ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕТСКОМУ ФОЛЬКЛОРУ И УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «КЛАДЕЗЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Башкирская гимназия»
городского округа город нефтекамск
Образовательная программа по детскому фольклору
и устному народному творчеству «Кладезь русского фольклора» для учащихся 6 классов
Адулина Наиля Нардисовна –
учитель высшей квалификационной
категории русского языка и литературы
Информационная карта
Отдел досуговой работы
Объединение «Кладезь русского фольклора»
Ф И О: Адулина Наиля Нардисовна
Вид программы: модифицированная
Целевая установка: личностно – ориентированная
Уровень освоения: общекультурные
Форма реализации: очная
Функциональное назначение: образовательное
Масштаб реализации: индивидуально - групповая
Возраст, пол: 6 класс, смешанный
Продолжение реализации: 1 год
Количество учащихся в группе: 15 человек
Пояснительная записка
Основная задача педагогического процесса - это развитие ребёнка, которое успешно при взаимопроникновении воспитания и образования.
Сегодня очень актуально стоит задача, решение которой откладывать нельзя: необходимо возродить русскую речевую культуру, ту, которая в большей мере была у наших предков и которая в малой степени есть у нас, - речь красивую, искусную. С этой задачей как нельзя лучше можно справиться, воспитывая детей и подростков на отечественных ценностях и идеалах и обращаясь к опыту других национальных культур народов России. Знакомясь с языком как национально-культурным феноменом, отражающим духовно-нравственный опыт народа, закрепляющим основные нравственные ценности; имея представление о связях языка с национальными традициями народа, а также осознавая красоту, выразительность и эстетические возможности родной речи, можно возродить «речь красивую, искусную». С этой задачей можно справиться , формируя и развивая языковую личность, работая над усвоением национально-_ культурного компонента значения языковых единиц, прежде всего лексики, фразеологии и текста: усвоения слов не только как единиц языка и речи, но как единиц культуры. Важную роль в этом плане играет выбор материала, отражающего этнокультурологический аспект. Весьма интересен в этом смысле пласт языка, отражающий быт народа. Здесь есть лексика, имеющая давнюю историю и входящая в ядро словаря. И. Даля. Это лексика прядения и ткачества, названия одежды, обуви, головных уборов; продуктов питания.
Хранителем знаний о духовной и материальной культуре народа, как кладезя интеллектуальных богатств, накопленных поколениями и пронесенными через столетия, является устное народное творчество. Детский фольклор, с изучения которого можно начать возрождение речевой культуры, – это обширная область УНТ, это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых и охотно заимствует их опыт.
Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой и одно из средств народной педагогики.
Данная программа направлена на формирование и развитие языковой личности, формирование и развитие творческих способностей, духовной культуры детей, их эмоционального отношения к действительности, нравственно-эстетической отзывчивости в жизни и искусстве.
Занятия не просто знакомство с богатством устного народного творчества русского и других народов России, но и воспитание любви к прошлому и настоящему своего Отечества, его культуре, искусству, литературе и языку, а также развитие творческих способностей детей, их самовыражение и самореализация.
Творчество – источник доброты, истины и красоты.
Учебно-тематический план
на 2014 -2015 учебный год
№
Т е м а
Теория
Практика
Всего
1.
Вводный урок. Набор детей. Художественный мир ребенка. Фольклор для детей. Русские народные праздники и обычаи.
2ч.
---
2ч.
2.
Фольклор для детей: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, докучные сказочки.
Детский фольклор: игровой фольклор, жеребьевки, считалки, считалки-заменки, игры, детский календарь, обрядовая поэзия (зимние святки, масленица, весна, лето, осень), сатирический фольклор, потешный фольклор. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы и крылатые выражения.
102ч.
57ч.
159ч.
3.
Фольклорные и традиционные календарно-обрядовые русские праздники, их постановка: вечера и утренники. Рождественские колядования. Масленица.
28ч.
40ч.
68ч.
4.
Посещение театров, концертов, художественных салонов, музеев краеведения.
---
16ч.
16ч.
Итого:
132ч.
113ч.
245ч.
Содержание программы
Вводный урок
Инструктаж по правилам техники безопасности. Теория: на занятии дается положительный настрой на занятия кружка «Кладезь русского фольклора», дети знакомятся с необходимостью обогащения художественного мира ребенка, знакомятся с понятиями «фольклор» «традиции», «обычаи»; дается представление о русских народных традициях, обычаях и праздниках.
2. Фольклор для детей и детский фольклор
Теория: рассказать, что УНТ сопровождало жизнь народа постоянно и до сих пор является важной частью быта, украшает праздники и помогает в будни. Знакомство с тайнами детского художественного творчества, связанными с особенностями детской психики, мышления; дать представление о фольклоре вообще и детском фольклоре, в частности:
а) самостоятельное детское творчество;
б) произведения традиционной культуры взрослых;
в) творчество взрослых для детей.
Знакомство с жанрами фольклора для детей, представляющими собой одно из средств народной педагогики.
Колыбельные песни, их виды: традиционные, импровизированные, авторские, императивные, повествовательные.
