является работа по такой схеме.
Самостоятельное выполнение заданий тематического теста по физике без использования книг или каких-то записей за определенное время. Проверка правильности решения по кодам ответов.
Анализ ошибочных решений. Если ошибки допущены из-за невнимательности при чтении условия задачи или неправильного использования единиц измерения, или из-за небрежности при выборе правильного ответа, то, помня об ошибках, необходимо строже контролировать свои действия при выполнении следующих тестов. Ошибки, допущенные не случайно, а из-за недостатка теоритических знаний, предполагают возвращение к учебнику для повторения.
Повторное выполнение другого варианта тематического теста по той же теме для проверки успешности выполнения работы над ошибками.
Далее по такой же схеме целесообразно проводить работу над каждым следующим тематическим тестом.
При большом объеме заданий итогового теста и высоком уровне трудности части заданий для достижения максимального успеха при тестировании экзаменующемуся целесообразно избрать следующий порядок выполнения заданий и распределения времени на их выполнение:
- разделите интервал времени, отведенный на выполнение тест, на три части, и
за одну треть этого интервала попробуйте решить все задания теста.
- те задания, для выполнения которых требуется больший интервал времени
или, относительно которых, есть неуверенность в правильности
предполагаемого ответа, лучше пока пропустить и не записывать
сомнительных ответов.
Такая тактика необходима для того, чтобы не потерять слишком много времени на размышления и попытки решения, одного из двух трудных заданий в самом начале работы над тестом. Недостаток времени на выполнение остальных заданий может привести к досадным ошибкам при решении более легких заданий или к тому, что к решению некоторых простых заданий вы не успеете даже приступить
Второй этап – выполнение заданий, вызвавших затруднения и отложенных при первой попытке решения.
На этом этапе целесообразно распределить время на решение каждой из оставшихся задач примерно поровну, а не засиживаться над первой из них до упора.
Пройти все оставшиеся нерешенные задачи не более чем за 15 минут, и тогда еще останется время на те задания, которые не удалось выполнить с двух попыток.
Теперь, когда выполнены почти все задания теста, можно спокойно подумать над оставшимися двумя-тремя задачами.
Если все задания выполнены ранее окончания отведенного на тест интервала времени, разумно не проявлять самоуверенности и не спешить сдавать свою работу. Есть возможность еще раз, спокойно и не торопясь, проверить, правильно ли поняты условия каждого из заданий и смысл поставленных вопросов, правильно ли записаны полученные ответы.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, разработана Виктором Федоровичем Шаталовым: особенности данной технологии легко усваиваются учащимися, и они сами, самостоятельно, начинают составлять схемы, алгоритмы, таблицы, помогающие усваивать и закреплять знания по любым учебным предметам.
Схемы, таблицы, алгоритмы, использующиеся в опорных конспектах, развивают аналитические способности учащихся и являются хорошим средством активизации из зрительной памяти.
В большей же степени эффективность использования данной технологии при подготовке к ЕГЭ объясняется особенностями ее содержания.
Материал вводится крупными разделами (что немаловажно при организации процесса подготовки к ЕГЭ, когда по программе на повторение какого-либо раздела отводится всего 1-2 часа).
Учебный материал компонуется блоками, что существенно облегчает учащимся процесс восприятия и усвоения учебного материала.
Учебный материал оформляется в виде опорных схем-конспектов.
Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению или повторению единицы информации, а также введены знаки, привлекаемые для конкретизации абстрактного материала (буквы, цифры, шифры, слова). В опорных схемах-конспектах можно использовать дополнительные средства выражения: рисунки, геометрические фигуры, схемы, графики, чертежи, цвет. Такая подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного материала по отдельно взятой теме или разделу.
Опорные схемы-конспекты являются удобным способом перевода теоритических знаний по предмету на конкретный языковой материал.
В пользу применения данной технологии при подготовке к ЕГЭ говорят ее классификационные параметры, целевые ориентации и принципы:
Данная технология является массовой и рассчитана на все категории учащихся;
По организационным формам эта технология может быть и традиционной классно-урочной, и групповой, и индивидуальной;
Указанная технология дает возможность использовать многократное повторение с обязательным поэтапным контролем, предусматривающим:
выполнение тренировочных заданий, специально подобранных по данной теме или разделу;
выполнение обобщенных и типизированных заданий, представленных в тестах, специально взятых из различных пособий рекомендованных Министерством образования Российской Федерации и нацеленных на предупреждение характерных ошибок, допускаемых учащимися при выполнении соответствующих заданий на ЕГЭ.
Виды подготовки к ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ может проводиться в виде дополнительных занятий, на которых обучающиеся не должны заново изучать всю программу по предмету. Школьники должны узнать о тех особенностях тестирования, которые позволят им получить максимум баллов. Это подготовка не просто к экзамену, а именно к ЕГЭ: это значит, что школьник во время обучения должны:
получить навыки тестирования;
понять особенности формулировок заданий;
научиться распределять время на выполнение тестовых заданий
узнать о самых распространенных ошибках;
узнать, какими критериями руководствуются эксперты при проверке тестовых заданий;
узнать по каким темам больше всего вопросов в тестах и т.д.
Подготовка к ЕГЭ через Интернет позволяет:
получить теоритические материалы к каждому типу заданий;
познакомиться с разбором каждого типа заданий;
узнать задания, которые вызывают наибольшие трудности (по результатам анализа статистических материалов);
работать на электронном тренажере;
пройти контрольное тестирование;
получить рекомендации по подготовке к ЕГЭ.
Таким образом, для качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ необходимо вести целенаправленную работу как на уроках, так и на дополнительных занятиях по формированию и развитию умений и навыков выполнения заданий ЕГЭ. Кроме того, необходима база данных тестовых заданий, которые могут использовать учителя-предметники для систематизации контроля знаний обучающихся.