конспект урока литературы по Слову о полку Игореве


Тема урока: «Слово о полку ИГОРЕВЕ» в других видах искусства
Цели: защита исследовательских проектов учащимися
Не в худой и не в неведомой земле владычествовали,
но в Русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли…
Иларион. Слово о законе и благодати (11 век)
Ход урока
I. Вступление учителя (слайд 1):
Что мне шумит, что звенит рано-рано перед зорями? Чеканные слова древней повести-поэмы завораживают, их хочется слушать и повторять снова и снова. И ещё раз обращаемся мы сегодня к замечательному памятнику древнерусской литературы – «Слову о полку Игореве».
(о целях урока)
(Слайд 2)
Не случайно к нему вновь и вновь обращаются все, кто неравнодушен к судьбам родной земли, кто, раз и навсегда очарованный музыкой древнерусского языка, стремится разобраться в тайнах этого очарования.
Здесь кружева из музыки и слов        
Для вас соткали, чтобы сердце не забыло,         Что в этом мире всё ещё жива любовь,         И только в ней смысл жизни, магия и сила…    
(слайды 3 – 5)
2. Защита проектов.
Давайте вспомним ещё раз историю открытия «Слова…»
Об исторической основе памятника расскажет:
9 – М – Дейко Никита; 9 – Б – Ширяев Виктор
(слайд 6)
Материалы о походе князя Игоря нашли отражение прежде всего в летописях (слайды 7-8)
(слайд 9 – об авторстве «Слова…»)
(слайд 10 и ссылка с него)
Очень важным компонентом любого произведения является его композиция. Исследование по этому вопоросу провёл Никита Чернышев (9 – Б, Суленко А., 9- М)
В произведении много драматических и трагических моментов. Давайте послушаем один фрагмент (слайд 11)
Очень интересным представляется вопрос о князьях – героях произведения, их родственных связях. Исследование на эту тему провели Дима Празднов и Коля Заставнюк. (Слайд 12 и ссылка) Масчев Олег?
9 – м – Жоржолиани К., Бган В.
Слайд 13 - родословная
Работа над текстом:
На следующем этапе защиты проектов мы рассмотрим несколько эпизодов из текста.
Прежде всего, это сон Святослава. Исследование Гончаренко Алёны и Пигоревой Саши – 9 – Б, Савченко Л. и Фольмера Н. – 9 – М (слайд 14)
Следующий фрагмент – ключевой для автора. Это «золотое слово» Святослава. Таня Высоцкая – 9 – Б; Кабышев, Ходакевич – 9 – М
Самым пронзительным в тексте является, конечно, плач Ярославны – причитания на городской стене одинокой женщины (слайд 15). Живайкин, Маковей – 9 – Б; плавская, Салюкова – 9 – М
Но кто же самый главный герой произведения?
Да, это, конечно же, русская земля. 9 – Б - Полукарова Лена (слайд 16 и ссылка)
9 – М – Эльпидифоров И., Ишмуратов Т.
(слайд 17)
Автор «Слова…» восхищается и русской природой. Пейзаж в произведении играет огромную роль. Исследования Шабановой Н., Тараненко Г.
(Слайд 18 и ссылка): О переводах «Слова…»: 9 – Б Бурговенко М., Горбачёв И.; 9 – м – Ветрова М., Чайковская Д.
(слайды 19 – 20 и ссылка): 9 – Б Горбач М., Емельянова Е., 9 – М Ткачёв В., Усеинов А.
«Слово о полку Игореве» вдохновило не только многих поэтов и литературоведов, но и художников, композиторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, кто создал исключительной силы произведения.
Слайд 21 – «Слово…» в музыке. 9 – Б Прохорова А., Лавриненко А.; 9 – М – Рузаева А.
Подведение итогов