Открытое занятие По ФЭМП в подготовительной к школе группе


МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №5 «Кораблик»
Конспект
образовательной деятельности поОО «Познавательное развитие» ФЭМП
в старшей группе
Подготовил:
воспитатель старшей группы
№2 «Радуга»
Пахнина Наталья Васильевна
Тотьма
2014
Тема: «Количество и счёт предметов до 10. Понятие четырёхугольник»
Виды детской и совместной деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель: совершенствование счёта в пределах 10 и закрепление представления о четырёхугольнике
Задачи:
1.Обучающие:
- закрепить умение отвечать на вопрос «сколько», называть последующее число;
- формировать навык ориентации на плоскости и пространственное направление относительно другого лица.
2.Развивающие:
- развивать умение находить общее и различия у геометрических фигур - четырёхугольников;
- способствовать развитию умения определять количество предметов, используя различные анализаторы (зрительные, слуховые);
- развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
3.Воспитательные:
- воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается и благодарить за подарки тех, кто их преподносит.
Методические приёмы:
Игровые (использование сюрпризных моментов, игр малой подвижности).
Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала):
Демонстрационный материал Раздаточный материал
1-4 6-7
Словесные (напоминание, предложение, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Словарная работа:
- активизировать в речи детей название цифр и геометрических фигур (четырёхугольники),
Предварительная работа:
1.Стихи, загадки про числа, геометрические фигуры
2.Беседа про символику и атрибуты Нового года
Оборудование:
1. Письмо от Деда Мороза
2. Разноцветный мешок с конвертами снаружи, с подарками внутри
3. Иллюстрации геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция)
4. Карточки с цифрами от 1-9
5. Цветные кружочки по количеству групп детей
6. Математический пенал
7. Лист белой бумаги
8.Телевизор
9. Детская песня новогодней тематики
Ход совместной деятельности
Организационный момент
1.Звучит новогодняя песня, пока дети заходят в группу и рассаживаются
2.Психологическая разминка: ребята, давайте улыбнёмся, чтобы у нас с вами было хорошее настроение, и тогда всё у нас с вами получится.
II. Вводно-мотивационный этап
2.1 Сюрпризный момент +загадки про Деда Мороза
Ребята, сегодня я пришла в группу и увидела на столе письмо, на нём только написано «Для детей группы «Радуга».
- Как вы думаете, от кого оно? (выслушать ответы детей)
- Молодцы, сколько версий вы предложили, но чтобы узнать точно от кого оно, вам нужно отгадать загадку:
Что за дедушка седойС длинной белой бородой,За спиной мешок тяжелый,Сам с усами и веселый?Он танцует и поет,Всем подарки раздает.- Как зовут его? - вопрос. - Наш любимый ...(Дед Мороз)
Правильно, ребята, посмотрите на конверте появилось изображение Деда Мороза!!!
(при отгадке на конверте появляется изображение Деда Мороза)
2.2 Знакомство с содержанием письма
Воспитатель читает письмо
Здравствуйте, ребята группы «Радуга», вам пишет Дед Мороз. Я знаю, что вы очень умные, внимательные, послушные и очень много всего знаете. Я приготовил для вас подарок, но вам нужно выполнить все мои задания, чтобы его получить.
Воспитатель:
- Ребята, что будем делать?
(Ответы детей)
Сначала найдите в группе незнакомый предмет, который я вам сегодня положил, он очень яркий и красивый (разноцветный мешок, с конвертами под ёлочкой)
2.3 Проблемная ситуация:
1.Он завязан, но чтобы его открыть и узнать, что внутри, нужно выполнить задания, положенные Дедом Морозом в эти конверты, и как только мы выполним задание правильно, сможем развязать ленточку.
-Сколько конвертов?
-Вы готовы? (Ответы детей)
III.Основной этап
1.Количество и счёт предметов до 10 (1конверт, прямоугольной формы)
А) Проблемная ситуация: воспитатель достаёт из конверта содержимое (карточки с цифрами)
- Что это? (Ответы детей)
- Зачем Дед Мороз нам их сюда положил, как вы думаете? (Ответы детей)
Вывод: Он хочет узнать, умеете ли вы правильно считать до10 и знаете ли вы цифры
Б) Закрепление названия цифр:
1. Д./и «Цифры спрятались»
- Посмотрите внимательно, некоторые цифры спрятались, назовите их
(оформление цифр на мольберте, некоторые закрыты)
-Дети называют число, цифры появляются
(Молодцы справились с этим заданием)
2.Воспитатель показывает цифры, дети называют:
- хором (по порядку);
- индивидуально 2-3 детей (вразбивку)
Вывод: цифры вы знаете очень хорошо
В) Счёт до 10
1. Задание «Сколько предметов?»
