Использование инновационных технологий на уроках русского языка как условие обеспечения качества современного образования
Учить по- новому
/из опыта работы учителя русского языка и литературы
Жанпеисова Турсын Игентаевича/
В этом сборнике дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.
Предназначено студентам, учителям желающим работать в свете применения новых педагогических технологии в своей работе
1463367-224790
Жанпеисов Турсын Игентаевич
учитель русского языка и литературы, истории и географии средней школы-гимназии №19 имени М. Жумабаева, города Талдыкорган, Алматинской области.
Образование –высшее. Семипалатинский государственный педагогический институт, филологический факультет, 1982 год.
Семипалатинский государственный педагогический институт, историко-географический факультет.
Учитель высшей категории.
Стаж работы-32 года.
«Использование инновационных технологий на уроках русского языка как условие обеспечения качества современного образования»
Содержание
Введение.
Глава1.
1.1 . Осуществление государственной программы «Триединство языков» в
Казахстане.
1.2. Русский язык в современном мире.
Глава 2.
2.1. Проблемы и задачи стоящие перед учителем и школой.
2.2. Понятие и классификация инновационной технологии.
2.3. Из опыта работы. Приемы и методы использования инновационной
технологии на уроках русского языка.
Глава 3.
3.1. Результат работы с инновационными технологиями.
3.2. Заключение.
Изучение русского языка наряду с другими иностранными языками особенно актуальнастало после придания казахскому языку статуса государственного и в связи с выходом в свет Закона о языках в Республике Казахстан, где говорится «...наравне с казахским языком официально употребляется русский язык».
Осуществление государственной программы «Триединство языков» казахского, русского и английского языков играет огромную роль в воспитании патриотизма и интернационализма, толерантности, культуры.
Русский язык- это язык русского народа и язык межнацинального общения. Изучение русского языка открывает окно в мир, является важным фактором межнационального согласия в нашей стране и безусловным гарантом дружбы Казахстана с Россией, Англией и другими государствами на планете.
На русском языке говорят , пишут, думают многие люди из разных стран мира. Он стал языком общения нашего государства.
На сегоняшний день в Казахстане русский язык является основным профилирующим учебным предметом.
Русский язык предстает в виде совокупности правил, усвоения которых обеспечивает в первую очередь правильное и логически стройное владение языком.
Нормативное изучение языка сочетается с другими задачами- ознакомить богатством, гибкостью и красотой родного языка.
Вот поэтому, перед учителями русского языка стоит нелегкая задача-научить детей-казахов русскому языку.
В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему» . Сегодняшние дети- зто будущий мир! Передо мной , как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентноспособной личностью?», «Как повысить качество обученности школьников?». В поисках решения этих проблем и складывается система моей работы.
На протяжении нескольких лет своей работы и моих коллег, я пришел к выводу, что современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами.
Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества.
Как говорил Вольтер: «Все что становится обыденным, мало ценится».
В 2016-2017 учебном году и в ближайшие годы планирую работать над проблемой « Использование инновационных технологии на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования».
В ходе профессиональной работы решаю следующие задачи:
обеспечение высокого уровня преподавания предметов;
использование новых технологии в обучении;
формировать у обучающихся стремления к достижению творческих результатов деятельности;
технологизация и компьютеризация учебно-воспитательного процесса.
Технологии:
творческая работа;
личностно-ориентированный подход на уроках;
информационные технологии;
технология развития умственной деятельности обучающихся.
Ожидаемые результаты:
повышения образованности школьников;
развитие связной речи обучающихся;
овладение умениями самостоятеьно работать с текстом;
совершенствование речевого общения;
формирование стремления к достижению творческих результатов деятельности.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
«Инновация» в переводе с латинского языка «иннове» с английского (innovation) означает «обновление , новшество или изменение, т.е. можно сказать, что понятие «новое» напрямую связано с инновацией.
Слово инновация появилось в XVII веке. Русский аналог этому слову- нововведение.
Нововведение может очень быстро стать достоянием многих, войти в массовую образовательную практику, но затем может также современем устареть.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
соответсвие концепции гуманизации образовании;
преодоление авторитарного стиля в системе преподавани:
использование личностно-ориентированного обучения;
поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
самостоятельной творческой деятельности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
развитие критического мышления;
дифференцированный подход к обучению.
Основными принципами инновационного обучения являются:
креативностьт т.е. (ориентация на творчество);
усвоение знаний в системе;
нетрадиционные формы уроков;
использование наглядности;
Готовясь к каждому уроку непременно обращаешься к достижениям передового научного опыта учителей- новаторов. Хочется отметить современное труды наших отечественных и зарубежных ученых как Л. Н. Муфталову, А. О. Оразахынову, Ж. Караева, М. Жанпеисову, Л. Жаналину и Ш. А Амонашвили, В. П. Беспалько, С. Н. Лысенковой, В. К.Дьяченко и многих многих других.
