Статья о приобретении опыта сдачи международных экзаменов по АЯ.
Кембриджские экзамены для детей 7-12 лет: cдавать или не сдавать?
Основным аргументом противников этого достаточно раннего экзамена является боязнь спровоцировать излишнюю стрессовую ситуацию для ребенка.!!!!! Большинство людей не могут относиться к экзаменам равнодушно. Для одних время сдачи экзаменов связано с неприятной необходимостью, для других возможность продемонстрировать свои знания - «интеллектуальный праздник». От чего зависит, какие чувства из данного диапазона переполняют экзаменующегося? Ответ кажется очевидным.
Даже самые робкие и неуверенные в себе ученики становятся бесстрашными и непобедимыми «воинами», если они закалены тренировками и вооружены знаниями. Именно возможность получить опыт сдачи экзаменов, столь необходимый детям для подготовки к различным испытаниям в нелегком процессе учения, явилась одной из причин того, что Young Learners Exams проводятся в Первой Московской Гимназии более семи лет.
Данный экзамен, предназначенный для младших школьников и состоящий из трех частей (Starter, Movers, Flyers), появился много позже других Кембриджских экзаменов, а именно в 1997 году. Главная цель сдачи каждой части экзаменов - получить независимую оценку экспертов знаний учащегося. Экспертами в данном случае являются носители языка. Письменные работы отправляются на проверку в Кембридж. Сертификаты получают все кандидаты, вне зависимости от результатов, с указанием заработанных баллов по всем проверяемым компетенциями, а именно: чтение и письмо, аудирование и говорение. Из результатов можно узнать, какая часть экзамена выполнена успешно, а над чем надо еще поработать.
Процедура сдачи большинства более серьезных экзаменов из серии Кембриджских, в том числе дающих право поступления в вузы и школы всех англоязычных стран, занимает 5-6 часов напряженной экзаменационной работы. Такую нагрузку трудно выдержать без хорошей предварительной подготовки, предусматривающей знакомство с форматами заданий. Роль первой ступеньки успешно выполняют YLE.
Не смотря на то, что
Не менее важен факт, что многие российские школы и ВУЗы в разработке своих тестов опираются на компетенции и уровни, соответствующие системе Кембриджских сертификатов. Успешные результаты YLE соответствуют уровню А1 Совета Европы.
Процесс подготовки состоит не только в тщательном повторении пройденного на уроках английского языка, но и в отработке навыков работы с заданиями определенного типа, соответствующими формату данного экзамена. Помимо прочего, подготовка к экзамену и процедура его сдачи, являются не только полезным опытом, но и превосходным ресурсом для развития общеязыковых знаний и коммуникативных умений.
Интересно, что думают ученики 4 класса, которые впервые сдавали часть Starter в прошлом году? Пожалуй, одно из самых ярких впечатлений - воспоминание ученицы 4А класса Виктории Т.: « Я думаю, что для нас всех этот экзамен показался в какой- то степени сложным, а в какой-то легким. Ведь сами посудите, всегда пугает неизвестность, когда идешь на экзамен. И тебя мучают вопросы: «Что там будет? А вдруг я не справлюсь?» Весь день ходишь как зомби с одной мыслью: «Сегодня будет экзамен!!!» Хорошо, ты пришел, дали задание, ты сидишь, пишешь, время закончилось, пора сдавать работы и начинается коротенькая переменка. Все трясутся и спрашивают друг друга кто что написал. И так несколько раз. В целом экзамен пошел мне на пользу, и я надеюсь, что в следующем году все будет еще лучше». Вика права, лучше пережить подобные экзаменационные волнения как можно раньше и с нетерпением ждать следующее испытание. К слову об итогах, не секрет, что учителя английского языка нашей школы были отмечены грамотой центра ВКС в связи с блестящими результатами детей на экзамене.
В английском языке есть особое слово, к которому трудно подобрать русский аналог, это слово -“challenge”. Оно означает вызов на соревнование, трудности, препятствия, а также и стимул для развития, то есть все, что нужно для воспитания настоящих чемпионов. Возможно, этот первый серьезный независимый экзамен станет для наших детей подобным явлением, если с помощью учителей и родителей они получат такую возможность?
Задание № 1
Формулировка задания достаточно четкая и ясная, однако необходимо обращать особое внимание на выбор предложения наиболее походящего к части статьи, чтобы предотвратить выбор предложения просто похожему по смыслу.
Формат данного задания тоже может вызвать затруднения при недостаточной тренировке данного вида чтения (skimming) подразумевающего умение быстро понять смысл целого отрывка без опоры и с опорой на ключевые слова.
Пример. F-7
Неумение вычитывать ключевые слова (слова - референты) и незнание, что в предложениях и частях текста ключевые смыслы всегда выражены разными словами также являются распространенными причинами ошибок.
Пример. all kinds of people – all classes ( части А -2), are not always correct – they may reflect… but not all by any means( части С- 5), not regarded with respect – considered to be lowest of the low ( части E- 1) и т.д.
Лексика, грамматические структуры и смысловые связи в тексте не являются сложными, но их неправильная интерпретация при поверхностном чтении и отсутствии проверки приводят к ошибкам.
Пример. Одинаковые и однокоренные слова в предложениях и частях статьи могу вызвать дополнительные затруднения и привести к неправильному выбору:
предложение B- preferable и часть 3 - prefer.
Задание № 2
Данное задание кажется проще, чем предыдущее по всем критериям. Поскольку задание подразумевает более детальную проверку понимания текстов (scanning), читающий настраивается на более внимательное чтение, не допускающего поверхностное восприятие. Более того, множественный подбор традиционно считается более простым заданием. Тем не менее, студенту приходится продемонстрировать не только умения аналитического чтения, но и понимание подоплеки высказываний. Задания такого рода содержат множество ловушек, так как понимание скрытого смысла высказывания или текста может быть искажено субъективным мнением читающего или являться правильным по общепринятой логике, но не соотносящегося с контекстом.
Сложность у меня вызвал только последний вопрос, так как оценка отношения мамы к занятию дочери как « doesn’t share her daughter’s enthusiasm…» не кажется мне достаточно корректным ни по отношению к высказыванию F, ни по отношению к другим высказываниям.
Задание № 3
Задания, проверяющие использование языка представляется более сложным, так как оно проверяет не только навыки чтения, но знания грамматики и лексики, а также языковую догадку. Объем знаний, необходимых для успешного выполнения такого рода заданий достигается регулярным чтением текстов различных форматов и разной степени аутентичности, выполнения множества грамматических и лексических заданий, то есть огромным многолетним трудом. Недостаточная проработка на подготовительном уровне может быть скомпенсирована хорошим языковым чутьем, но только отчасти. Некоторые ответы нужно просто знать.
Пример.22 company established itself, 34 TV news had completely taken over the role..etc.
По моему мнению, задания на использование языка как нельзя лучше проверяет глубину академических знаний языка и о языке.
Оправдаются ли мои опасения по поводу возможных сложностей и ошибок, покажет выполнение заданий учениками.