ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА
(КАК СОЗДАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ)
Н.А. Кунгурова,
учитель информатики
Г. Новоуральск
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. В рамках реализации Программы воспитательной деятельности школы и Программы гражданско-патриотического воспитания школьников в нашей школе организован ПРЕСС-ЦЕНТР.
Что же такое – школьная газета и какая роль отведена ей в школе? С такого опроса (в письменной или устной форме) мы ежегодно начинаем работу пресс-центра, цель которого - выпуск школьной газеты, информирующей коллектив учащихся, учителей и родителей о событиях школьной жизни, формирующей духовно – нравственные ценности, рекламирующей интересные инициативы и достижения учащихся школы.
Таким образом, Пресс-центр выполняет следующие задачи:
дать предоставление об основных этапах создания школьной газеты,
изучить основы редакционного менеджмента,
изучить основы газетного дизайна и верстки,
осветить в газете события школьной жизни,
продолжить формировать информационную культуру школьников,
развивать грамотную речь,
изучить методы сбора и обработки информации,
развивать интеллект, творческие, коммуникативные способности.
В работе я учитываю Методические принципы:
личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).
Как мы делаем газету?
1 ЭТАП – СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
411480043815Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.
Мы начинаем с того, что в сентябре на самом видном месте и школе размещаем красочное, похожее на яркую афишу или плакат - объявление.
На собрании объявляется, в каких помещениях и кто проводит занятия, проходит обсуждение деятельности ПЦ, самоопределение ребят. В частности, мы заполняем таблицу членов редакционного коллектива. Непременным условием успеха нужно считать принцип «Каждому дело по душе».
Надо постоянно нацеливать детей изъявивших желание работать в школьном пресс-центре на то, что юнкоровская работа не так легка, как сразу кажется. Надо дать ребятам почувствовать ее важность для школы. Поэтому, в конце встречи, каждый из пришедших получает конкретное задание (фотолюбителям даются задания срочно сделать снимки предстоящего события, корреспондентам предлагается несколько тем, чтобы написать заметки, зарисовки и т.п.)
В детское объединение входят учащиеся 1-11-х классов. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, и могут быть сменными в течение творческого процесса.
Вот примерный перечень редакционных обязанностей.
1. Главный редактор
3. Дизайнер
4. Журналисты
5. Фотокорреспонденты
6. Корректоры
7. Верстальщики
Для работы редакции необходимы корреспонденты. Хорошо, если это будут ребята разных возрастов, ведь читателями станут все школьники. Корреспондент собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй – об экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок. Целесообразно спросить рекомендации и учителей русского языка и литературы, которые знают талантливых ребят.
Работа выпускающего дизайнера: проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.
Верстальщиками стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher. Они осуществляют верстку газеты, занимается макетированием издания и его выпуском.(Художник-шрифтист разрабатывает заголовки, заставки).
Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого. А если есть ребенок, посещающий фотокружок, то важно привлечь именно его. Фотокорреспонденту также заказывают иллюстрации к материалам.
Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры. Численный состав редакции зависит от количества учеников в школе и может колебаться.
Кроме того, 1 раз в месяц мы встречаемся с представителями классных коллективов, которые также участвуют в обсуждении номера.
Такой состав пресс-центра позволяет наиболее полно и всесторонне освещать жизнь школы. Ведь одна из заповедей юных корреспондентов как раз гласит: «юнкоры — глаза, уши и голос совета школьного актива».
Как по-вашему, кто должен выполнять функции редактора?
В большинстве случаев редакторы школьных газет - взрослые. Может: и нелогично, но ведь необходимо осуществлять контроль, планировать - рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие материалы.
Лучше, когда редакторов два. У нас это учитель русского языка и литературы, осуществляет планирование номера, сбор материалов, корректуру; и учитель – информатики, который отвечает за технические вопросы, т. е. занимаются с ребятами версткой, макетированием, оформлением и тиражированием. Спустя время, когда дети освоятся - работе редакции, можно и старшеклассникам доверять выпуск газеты - это стимулирует их деятельность, и делает номер более привлекательным для учеников.
2 ЭТАП – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУХА ГАЗЕТЫ.
Следующий вопрос, который стоит перед редакцией – какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и придти к общему мнению относительно проекта.
Чтобы газета производила на читателя приятное впечатление, необходимо определить:
1. Какое у нее будет содержание. Прежде всего, у нас должно быть, что сказать ценного и нового.
2. Очень важны убеждения газеты, ее позиция по тому или иному вопросу.
3. и Голос газеты - это тон, заданный общим стилем ее материалов.
Для этого, мы на одном из первых занятий рассматриваем портрет потенциального читателя.
Так дружным редакционным коллективом мы определяем
какого характера информацию будем размещать в газете?
с какой частотой будет выходить газета?
а также предполагаемый вид, формат и объем газеты?