Говорить о современном уроке можно говорить много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик и приемов? Как это совместить в рамках одного урока? Ответ прост- нужен адаптивный урок.
Адаптивный урок- это сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха : результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.
В качестве примера использования инновационных технологии по русскому языку представляю к Вашему вниманию урок с комментарием и презентацией в 5 классе по теме «Родительный падеж существительного»
В начале , чтобы урок прошел живо, интересно, плодотворно определяю целевую установку, выделяя при этом обучающие, развивающие и воспитывающие задачи. Вместе с тем определяю психологическую цель урока. Целенаправленное воздействие на сознание учащихся, развивать мышление и память.
В зависимости от типа урока соответствующие методы и приемы. Урок, в зависимости от обстановки, начинаю с психологического настроя.
Давайте поприветствуем, посмотрим друг на друга, улыбнемся и пожелаем друг другу доброго настроения.Пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом . Успехов и удачи.
Давайте , ребята, мысленно пожелаем Всем отдохнуть на нашем уроке , пожелаем себе и своим одноклассникам что-нибудь хорошее.
Такой настрой позволяет создать хорошую атмосферу в классе. Довольно успешно используется в учебном процессе технология критического мышления через чтение и письмо. Данная технология включает в свой состав разнообразные стратегии.
В начале урока ученица прочитала стихотворение «Родной язык» известного казахского поэта К. Мырзалиева
Узнай родной язык
В нем сила и свобода
Узнай родной язык,
В нем государство гордость
Родной язык- в нем честь
и совесть человека .
Учи чужую речь,
Свою цени навеки.
При чтении стихотворении использовали элементы технологии
критического мышления РКМЧП- надпредметную , т. е. Первую стадию «вызова», во время которой у учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения данного предмета.
Затем знакомлю учащихся с планом, задачами и эпиграфом к уроку. Эпиграф на уроке полезен тем, что он заостряет внимание, подталкивает на творческую мысль.
К примеру «Правило учи всегда,
Применяй толково.
Будешь грамотным тогда
В полном смысле слова». / строки из стихотв./
Или же, «Начинается урок
Он пойдет нам впрок
Будем знания добывать
Чтоб с успехом применять».
Затем проводится лингвистическая разминка /соревнование команд/. Иногда этот вид работы можно назвать «мозговой штурм», «мозговая атака», «лидерские гонки».
Технология брейнсторминг (мозговой штурм)представляет собой метод коллективного поиска новых идей для решения творческих задач. Основателем данного метода считается американский морской офицер Алекс Осборн , который создал школу изобретателей, теоретически обосновав и апробировав метод «мозгового штурма» оказавшийся универсальным в прменении в экономике, политике, криминалистике и других сферах. Данная технология с успехом применяется и в педагогике.
Проводится словарная работа /поисково-исследовательская работа/.
Задание, найти в словаре С. И. Ожегова толкование слов «Лингвист», «Билингвист», «Полиглот».
Лингвист- человек, изучающий язык.
Билингвист- человек, владеющий двумя языкам.
Полиглот- человек, знающий много языков.
Эти слова и будут названием трех команд.
Команда «Лингвист». Девиз: «Мир освещается солнцем, а человек знанием».
Команда «Билингвист». Девиз: «Сильны победит одного, ученый –тысячу».
Команда «Полиглот». Девиз: «Грамоте учиться- вседа пригодится».
Чтобы урок был эффективным в процессе урока использую подручные материалы: таблицы, карточки, картины, перфокарты, опорные схемы, сигнальные карточки. Такой вид работы помогает зрительно в системе увидеть содержание материала .
Три члена команды работают на интерактивной доске , остальные на местах работают на разноуровневых перфокартах и карточках.
В работе необходима дифференциация в обучении русскому языку. Сущность ее состоит в том, что к ученикам предъявляются разные
требования. Опыт показывает, что деление учащихся на группы с учетом
индивидуальных способностей дает хорошие результаты.
Основа разноуровневого обучения составляет система дифференцированных заданий.В основу же системы я положил технологию дифференцированного четырехуровневого обучения академика Беспалько В. П.
1 уровень –ученический
2 уровень- типовой
3 уровень- эвристический
4 уровень- творческий
За выполнения заданий 1-го уровня ученик получает «удовлетворительную» оценку, 2- го уровня оценку «хорошо», 3 и 4-го уровня – оценку «отлично».