Дети называют количество предметов на картинке, появляющейся на экране телевизора.
- Сколько предметов (н./п. снежинок) на картинке?
(Ответы детей, на картинке…. снежинок)
2. Д./и «Считай дальше»
Воспитатель называет число, а дети (ребёнок) следующее
3. Д./и «Не ошибись»
1.Воспитатель называет число, а дети называют количество предметов в группе:
- назовите предметы, которых у нас в группе столько:
(ответы детей)
-1, 3
- А что 2 у нас на теле?
(ответы детей)
4.Счёт на слух
Дети закрывают глаза, воспитатель стучит, хлопает (5,7)
(ответы детей)
Промежуточный итог:
- Как вы думаете, справились мы с заданиями из этого конверта? (Ответы детей)
- Молодцы, все задания мы с вами выполнили замечательно, поэтому можем конверт отвязать.
Сколько у нас ещё осталось конвертов? (Ответы детей, 3)
2 .Геометрические фигуры. Четырёхугольники (2конверт квадратной формы)
А) Проблемная ситуация:
- А вы хотите узнать, что лежит в этом конверте?
-Как вы думаете, что?
- Тогда отгадайте загадку
(Загадка про квадрат)
Каждый угол в нем прямой,
все четыре стороны одинаковой длины,
вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)
- Зачем Дед Мороз нам его сюда положил? (Ответы детей)
- Дети, что вы знаете о квадрате?
Проблемная ситуация:
- Он сегодня грустит, потому что рядом с ним нет геометрических фигур похожих на него, но если вы их назовёте, то они появятся, и ему будет весело.
- Дети называют, появляются иллюстрации геометрических фигур:
Прямоугольник
Ромб
Трапеция
Вопросы:
- Чем похож … на квадрат?- Чем различаются?
-Как назовём одним словом эти геометрические фигуры?
Почему?
Б) Назовите предметы в группе, похожие на…
- квадрат;
- прямоугольник;
У нас есть в группе предметы, похожие на ромб, трапецию?
А какие вы знаете предметы, похожие на ромб, трапецию?
-!!! Как называются фигуры с четырьмя углами?
Промежуточный итог:
- ребята, удалось нам выполнить задания с геометрическими фигурами?
(Ответы детей)
- Мы с вами задания выполнили хорошо;
- Можем конверт отвязать?
- Сколько у нас осталось конвертов?
3. Пространственное направление относительно другого лица (3 конверт трапециевидной формы)
- А вы хотите узнать, что лежит в этом конверте?
А) Листок со стрелками: Встаньте по три человека рядом с кружком, внимательно выполняйте задание (кружки расположены на полу)
Динамическая пауза:
-один встаёт на кружок, другой справа, последний слева;
( поменялись)
- один встаёт на кружок, другой спереди, а последний сзади;
-один встаёт на кружок, другой справа, последний тоже справа;
Кто в середине хлопает
Кто справа присели, кто слева попрыгали
Промежуточный итог: все задания из этого конверта мы с вами выполнили замечательно, поэтому можем конверт отвязать.
- сколько конвертов осталось?
4 .Работа с математическим пеналом (4 конверт ромбовидной формы)
А) Проблемная ситуация:
А вы хотите узнать, что лежит в последнем конверте?
(иллюстрация стола)
- Как вы думаете, что за задание придумал нам Дед Мороз? (Ответы детей)
- Дед Мороз предлагает нам сесть за столы и выполнить задание с математическим пеналом
Дети садятся за столы (обратить внимание на осанку, глазки на меня)
Б) Ориентировка на плоскости:
1. Выкладываем:
- возьмите 3 кружка и положите в правый верхний угол (проверяет правильность выполнения задания воспитатель);
- возьмите 7 маленьких треугольников и положите в левый нижний угол (взаимопроверка);
-возьмите столько прямоугольников (по количеству хлопков) и положите в правый нижний угол (самопроверка);
- возьмите 5 квадратов и положите в левый верхний угол;
- посредине из 4 треугольников сделайте квадрат (ориентировка на зону ближайшего развития).
3.Конструирование (при наличии достаточного времени)
- сделайте, пожалуйста:
квадрат, ромб, прямоугольник, трапецию
-Как вы думаете, мы справились с последним задание успешно?