3 ЭТАП – РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАБОТЫ ПРЕСС-ЦЕНТРА
Редакция облегчит свою задачу, если выпуск газеты будет идти по плану. Газета, выходящая от случая к случаю, заполненная материалами, перепечатанными из других газет и журналов, мало заинтересует ребят. Редакции следует продумать линию, стратегию и тактику газеты по всем вопросам. Задача – быть всегда в гуще событий, сделать школьную газету актуальной и злободневной. План газеты состоит из двух частей: структуры, то есть порядка, в котором идет ее содержание, и дизайна - облика газеты.
Примерный ПЛАН работы.
Подготовительный этап:
Разработка и создание структуры редакции школьного СМИ;
Распределение обязанностей между учащимися, вошедшими в редакционный коллектив;
Теоретический этап:
Организовать обучающие занятия по специальностям:
Обучение основам журналистики и издательского дела.
Информационные технологии:
- работа с программами: Acrobat Reader, Abode PhotoShop, Publisher, Microsoft Word, Abode Page Marker;
- работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером.
3) Проектный этап:
Выбрать название газеты, логотип (если газета создается впервые).
Сбор информации и подготовка земеток.
Организационно-обобщающий этап:
Регулярный выпуск школьной газеты (определить дату выпуска).
Участие в конкурсах.
4 ЭТАП –ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.
О чем писать ребятам? Часто ребята не представляют, о чем можно написать в газету. А написать можно практически обо всем. О том, например, как ребята учатся, как занимаются спортом, о любимом кружке, о своем друге. А разве мало вопросов волнует ребят. Часто они обсуждают, всегда ли правы взрослые, откуда в людях жестокость, как бороться с несправедливостью, кого можно считать настоящим другом. Разве это не может стать темой для заметки? Ребятам хочется получить ответ не от взрослых, а именно от своих сверстников, сравнить собственный взгляд на проблему с мнением одноклассников. Хочется научиться размышлять, спорить, доказывать. Пишите об этом. Самое главное – постарайтесь сделать газету интересной: заинтригуйте читателя материалами об интересных событиях, обсуждением на страницах газеты сложных проблем молодежной жизни, привлекайте к дискуссии читателей, печатайте школьную рекламу, истории с продолжением, фоторепортажи и т.д.
Нельзя отказываться от помощи представителей психологической службы, педагога-организатора. Эти люди всегда в курсе происходящих в школе событий, они помогут в выборе темы, прокомментируют уже подготовленный материал.
Как родятся рубрики? Откуда корреспонденты будут брать материал? Какие формы работы они будут применять? (изучать источники, проводить акции, опросы, изучать архивные данные…)
Мы подошли с вами к другим полномочиям пресс-центра:
проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,
брать интервью,
опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,
содействовать развитию различных форм активности учащихся,
проводить конкурсы, проводить праздники,
формулировать проб
лемы и ставить их для решения на соответствующем уровне,
использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику,
распространять газету среди учащихся и учителей школы,
представлять наиболее активных членов пресс-центра администрации школы для награждения и поощрения за вклад в работу школьной прессы.
Ценность газеты зависит от богатства редакционного портфеля. Редакция обязана заботиться о разнообразии: длинные статьи должны сменяться короткими, серьезные - шутливыми, трудные - легкими. Допустим, в школе был спектакль или проводилась экскурсия. Об этом написали целых четыре корреспондента. Что лучше: дать все четыре статьи в одном номере или по одной в разных номерах? Можно сделать из них тематическую подборку или открыть рубрику “Круглый стол” на тему… Газета - как букет из разных цветов. Насколько этот букет красивее, когда есть из чего выбирать!
5 ЭТАП – ВЕРСТКА ГАЗЕТЫ
"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание, как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.
Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по волейболу. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.
Практика показывает: газеты, изданные компьютерным способом, зачастую имеют более презентабельный и читабельный вид, нежели те, которые отпечатаны в типографии.
6. ФИНАНСЫ
Это один из самых важных вопросов. Где же взять деньги на выпуск газеты? Следует решить несколько вопросов: Какой будет ваша газета – цветной или черно-белой, какого формата? Обратиться за помощью или попытаться выпускать газету самостоятельно?
1. В черно-белом виде и формата А4 обойдется несравненно дешевле.
2. За помощью можно обратиться и к городскому печатному изданию.
3. Электронный вариант, который можно скопировать или посмотреть на сайте школы.
Какой бы способ финансирования вы ни нашли, его можно сделать полезным для газеты. Все зависит от вашей коммуникабельности и желания.
Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе.
ЛИТЕРАТУРА
Система средств массовой информации России: Учеб. пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.
Типология периодической печати: Учеб. пособие / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2007.
Чемякин Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. Екатеринбург, 2006.
http://www.ynpress.comыhttp://journal.spbu.ru/wp/http://supress.ru/http://www.evartist.narod.ru/text16/085.htm
http://supress.ru/about/