Конспект урока по Слову о полку Игореве…
Слово о полку Игореве”.
Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово”.
В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.
В 1812 г. сборник, включавший “Слово”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова”, выполненная для Екатерины II.
В основу “Слова” положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.
Историческая справка: XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью – всего 15 княжеств. Историческая основа событий такова. В 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда половцев. Навстречу им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Игорь же не смог в это время присоединиться к Святославу. Он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу русских князей. Вот почему в следующем, 1185, году он, "не сдержав юности", двинулся в поход против половцев. Окрыленный победой Святослава, он ставит себе безумно смелую задачу собственными силами "поискать" старую Тмутаракань, когда-то подвластную его деду Олегу "Гореславичу". Он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой общерусской все это двигало им в походе. В этом черты особого трагизма похода Игоря.
Как автор изображает события, их последовательность? Почему?
Повествование прерывисто, фрагментарно, читатель не подводится к событию постепенно, а как бы сталкивается с ним. Автор “Слова” - по мнению Д.С. Лихачева, исследователя поэмы, - рассчитывал на точное знание современниками обстоятельств похода Игоря. Мы же о них узнали из исторической справки летописного толкования.
Что такое композиция? Какова она, по-вашему, в “Слове”?
поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и прошлом Русской земли. Композиция “Слова” строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.
Плач Ярославны открывает третью часть поэмы. Как видим, от последствий похода страдает не только Родина, но и близкие люди. Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнакомой”. Природа помогает ему в пути на родину.
Обобщение. В чем заключается Идейно-художественный смысл «Слова..». Поэма с гениальной силой и проникновенностью отразила в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси и, как результат, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, несших с собою смерть и разрушение. Для русского фольклора характерны прославления: ведь в сказках, как знаем мы с детства, добро всегда побеждает зло. Игорь Святославич врага не победил, но родная земля ждала его и радовалась возвращению из плена. И, отдавая дань глубокого уважения отваге и смелости русских князей и дружины, Автор завершает поэму прославлением.
Ответы на вопросы:
Есть в «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и цветовые образы – символы , например, «злачёные стрелы», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] золотое 13 L
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15 седло», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] золотое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] золотой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] золотой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] золотое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Золото – символ славы и вечности. Тогда становится понятно, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] почему 13
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15 автор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] называет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Святослава [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и что означало пересаживание Игоря из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] золотого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] седла в кощеево. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Слово [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Святослава [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] золотое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», т.е. автор тем самым подчёркивает его нравственное значение. Смена сёдел даёт зримое представление о несчастье, которое постигло Игоря. В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В "золотом слове" князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Он полон печали: "В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино 2 . Прием иносказания. Во вступлении к «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Слову [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] полку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Игореве» мы встречаемся с очень интересным выражением: “Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей...” Звучит оно иносказательно. Иносказателен и сон князя Святослава “в Киеве на горах”: его одевали чёрным покрывалом, черпали ему синее вино, сыпали “из пустых колчанов поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь”, а вороны понеслись к синему морю. Прием напевности, повторы. придают особую музыкальность Сама композиция «Слова». поэма полна народных эпитетов: синее море, борзые кони, сизый орёл, чёрный ворон, красная девица; сравнениями и метафорами, близкими к фольклору: “А Игорь-князь поскакал горностаем”, “На Немиге снопы стелют головами, молотят цепями булатными”, “кричат телеги в полуночи”, “заря свет уронила” и т.п. Яркость и образность языка одно из тех достоинств «Слова», которые сделали его произведением на века, а изобразительные средства, увиденные в нём, мы ещё встретим в нашей. Афоризмы, характеризующие самого Игоря Святославича: “Тяжко голове без плеч, беда телу без головы”, “Лучше ведь убитыми быть, чем пленёнными быть” Лирические отступления 3. Плач Ярославны. Вспомните, какое вероисповедание было на Руси в то время? Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов. Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор.Особенности характера рус. Женщины. Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.
Д/З Написать сочинение по составленному плану. Сочинение сдать не позднее, чем за 2 дня до урока.
15