IV.Заключительный этап
Ребята, нам удалось выполнить все задания Деда Мороза?
Какие геометрические фигуры мы с вами повторили?
Как назовём их одним словом?
-Почему?
Удалось нам с вами правильно посчитать до 10?
- Что вам сегодня понравилось?
- Как вы думаете, мы порадовали Деда Мороза своими знаниями?
- Идём отвязывать последнюю ленту и получать подарки:
1.Ёлочке – гирлянда, игрушки, это, ребята, для кого? Не забыл он про нашу ёлочку, чтобы она была нарядная к празднику
Детям – (либо конфеты, либо открытки)
!!! Ребята, а как же нам поблагодарить Деда Мороза?
(Ответы детей)
Когда он скоро придёт к нам на праздник, мы подарим ему красивые поделки
Текст письма
Здравствуйте, ребята группы «Радуга», вам пишет Дед Мороз.
Я знаю, что вы очень умные, внимательные, послушные
и очень много всего знаете.
Я приготовил для вас подарок, но вам нужно выполнить все мои задания,
чтобы его получить.
Воспитатель:
- Ребята, что будем делать?
(Ответы детей)
Сначала найдите в группе незнакомый предмет,
который я вам сегодня положил,
он очень яркий и красивый
(разноцветный мешок, с конвертами под ёлочкой)
I. Устный счёт
1. Д./и «Цифры спрятались»
-Дети называют число, цифры появляются
(Молодцы справились с этим заданием)
2.Воспитатель показывает цифры, дети называют:
- хором (по порядку);
- индивидуально 2-3 детей (вразбивку)
В) Счёт до 10
1. Задание «Сколько предметов?»
Дети называют количество предметов на картинке,
появляющейся на экране телевизора.- Сколько предметов (н./п. снежинок) на картинке?
2. Д./и «Считай дальше»
Воспитатель называет число, а дети (ребёнок) следующее
3. Д./и «Не ошибись»
1.Воспитатель называет число, а дети называют количество
предметов в группе:
- назовите предметы, которых у нас в группе столько:
(ответы детей)
-1, 3
- А что 2 у нас на теле?
(ответы детей)
4.Счёт на слух
Дети закрывают глаза, воспитатель стучит, хлопает (5,7)
(ответы детей)
3. Пространственное направление относительно другого лица
Динамическая пауза:
-один встаёт на кружок, другой справа, последний слева;
( поменялись)
- один встаёт на кружок, другой спереди, а последний сзади;
-один встаёт на кружок, другой справа, последний тоже справа;
Кто в середине хлопает
Кто справа присели, кто слева попрыгали 2 .Геометрические фигуры.
- Тогда отгадайте загадку
(Загадка про квадрат)
Каждый угол в нем прямой,
все четыре стороны одинаковой длины,
вам представиться я рад,
а зовут меня… (квадрат!)
- Зачем Дед Мороз нам его сюда положил? (Ответы детей)
- Дети, что вы знаете о квадрате?
Проблемная ситуация:
- Он сегодня грустит, потому что рядом с ним нет
геометрических фигур похожих на него, но если вы их назовёте,
то они появятся, и ему будет весело.
- Дети называют, появляются иллюстрации геометрических фигур:
Прямоугольник
Ромб
Трапеция
Вопросы:
- Чем похож … на квадрат?- Чем различаются?
-Как назовём одним словом эти геометрические фигуры?
Почему?
Б) Назовите предметы в группе, похожие на…
- квадрат;
- прямоугольник;
У нас есть в группе предметы, похожие на ромб, трапецию?
А какие вы знаете предметы, похожие на ромб, трапецию?
-!!! Как называются фигуры с четырьмя углами?
4. За столами
- возьмите 3 кружка и положите в правый верхний угол
(проверяет правильность выполнения задания воспитатель);
- возьмите 7 маленьких треугольников и положите в левый нижний угол (взаимопроверка);
-возьмите столько прямоугольников (по количеству хлопков)
и положите в правый нижний угол (самопроверка);
- возьмите 5 квадратов и положите в левый верхний угол;
- посредине из 4 треугольников сделайте квадрат
(ориентировка на зону ближайшего развития).
3.Конструирование
(при наличии достаточного времени)
- сделайте, пожалуйста:
квадрат, ромб, прямоугольник, трапецию
-Как вы думаете, мы справились с последним задание успешно?