При такой системе активизируется учебная деятельность школьников.
Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную групповую, индивидуальную. Выделяется 3 типа дифференцированных программ А, В, С разной степени сложности. Задание программы А- как базовый стандарт , должен уметь выполнить каждый обучающиеся. Программа В обеспечивает овладение обучающего с общими и дополнительными сведениями. Выполнение программы С поднимает обучающегося на уровень осознанного, творческого применения знаний.
При работе по перфокартам у доски использовали технологию интерактивного обучения. Технология интерактивного обучения – это взаимодействие учителя с учащимися посредством современных технических средств обучения.
Использую опорный сигнал. Опорные сигналы и схемы стимулируют прочное запоминание вопросов /Учащиеся дают монологический ответ на конкретно поставленные учителем вопросы по программе А, В, С./
Слайд №1. Вопросы:
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв в русском языке?
Сколько согласных букв в русском языке?
Какие буквы не обозначают звуков?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Слайд №2. Дом-таблица.
Слайд №3. Диаграмма Венна.
4234815355602025015-2540-15621035560
Слайд№1 Слайд №2 Слайд№3
В диаграмме Венна рисуются два пересекающихся круга. В месте их пересечения записываются сходная информация, в непересеченных частях – то, что характерно только для одного источника информации. Диаграмма Венна позволяет находить сходство и различия в чем-либо на приемов и синтеза. Диаграмму Венна также можно использовать при изучении сложного предложения для сравнения ССП и СПП.
Инновационный метод Кластера. Повторение темы «Имя существительное»Слайд №4.
229171553975-381073025
Слайд№4 Слайд№5
Чем ярче будет урок, тем лучше он запомнится детям. Это простая и далеко не новая истина известна, пожалуй, каждому учителю. Предлагаю рассмотреть прием кластеров («гроздья», «осьминог», «снежинка», «еж» ).
Он может применяться для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.
В центре «Имя существительное»,а вокруг нее все грамматические характеристики этой части речи, причем постоянные признаки можно записывать отдельно от непостоянных – как бы в два круга. Система кластеров позволяет охватить большой объем информации.
Следующее задание командам . Элементы занимательной грамматики. Вставить нужное слово в пословицу и сказать на казахском языке.
Вопросы – шутки. Логическая задача.
Игровая технология как метод обучения используется с древности. Он способствует воспитанию познавательных интересов и активизации мыслительной деятельности учащихся от незнания к знанию.
Метод Синквейна (франц. Пять строк).Наиболее эффективен после завершения новой темы, например, после изучения темы «Имя существительное»1.Обозначает предмет. 2. Кто? Что? 3. Одушевленное, неодушевленное. 4. Собственное и нарицательное. 5. Является подлежащим.
Сохранение и укрепление здоровья детей- приоритетное направление моей работы. Здоровьесберегающий компонент должен обязательно присутствовать в учебном процессе.
Здоровьесберегающую технологию разработал российский доктор В. Ф. Базарный. Данная технология непросто укрепляет и развивает здоровье детей, но и в более короткие сроки снимает перегрузку и переутомление школьников.
Слайд№5. Зрительная гимнастика. Методика: 1. Нарисуем образно снеговика. 2. Встаньте, Похлопайте 3 раза глазами. Вверх, вниз, влево, вправо. Напишите глазами свое имя. Похлопайте глазами 3 раза. Садитесь.
Предлагаемая гимнастика укрепляет мышцы глаз, улучшает кровообращение глаза, расслабляет и снижает утомляемость глаз, улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Разработка новых технологии- процесс непрерывный. Определенная часть названных здесь технологий хорошо известна и активно используется в практике. Успешность любой инновационной технологии зависит от личности учителя и психологической грамотной направленности его педагогическая деятельность.
Как говорил методолог Д. Пойа: «Хороших технологии существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
-Разнообразные приемы, методы, инновационные технологии- это не самоцель;
-Важен результат;
-Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников;
Новые инновационные технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное, приносят радость.
И все же главной задачей остается для нас учителей русского языка и литературы в казахской школе усвоение литературной языковой нормы. Научить детей-казахов литературному языку, чтобы они могли свободно понимать русскую речь, а также умели обнаруживать , исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний. Над чем мы и работаем.
Использованная литература:
Закон о языках в РК. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.01.2014 г.)
Современные педагогические технологии обучения.(1,2 книга) Алматы,2007 г.
Методический журнал «Русский язык и литература в казахской школе».
Селевко Г. К. Современные педагогические технологии. Народное образование. Москва, 2005
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. Москва,2003
Антипова, Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Стандарты и мониторинг-2011//