Урок математики на тему Вместимость и объем 4 класс ПНШ


Характеристика деятельности учителя Характеристика деятельности учащихся
Орг. Момент
Постановка цели урока
Основная часть урока
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Динамическая пауза
Закрепление изученного материала
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
Рефлексия деятельности.
Задание на дом Вводная часть урока
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ребята, поздоровайтесь с гостями. Сегодня на уроке математике вы работаете в группах.
Ребята, рассмотрите модели фигур и назовите их (при необходимости помогаем): куб, конус, шар, цилиндр, прямоугольный параллелепипед, пирамида, квадрат, круг, треугольник..
- Разделите все фигуры на две группы. По какому признаку разделили эти фигуры?
- Что еще вы видите на демонстрационным столе?
- Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему урока. Откройте учебник на с.89, прочитайте тему урока в учебнике. Правильно мы назвали тему урока? Слайд №1
- Как вы считаете, какие учебные задачи поставим на урок?
Вспомним что такое вместимость и объем? Слайд №2
(На доске листы с готовыми выводами к заданиям, расположены вразброс, прописаны номера будущих работ.)
Ребята, сегодня вы не будите делать записи отдельно в каждой тетради, а ответы на все вопросы мы будем записывать в «общей тетради» - на доске, даже не записывать, а прикреплять к соответствующим заданиям. Посмотрите, какая серьезная работа Вас ожидает.
Продолжение урока
Работа в группах Работа с жидкостью. Опыт №1
Проведем опыт. Перед вами стоит стакан с водой и чашка.
Как вы думаете: вместимость этих емкостей одинаковая или нет?
Как можно это проверить?
Чашка, как и стакан полностью заполнен водой. Что можно сказать об их вместимости? Слайд №3
- Подобный опыт проделал Миша. Прочитайте задание №304
Задание № 304 (У-1, с. 89)
Значит если две емкости имеют одинаковую вместимость, то жидкость, заполняющая одну из этих емкостей, имеет такой же объем, что и жидкость, заполняющая другую емкость.
• Делаем вывод: вместимость сосуда равна объему жидкости, которой этот сосуд можно заполнить. Слайд №4
Работа с сыпучим материалом. Опыт №2
Продолжаем работать. Задание №304.
Вам предлагают сравнить объем 1 кг муки и 1 кг крахмала.
Проводим демонстрационный опыт:
1. Насыпаем 1 кг муки и 1 кг крахмала в одинаковые двухлитровые банки.
2. С помощью ложки разравниваем поверхность.
3. Проводим наблюдение: 1 кг муки занимает в банке меньше места, чем 1 кг крахмала.
Делаем вывод: объем 1 кг муки меньше объема 1 кг крахмала. Слайд №5
Вещества одинаковой массы не всегда имеют одинаковый объем.
Приведите примеры. Слайд №6
Задание № 305 (У-1, с. 89)
Самостоятельно прочитайте задание и объясните, почему лопнула бутылка, сравнивая объем воды и льда.
Но вот, мы с вами вспомнили о физических свойствах воды, этот материал вы изучали на уроках окружающего мира.
Слайд №7
А в жизни, где могут понадобиться эти знания?
Задание № 306 (У-1, с. 89)
Прочитайте №306. и сравните объем получившихся частей.
• В результате беседы выясняем:
• Если же бревно утолщается от одного конца к другому, то
• Делаем вывод: объем таких частей бревна будет разным.
Слайд № 8
Физминутка. Слайд №9
Задание № 307 (У-1, с. 90) (Работа в группах)
Прочитайте задание, рассмотрите фигуры и сосчитать, из скольких кубиков составлена каждая фигура.
Группа поднимает нужную цифру.
Выясняем: при условии, что все кубики одинаковые по объему, бо´льший объем будет иметь фигура, составленная из бо´льшего количества кубиков, значит….
Слайд №10
Задание № 308 (У-1, с. 90)
• Прочитайте задание и выскажите предположение о том, чему будет равен объем кирпича.
• Слушаем предположения учащихся и делаем вывод, что объем погруженного в воду предмета произвольной формы (в дан- ном случае кирпича) равен объему вытесненной им жидкости, то есть если вытесненную жидкость собрать и измерить ее объем, то таким образом будет измерен объем предмета. Слайд №11
Задание № 309 (У-1, с. 90)
• Прочитайте задание и рассмотреть иллюстрацию.
• Проделываем опыт №2
Ожидаемый ответ:
1. Полностью погружаем стакан в кастрюлю (без воздушных пробок), до краев наполненную водой, которая стоит в СУХОМ ПУСТОМ тазу. Наблюдаем, как по мере погружения стакана вода, вытесняемая стаканом, выливается в таз и заполняет стакан.
2. Вытаскиваем стакан из кастрюли, а кастрюлю из таза и аккуратно переливаем воду из таза в тот же стакан. Наблюдаем, что стакан заполняется водой частично.
3. Ставим два одинаковых стакана: один заполнен водой полностью, второй — частично (вода, собранная из таза). Вспоминаем, что объем воды в первом стакане равен
вместимости этого стакана, объем воды во втором стакане равен объему стеклянных стенок и дна этого стакана. Делаем вывод: вместимость стакана больше его объема.
