Конспект урока по литературному чтению для 4 класса по произведению Л. Улицкой «Бумажная победа»
Урок литературного чтения
«Перспективная начальная школа» 4 класс
Людмила Улицкая «Бумажная победа»
Цель: привести учащихся к осознанию влияния красоты на человека на примере литературного, художественного и музыкальных произведений.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с творчеством Людмилы Улицкой; проанализировать рассказ с позиции определённой целью урока; совершенствовать навыки осмысленного чтения учащихся, умения работать со справочной литературой.
2. Развивать читательскую и коммуникативную компетентности учащихся.
3. Формировать у учащихся чувство прекрасного, развивая умение анализировать воздействие литературного, художественного и музыкальных произведений на их культуру.
Оборудование: учебники литературного чтения, справочная литература, карточки для выполнения заданий по группам, презентация, компьютер, проектор, экран, колонки.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг.момент
ХАЙ ФАЙВ
2. Актуализация знаний учащихся
-Назовите тему, которую мы изучаем по литературному чтению. Это цель нашей работы на несколько уроков.
-Чтобы достичь цели необходимо выполнить ряд задач. Вспомнив домашнее задание, сформулируйте задачу на сегодняшний урок.
- Кто автор этого произведения?
- Что вы узнали о Людмиле Евгеньевна Улицкой? Слайд 1
«Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»
Слайд 2
Нам необходимо узнать какая красота и как она воздействует на героев рассказа «Бумажная победа» Л.Улицкой.
Слайд 3
Рассказ о писателе.
Анализ содержания текста
(чтение стр. 14-15)
- Кто является главным героем рассказа?
- Что вы можете сказать об отношении окружающих к Гене?
- А как он сам относился к себе?
ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН
-Найдите все причины «нелюбви» ребят к Гене.
Как автор постарался подчеркнуть большое количество недостатков мальчика?
- В какое время происходит действие рассказа? Найдите в тексте все приметы послевоенного времени.
- Проверьте, все ли вы указали особенности того времени по диалогу наших героев на стр.24
-Действительно, обстановка послевоенной квартиры была другой. Какой предмет мебели вам незнаком?
-Каково было решение мамы?
-Как отнеслись к нему бабашка?
- Геня? Почему?
Как вы считаете, оно было правильным? ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН («все пишут раунд робин») – обучающая структура, в которой ученики по одному ЗАЧИТЫВАЮТ свои ответы по кругу, а ВСЕ остальные ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках
Фамилия, внешний вид, отсутствие отца, болезненность, постоянное сопровождение бабушки.
Несколько раз слово «помимо».
ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН
Простая одежда, подарки, обстановка квартиры, угощение в день рождения, отношение к немцам.
Этажерка.
ЭТАЖЕРКА, -и, ас. 1. Предмет мебели в виде полочек, укреплённых на стойках друг над другом. Этажерка с книгами.
- Пригласить всех на день рождения.
-Бабушка испугалась (…Ты с ума сошла…)
- Он не хотел. Боялся.
- Да
4.ЭЙ АР ГАЙД – обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения раздражителя» для активизации мышления
- Я выписала из рассказа цитаты, которые у вас лежат на столе. Ваша задача собрать группами по цвету карточек, прочитать цитаты, определить каких из героев они характеризуют. Найти те цитаты, которые указывают на изменения наших героев.
- Какие изменения происходят с героями к концу рассказа?
- Необходимо выяснить, что так повлияло на ребят. Работа в группах – анализ цитат и выбор ответа.
Чтение цитат.
Геня ...впервые мелькнуло что-то вроде гордости… Такое чувство он испытывал только во сне. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды.
Женя Айтыр
…бдительно переспросил … … впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил …
Дети
… недоверчиво и почти восхищённо произнесла … … сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения … .. все улыбались и все его благодарили… .. восхищались его чепуховому таланту… … были совершенно не злые…
Чтение отрывков текста
(стр. 18 …Все чинно расселись вокруг стола ... вслед за остальными)
- Как чувствовали себя ребята за праздничным столом сначала?
- А что изменило их состояние?
- Чье произведения играла мама?
- Что вы узнали о Шуберте?
- А вы прочитайте отрывок, который описывает игру мамы во второй раз.
( стр. стр. 21)
Чем отличается реакция детей в первый и второй раз?
- Что потрясло ребят больше: сама музыка или то, что её исполняла Генина мама – самый обыкновенный человек?
- Можно ли сказать, что они впервые для себя открыли красоту музыки?
- Что вы узнали о композиторе? - Высокомерие
- Игра мамы.
- Произведения Шуберта.
Слайд 7
Рассказ детей о Шуберте
- Первый раз только удивились, а второй раз уже слушали музыку.
