Программа школьного пресс-центра «Учебная редакция»
Программа внеурочной деятельности учащихся«Учебная редакция»
Направление: познавательно-нравственноеВид деятельности: проблемно-ценностное общениеВозраст учащихся: 9-10 лет (3 класс)Разработчик: Кокорина Светлана Анатольевна
Паспорт программы
Наименование программы «Учебная редакция»
Направление познавательно-нравственное
Классификация по функциональному предназначению – учебно-познавательная.по форме организации – групповая.по времени реализации – годичная.
Учредитель МАОУ СОШ № 8
Целевая группа наполняемость: 15 человеквозраст учащихся: 9 - 10 лет
Цель программы воспитание нравственных чувств, создание условий для успешной социализации посредством развития творческих и коммуникативных способностей
Задачи программы 1. Научить детей использовать различные источники информации.
2. Сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников.
3. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы.
4. Изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру.
5. Изучить рекомендации по написанию статей и журнальные стили.
6. Разработать структуру и оформление информационного бюллетеня, создать информационный бюллетень.
7. Привлечь детей к использованию современных технологий для создания, проверки и выпуска информационного бюллетеня.
8. Разместить результаты работы в сети Интернет (на сайте школы), привлечь ученическое и педагогическое сообщество к достижениям школы
Сроки реализации 6 месяцев
Количество часов 17 часов
Ожидаемые результаты Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.Третий уровень результатов — получение учащимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
Пояснительная записка
Информационное общество, в котором мы живем, многие исследователи называют «обществом знаний». Знания о психологических процессах в массовых коммуникациях СМИ и Интернета приобретают сегодня особое значение. Очевидно, что в современном обществе изменяются требования, предъявляемые к человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. Большая часть нашей жизни – встречи и контакты. Обладая навыками общения, знаниями о людях и отношениях, мы не задумываемся о том, умеем ли мы общаться, какова степень нашей коммуникативной компетентности. Правильное понимание других людей, отношений с ними, способность прогнозировать развитие ситуаций общения – жизненно важные умения. Программа разработана на основе ФГОС.В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого – начала двадцатого века. Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура). Кружок – это арена, где они могут отработать навык защиты своей точки зрения, умения среди хаоса событий найти важное и значимое для себя и других, умения среди огромного потока информации отобрать то, что необходимо конкретно им. И главное, они научились задавать вопросы и искать на них ответы. И теперь всему этому они обучают тех, кто только что пришел в кружок, тех, кто только что вступил в нашу дружную семью юных журналистов.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема занятия Форма проведения Количество часов
1. Вводное занятие Беседа 1
2. Личность журналиста. Качества, необходимые журналисту. Беседа 1
3. Основные жанры публицистического стиля Беседа 1
4. Информационные жанры Диалог 1
5. Работа над версткой номера газеты Беседа. Диалог. 1
6. Язык газеты, его специфика. Беседа. Диалог. Практическая работа 1
7. Редактирование текста. Беседа. Практическое занятие. 1
8. Как найти тему. Дискуссия 1
9. Заголовок. Содержание статьи Беседа. Дискуссия. практическая работа 2
10. Редакция газеты. Право на свободу слова и цензура Беседа 1
11. Макет газеты Лекция. Беседа. 1
12. Разработка макета проекта Практическая работа 2
13. Создание выпуска газеты Практическая работа 2
14. Итоговое занятие Дискуссия. Дебаты 1
Итого 17
Содержание программы
№ Наименование темы Содержание занятия
1 Вводное занятие Общее ознакомление с профессией журналиста. История кружковой работы. Цели и задачи кружка.
2 Личность журналиста Качества, необходимые журналисту Стиль работы журналиста. Тон, манеры
3 Основные жанры публицистического стиля Письмо. Очерк. Эссе. Особенности и специфика
4 Информационные жанры Хроника. Заметка. Интервью. Репортаж. Особенности и специфика.
5 Работа над версткой номера газеты Отбор интересных фактов, тем и событий. Правильное составление и оформление материала. Сбор информации.
6 Язык газеты, его специфика. Особенности газетного слова. Информативный язык. Функция убеждения в публицистике
7 Редактирование текста Правила редактирования текста. Способы редактирования.
8 Как найти тему. Событие, факт. Современность, актуальность, злободневность
9 Заголовок. Содержание статьи Соответствие заголовка содержанию, тема, направленность материала. Практическая работа "Составление информационной статьи"
10 Редакция газеты. Право на свободу слова и цензура Редакция раздела новостей, постоянных разделов. Редакция макета. Основы цензуры. Этика в журналистике.
11 Макет газеты Заголовок или сведения об издании: название, логотип или символ, название команды, дата создания бюллетеня. Формат колонок. Стиль заголовков. Применение к статьям стилей и форматирования.
12 Разработка макета проекта Практическая работа
13 Создание выпуска газеты Практическая работа
14 Итоговое занятие Подведение итогов. Анализ своих работ.
Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки.В результате освоения данной образовательной программы учащиеся должны знать:
1. Основы деятельности журналиста.
2. Этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру.
3. Рекомендации по проведению анкетирования, итервьюирования, социальных вопросов.
Уметь:
1.Работать в группе, обсуждать различные вопросы.
2. Использовать различные источники информации.
3. Грамотно составлять вопросы интервью и социального опроса.
4. Использовать современные технологии для создания, проверки и выпуска информационного бюллетеня, школьной газеты, СМИ
Программа должна помочь учащимся реализовать свои творческие возможности, повысить уровень проблемно-ценностного общения, научить грамотно подготавливать материал для дальнейшей работы, публиковать собственные труды, внимательно относиться к написанному, попробовать себя в различных ролях. Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах:
- участие в выпуске школьной газеты;
- создание, публикация и защита своих работ;
- участие в различных социальных проектах.
Список литературы
Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики.- М.: Просвещение, 2006.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002.
Закон «О господдержке средств массовой информации и книгоиздания РФ» от 01.12.1995 г.
Законодательство РФ о средствах массовой информации от 1996 г.
Смирнов А. «Журналист в поисках информации». – М.: Просвещение, 1997.
Социальное функционирование журналистики. – Санкт-Петербург: СпбГу, 1994.
Спирина Н.А. Журналистика в школе.- М.: Учитель, 2010.
Краткий курс теории журналистики http://litklub.psi911.com/pravka003.htm
Правила проведения дебатов. http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9994&catalogid=27