Пестушки и заговоры. Потешки или элементарные игры. Жеребьевые скороговорки или жеребьевки. Считалки: числовки, заумные, заменки. Прибаутки. Сказочки о животных, их мораль и воспитательное значение: цепные (кумулятивные) и докучные сказки.
Сатирический фольклор: прозвища, дразнилки, всевозможные поддевки.
Календарный фольклор: заклички и приговоры.
Игровой или потешный фольклор: сечки, молчанки, небылицы-перевертыши.
Знакомство с основными жанрами детского фольклора, их примечательность с художественной и познавательной точки зрения и точки зрения описания обрядов и обычаев, связанных с их бытованием.
Игровой фольклор, детский фольклор, сатирический фольклор, песенки и стишки потешный фольклор, детский календарь.
Практика: показать на занятиях, как отражены в текстах фольклорных произведений для детей и произведениях детского фольклора представления о добре и зле; познакомить детей с образцами обрядового фольклора, заинтересовать их обрядовой поэзией пестования, колыбельных песен и т.д. Научить детей исполнять произведения детского фольклора с целью возрождения традиций русского народа.
Познакомить детей с самобытными произведениями устного народного творчества, пословицами и поговорками, загадками, фразеологизмами, раскрывая их внутренний смысл, показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок; научить пользоваться ими в речи.
3.Фольклорные и традиционные календарно-обрядовые русские праздники
Теория: знакомство с образцами обрядового фольклора.
Практика: сделать наблюдения над художественными особенностями календарно-обрядовых русских праздников, показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов. Рождественские новогодние праздники, связанные с зимним солнцестоянием. Колядование, разучивание обрядовых песен колядования. Масленица. Встреча и проводы Масленицы. Масленичная неделя.
4. Резервные занятия для посещения театров, концертов, художественных салонов, музеев краеведения
Эти занятия помогут детям обогатить свой внутренний мир, художественный и духовный. Помогут проникнуться красотой театра. Научат понимать художественное, литературное, театральное и музыкальное творчество.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Занятие – конкурс.
Урок заключает серию занятий по работе с текстами произведений фольклора. Дети должны выразительно научиться прочитать эти произведения.
Занятие – путешествие.
Урок предполагает путешествие в далекий быт Руси с целью воспроизведения обрядовых произведений и знакомства с произведениями русских писателей, где ярко отражается обрядовый фольклор. (Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
Занятие – посиделки.
Данное занятие проводится с литературными героями, в которых дети принимают участие в качестве действующих лиц и в качестве зрителей.
Занятие – представление.
Представление включает в себя многообразие умений и навыков, полученных на практических занятиях, а также артистичности, умения показать себя в качестве героя представления или спектакля, организатора конкурсов, игр. Другими словами, представление – рекламная работа своих творческих замыслов, проектов, осуществлённых и находящихся в стадии завершения.
Занятия - викторины по детскому фольклору, пословицам и поговоркам, фразеологизмам.
Экскурсии или культпоходы.
Занятия не ограничиваются рамками помещения и включают в себя культурные мероприятия, способствующие развитию фантазии и творчества. Эти занятия помогут детям обогатить свой внутренний мир, художественный и духовный. Помогут проникнуться красотой театра. Научат понимать художественное, литературное, театральное и музыкальное творчество.
Технологическая оснащенность
ТСО: магнитофон, видеомагнитофон, компьютер.
Дополнения к ТСО: аудиокассеты, видеокассеты, диски, дискеты.
Специальная литература: а) З.А. Носкова, И.И. Постникова. Организация литературных вечеров и утренников. Сценарии литературных и обрядовых посиделок. М., «Школьная пресса» 2004
б) Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. Праздники и обычаи. М., «Художественная литература». 1990.
в) Потешки, считалки, Небылицы.М., «Современник». 1989. и другие
4. Сценарии детских фольклорных праздников.
Конечный результат
1. Кружковец должен знать:
1.1. Понятие «фольклор», «детский фольклор», «пословицы», «поговорки», «фразеологизмы», «обряды», «традиции».
1.2. Русские обрядовые праздники: рождественские колядки, Масленицу, проводы зимы, встречу весны
1.3. Самобытные произведения устного народного творчества, образцы произведений фольклора.
2. Должен уметь:
2.1. Использовать полученные знания, умения и навыки на практике: дома, в классе.
2.2.Различать произведения устного народного творчества и литературные произведения.
2.3.Совершенствовать навыки выразительного чтения и свои артистические способности в своей будущей жизни.
Список литературы
З.А. Носкова, И.И. Постникова. Организация литературных вечеров и утренников. Сценарии литературных и обрядовых посиделок. М., «Школьная пресса» 2004
Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. Праздники и обычаи. М., «Художественная литература». 1990.
Потешки, считалки, Небылицы.М., «Современник». 1989.
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В.Жуковский. Поэма «Светлана».
Муллагалиева Л.К. Концепты русской культуры в межкультурном диалоге. Нефтекамск. РИО БашГУ, 2005.
Муллагалиева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык как родной. Уфа, 2003.
2014 г.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 215