Обзорная лекция по творчеству Б. Л. Пастернака от 04.02.2017


Материал к уроку 04.02.2017.
Б.Л. Пастернак (1890–1960). Лирика. Роман «Доктор Живаго».
Борис Леонидович Пастернак – выдающийся русский поэт и прозаик, ярко отразивший в своём творчестве трагические противоречия эпохи социальных потрясений в России XX века.
«Большую прозу» Пастернак написал только после Второй мировой войны. Эта проза − роман «Доктор Живаго». Роман «Доктор Живаго» принес Пастернаку мировую известность и трагическое непонимание на родине. Борис Пастернак начал работу над романом в первый послевоенный год в ощущении общего духовного подъема после Победы над фашистской Германией
Работал над романом Пастернак с огромным увлечением, чувством счастливой внутренней свободы, весной 1956 года роман был закончен.
«Стихи из романа» – как отдельный цикл – были опубликованы в апреле 1954 года в журнале «3намя». Во вступительной заметке к этой публикации Пастернак писал: «Герой – Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки, умирает в 1929 году. После него остаются записки и среди других бумаг написанные в молодые годы отдельные стихи ... которые во всей совокупности составят последнюю, заключительную главу романа».
Впервые роман вышел в Италии и сразу же был переведен на несколько языков. 23 октября 1958 года Нобелевский комитет объявил о присуждении Б. Пастернаку высшей всемирной литературной премии, как говорилось в решении, «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Это был второй случай награждения русского писателя Нобелевской премией по литературе после И. А. Бунина.
Однако в СССР награждение Пастернака было расценено как антисоветский акт. Развернулась грандиозная травля писателя, он был исключён из Союза писателей. В газетах появились статьи коллег, рабочих, колхозников, учителей, которые не читали романа, но дружно осуждали его и требовали высылки автора из страны. Прокуратура СССР возбудила против автора «Доктора Живаго» уголовное дело по обвинению в измене Родине.
1. В чем заключается своеобразие поэтического стиля Б. Пастернака?
Б. Пастернак воспринимает мир через предметное, материальное. Его поэзия насыщена метафоричностью. Метафора строится на ассоциативном сближении явлений. Причем метафоры как бы нанизываются друг на друга. Особой чертой поэтики Б. Пастернака является усложненный синтаксис.
2. Как объясняется название сборника Б. Пастернака "Сестра моя жизнь"?
"Сестра моя жизнь" выражает родство лирического героя со всем многообразием жизни: природой, любовью, искусством. Природа является самым близким синонимом жизни.
3. Каково значение названия сборника Б. Пастернака "Когда разгуляется"?
Сборник "Когда разгуляется" написан в период "оттепели". Название его символично: после ненастья погода должна "разгуляться", проясниться. Это прояснение общественной атмосферы после мрачной поры сталинизма.
4. Каково значение стихов Юрия Живаго в концепции романа Б. Пастернака "Юрий Живаго"?
Стихи Юрия Живаго - последняя часть романа. Они представляют поэтический конспект всех тем, которые заключены в романе. Стихи соединяют земную жизнь Юрия Живаго и его идеальный внутренний мир, где царили красота, природа, любовь. В стихах образ Живаго соотносится и с образом Гамлета, и с образом Христа.
5. Какие мотивы являются сквозными в романе Б. Пастернака "Юрий Живаго"?
В романе "Доктор Живаго" Б. Пастернака основополагающими являются два сквозных образа-символа: железная дорога как символ смерти и природа как символ жизни. Образ железной дороги входит в роман со смертью отца Юрия, выброшенного из вагона. Затем проявляется в бронепоезде Стрельникова, сеющем смерть. Сам Юрий Живаго тоже умирает на трамвайных путях - городском варианте железной дороги.
6. В чем состоит новаторство пастернака?
Хотя Пастернак не стремился к романтической биографии и к разухабистой открытости, он в стихах удивительно точно рассказал о себе. Проговаривался и о прошлом, и о будущем. «Талант — единственная новость,//Которая всегда нова», — это мог сказать только он. Голос его не спутаешь с другими поэтами. Молодой Пастернак напорист, эмоционален до экзальтации, нарочито небрежен. Его вакханалии легче сравнить с музыкой Скрябина, кумира его отрочества, чем со стихами коллег. Хотя и родство, конечно, прослеживается — от Фета до Цветаевой. А потом верх взяла рассудительность. Поэтическую речь позднего Пастернака тоже ни с кем невозможно перепутать. Вспомним хотя бы, как он умел найти и ввернуть в строку наречие — такую вроде бы непоэтическую часть речи — из бытовой болтовни. Сколько рифм, созвучий и смыслов добавили они его стихам! «Вдрызг», «взахлеб», «наперерез» — все это кодовые слова для Пастернака. Теперь такими оборотами пользуются все поэты — даже равнодушные к Пастернаку, даже декларирующие неприятие его.