Закрепление изученного материала
Задание № 130а (Т-1, с. 71)
Причитайте задание и ответьте на поставленный вопрос. Проверьте свои ответы в парах. Покажите готовность
Задание № 130б (Т-1, с. 71)
Причитайте задание и ответьте на поставленный вопрос. Проверьте свои ответы в парах. Покажите готовность
Рефлексия
Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Посмотрите, сколько вопросов вами было изучено и на каждый вы дали ответ.
Для чего в жизни вам пригодятся знания о вместимости и объеме? Слайд № 12
Что особенно интересным и запоминающимся было на уроке?
Оцените свою работу на уроке. ( при необходимости спросить о затруднениях)
Задание на дом.
Задание на дом: № 131 (Т-1, с. 71)._Выполняя домашнее задание вам нужно вспомнить. Объем какой геометрической фигуры больше.
На следующем уроке мы продолжим изучение данной темы.
Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания_ Проверяем устно:
1-я группа — это плоские фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник);
2-я группа — это объемные фигуры (шар, конус, цилиндр, куб, пирамида).
3- группа-объемные и плоские.
Емкости для определения вместимости.
Тема урока: «Вместимость и объем»
Цель нашего урока: больше узнать о вместимости и объеме.
Задачи: повторить понятия вместимости и объема,
Узнать как связаны между собой вместимость и объем
Вместимость- это объем жидкости, заполняемый сосуд
Объем- это количественная характеристика пространства, занимаемая телом или веществом
Ответы учащихсяДети переливают воду из стакана в чашку и вода заполняет сосуд до краев. Вывод: значит вместимость одинаковая.
Учащиеся читают текст задания и делают вывод, что вместимость стакана равна вместимости чашки, так как все молоко, которое вмещает стакан (при условии, что он был заполнен до краев, то есть полный), вошло в чашку и заполнило ее до краев (чашка полная).
Добавляем вывод к №304
Добавляем вывод к №304
Объем 1 кг железа меньше 1 кг дерева, объем 1 кг дерева меньше 1 кг шерсти и т.д.
Учащиеся самостоятельно читают задание и объясняют, почему лопнула бутылка, сравнивая объем воды и льда.
Вместимость бутылки равна объему воды, которая ее заполняет. Превратившаяся в лед вода увеличилась в объеме. Объем льда БОЛЬШЕ объема бутылки. Лед не помещается в бутылке. Добавляем вывод к №305
Зимой нельзя оставлять емкости с водой на улице: нужно сливать воду из баков, летнего водопровода и т. д.
Учащиеся самостоятельно читают задание и сравнивают объем получившихся частей
Части распиленного бревна имеют цилиндрическую форму и одинаковы по толщине и длине.. Это позволяет говорить о том, что объем этих половинок бревна будет одинаковым.

половинки по его длине будут одинаковые, а части распиленного бревна по толщине будут разные. В этом случае ≪тонкая≫ часть меньше по объему, чем ≪толстая≫.
Делаем вывод: объем таких частей бревна будет разным.
Добавляем вывод к №306
1 группа: фигура № 1 составлена из 7 кубиков,
2 группа: фигура № 2 составлена из 8 кубиков,
3 группа фигура № 3 составлена из 9 кубиков.
наибольший объем имеет фигура № 3, а наименьший объем — фигура № 1.
Добавляем вывод к №307
Объем погруженного в воду кирпича равен объему вытесненной им жидкости, то есть если вытесненную жидкость собрать и измерить ее объем, то таким образом будет измерен объем предмета.
Добавляем вывод к №308
Учащиеся внимательно наблюдают и делают вывод.
Делаем вывод: вместимость стакана больше его объема.
Добавляем вывод к №309
Объем шара равен объему куба, так как при погружении в воду, каждый из данных предметов вытеснил одинаковый объем воды(стакан).
Объем крышки больше объема половника, так как крышка при погружении в воду вытеснила 2 стакана воды, а половник вытеснил 1 стакан воды.
Ответы детей.
Урок математике в 4 классе «В»
Учитель: Жданова Екатерина Федоровна
УМК: «Перспективная начальная школа»
Авторы учебника: Р.Г.Чуракова, Е.Г.ЯнычеваТема урока: «Вместимость и объем»
Цель урока: знакомство с понятием «вместимость» и «объем» и с их взаимосвязьюЗадачи уроков:
— продолжить знакомство с понятием ≪объем≫, которое следует трактовать как способность реальных тел или геометрических фигур занимать часть пространства;
—выявить взаимосвязь понятий ≪вместимость≫ и ≪объем≫;
— формирование УУД: развитие логического мышления, решение практических
задач на основе знаний из окружающего мира (межпредметные связи).
Пропедевтика: единицы измерения объема.
Методы, приемы и формы организации учебной деятельности учащихся: изучение нового материала с опорой на самостоятельную работу учащихся по заданиям учебника. работа в группах и парах.
Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1, презентация «Вместимость и объем», 1 кг муки, 1 кг крахмала, 2 двухлитровые стеклянные банки, столовая ложка, пластмассовые емкости , стеклянный стакан, пластиковые стаканы и чашки, модели объемных фигур.