Слайд 8
Рассказы детей о Бетховене
Слушание музыки
- Чтобы представить, какая музыка звучала на дне рождения у Гени, прослушайте «Музыкальный момент №3, фа минор» Шуберта.
- Какое впечатление осталось? Слушание
Физкультминутка
ЛИДЕР 8.Анализ кульминационного момента
- Какое другое развлечение предложила мама? Объясните значение слова «фанты» по толковому словарю.
- Какое главное открытие сделали Генины гости?
- Как дети отнеслись к его искусству?
- С какой целью мальчик делал фигурки?
-Важно ли, что он не хвастался своим искусством?
- Изменилось ли отношение ребят к Гене?
-А отношение Айтыр к Гене? Как это его характеризует?
-Почему ребята сразу не оценили достоинств Гени?
-Как дальше будут складываться отношения Гени и ребят?
-А в вашей жизни было так, что вы плохо думали о человеке не зная его, и наоборот меняли своё мнение после знакомства?
-О какой красоте идёт речь в рассказах Пивоваровой и Улицкой?
А как размышляют герои на стр.25-26.
-А все ли умеют ценить красоту, когда соприкасаются с ней?
-Всегда ли красота вызывает чувство восхищения и любования?
-А может вызвать зависть?
-А вы радуетесь проявлению способностей других людей?
Проанализируйте размышление Миши. Работа по толковому словарю.
ФАНТЫ мн. Игра, участники которой исполняют какие-либо - обычно шуточные - задания, назначаемые по жребию владельцу фанта.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Рассуждения с. 25-26
Работа в группах
-Я подобрала для вас высказывания о красоте. Объясните их, работая в группах.
Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши. (Фридрих Ницше – немецкий философ)
Красота имеет силу притяжения магнита (Силован Рамишвили)
ТАЙМД РАУНД РОБИН – об. Стр., в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени
9.Рефлексия
Вспомните цель и задачу урока. Что из них мы выполнили? Почему выполнили задачу только? Как вы можете оценить работу на уроке в соответствии с задачей?
Спасибо за урок! Задачу выполнили, т.к. она требует меньших действий.
Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.
(Фридрих Ницше – немецкий философ)
Красота имеет силу притяжения магнита
(Силован Рамишвили)
Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.
(Фридрих Ницше – немецкий философ)
Красота имеет силу притяжения магнита
(Силован Рамишвили)
Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.
(Фридрих Ницше – немецкий философ
Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года в городе Давлеканово Башкирии. Она российская писательница.Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила закончила школу, а потом и биологический факультет в Московском Государственном университете. Но по профессии работала только 2 года. Долгое время она писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров. Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов. Известность пришла к ней в 1990 году после того, как по ее сценарию было снято несколько фильмов. Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Герои в её повестях и рассказах обычные люди, но с человеческими особенностями, которые делают их интересными для остальных. Людмила Улицкая за свои произведения награждена множеством премий разных стран. Свои произведения писательница адресует взрослым, но некоторые рассказы понятны нам уже сейчас.
1… он ощущал её как унижение…
Всё это, вместе взятое, делало ….. очень несчастным человеком.
….тоскливо оглядывал комнату.
… с ужасом ждал прихода гостей.
….старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся ... враги…
… с потными ладонями, устремил глаза в тарелку.
… сердце едва не остановилось: они ненавидят его …
… впервые мелькнуло что-то вроде гордости…
Такое чувство он испытывал только во сне.
Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды.
2… ловкий и бесстрашный…
… враг всех, кто не был у него на побегушках…
..посмотрел … холодными и взрослыми глазами…
Невозмутимый … ел винегрет с пирожком…
… самым бесстыжим образом разглядывал комнату.
…бдительно переспросил …
… впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил …
3… кричали …., а позади них стоял тот, ради которого они старался…
… это же не дети, это бандиты.
… шумные, весёлые и непримиримые враги…
Чинно расселись вокруг стола…
… было испуганное лицо, и казалось, что … вот-вот расплачется.
…. В полном молчании поедавших угощение…
… недоверчиво и почти восхищённо произнесла …
… сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения …
.. все улыбались и все его благодарили…
.. восхищались его чепуховому таланту…
… были совершенно не злые…
Франц Пе́тер Шу́берт — австрийский композитор
Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в Австрии. Умер 19 ноября 1828 г. Он написал около тысячи произведений, включая семь законченных симфоний и шесть незавершенных. Из них самая известная Восьмая симфония - "Неоконченная", которую дописывал и Ньюбоулд, и российский композитор Антон Сафронов.
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря
Его отец был певцом, тенором в придворной капелле..
Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипкеПосле смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал.
В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».
В 1796 году Бетховен начинает терять слух.
Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.
Бетховен умер 26 марта 1827 года.