Проект на тему Развитие фонематического слуха у детей с нарушением интеллекта
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Верхне-Авзянская коррекционная школа-интернат 8 вида
ПРОЕКТ
Тема: «Формирование фонематического слуха у детей с нарушением интеллекта»
Выполнила: Павлова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ Верхне –Авзянская коррекционная
cпециальная школа-интернат VII вида
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектной работы
____________________________________________
«________»_______________________2011г.
Верхний Авзян 2011 г.
Актуальность проблемы: Различение звуков речи – Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При не сформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у школьников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематического анализа и фонетического синтеза положительно влияет на становление всей речевой системы. (Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия, формирующий умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе звуковую структуру. Фонетический синтез - умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.) Фонематические процессы включают в себя:
фонематический слух
фонематическое восприятие
- фонематические представления
фонематический слух», включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще Раннее выявление детей с общим недоразвитием речи и оказание им помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата.
Скорее всего это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными дляребенка.
фонематическое восприятие». включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
Проблема проекта:
В условиях небольших населенных пунктов нет возможности выделить детей с органическими поражениями различных отделов мозга в отдельную группу, как правило дети имеют стойкое нарушение фонематического слуха, который не корректируется без специфических методов и приемов. Необходимо максимально приблизить речевой слух таких детей к норме, научить их навыкам слогообразования, звуко – буквенному анализу. Необходимо разработать систему игр и упражнений.
Цель проекта: определить особенности формирования фонематического слуха младших школьников с умственной отсталостью
разработать систему занятий, способной объединить многообразие методов и приемов по ознакомлению со звуком, буквой, словом .Задачи проекта:
1.Развивать фонематический слух детей с использованием игровых технологий.
2 Формировать навыки речевого дыхания;
3.Учить детей изменять силу и высоту голоса, улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
4.Уточнить артикуляцию имеющихся звуков, создать базу для успешной постановки звуков и их автоматизации.
Участники проекта:
1.Павлова С.В. –учитель начальных классов.
2. Дети с нарушением в развитии фонематического слуха и восприятия.
Ожидаемые результаты проекта:
В результате регулярных речевых занятий с использованием игровых упражнений у детей:
-развивается фонематический слух;
-нормализуется речевое дыхание;
-формируется умение изменять силу и высоту голоса;
-улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
-уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;
-создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
Планирование проекта:
Мероприятия январь февраль март Исполни
тели1.Разработка системы занятий учитель
1.1Сбор информации + + Все
1.2 Написание конспектов + + + + учитель
2.Изготовление дидактических пособий + + + + + + + + учитель
3.Мониторинг развития фонематического слуха + + учитель
4.Апробация системы занятий + + + + + + + + + + учитель
5.Проведение открытых мероприятий по теме + учитель
Практическая часть проекта: примерный конспект занятия по развитию фонематического слуха.
Конспект
Игрового занятия «Веселые певунчики»Цель:
Уточнить и систематизировать знания детей о гласных звуках, их артикуляции, обозначении
Развивать общую активность речи, умение согласовывать движение и речь.
Воспитывать фонематический слух, умение выделять в слове первый звук.
Работать на силой голоса.
Воспитывать умение действовать в коллективе, слаженно и дружно.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в класс и поют:
В этот чудесный день,Добрый день,Дружно здороватьсяНам не лень!Руки протягивай, не зевайЗдравствуйте, здравствуйтеВсе подпевай.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране веселыхпевунчиков. Мы зайдем с вами в волшебную азбуку , и вы все превратитесь в веселых певунчиков.
Дети за взрослым заходят в импровизированную книгу и выходят в колпачках с гласными буквами.
- Давайте знакомится первого певунчика зовут «а», когда он поет он широко раскрывает ротик, а еще этот звук мы можем показать руками. Как? (дети широко разводят руки). Больше всего певунчик «А» любит делать гимнастику для губ, давайте сделает ее вместе с ним.
Дом стоит в лесу далеко
Там окошко открыто широко (упр. «Окошко»)
В доме том дымится труба, (упр. «Трубочка»)
Вокруг заборчик в два ряда. (упр. «Заборчик»)
В доме том живет сверчок толстячок (упр. «Надуй щечки»)
И худой его брат – сверчок. (упр. «Втяни щечки»)
Говорят они сильно кусаются (покусывание губ)
А они в ответ улыбаются. (Упр. «Улыбка)
Второго певунчика зовут «О», он делает ротик бубликом, а как можно руками показать этот звук (дети соединяют колечко над головой). Больше всего этот певунчик любит играть с пальчиками. Особенно ему нравится упражнение «Колечки».
Мы все пальцы назовем
И в колечки их сомкнем.
Дети по очереди соединяют в колечки большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец. Затем игра усложняется . Дети под музыку бегают по залу, затем, по звуковому сигналу подбегают к обручу и смыкают заданное взрослым колечко.
- Третий певунчик всегда тянет губки, и зовут его «у», а как мы покажем этот звук руками (дети вытягивают руки вперед). Этот звук очень хорошо слышит, потому, что заботится о своих ушках.
1. трем ладошки друг о друга и греем теплыми руками ушки.
2 разминание края ушной раковины
3. потягивание ушных мочек
4. повторить первое упражнение
А теперь узнаем, как хорошо слышат наши ушки после массажа. Я назову слова, а вы назовете первый звук в этих словах.
Отгадай первый звук загадки».
Учитель предлагает детям отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке:
Сидит дед во сто шуб одет.Кто его раздевает,Тот слезы проливает.(Лук)
Летом снег! Просто снег.Снег по городу летает.Почему же он не тает?(Пух)
Я на ветке сижу,Букву Ж все твержу.Зная твердо букву эту,Я жужжу весной и летом.(Жук)
Мягкие лапки,А в лапках царапки.(Кот)
Дом тенистый тесноват,Узкий, длинный, гладкий,В доме рядышком сидятКруглые ребятки.(Горох)
Что копали из земли.Жарили, варили,Что в золе мы испекли.Ели и хвалили?(Картофель)
а певунчик «И» всегда улыбается, как мы его показываем. Он очень любит петь и танцевать.
Физминутка под музыку
1. Ёлочка стояла, стройной вырастала (Дети постепенно поднимаются и встают)
Вот такой, вот такой, стройной вырастала (Качают варежкой – елочкой вправо- влево и притопывают ножкой)
.
2. Жил под елкой зайка, зайка – побегайка (показывают варежку – зайку, поднимая ее вверх- вниз, зайка скачет)
Вот такой, вот такой, зайка-побегайка (Прыгают на месте вправо – влево)
3. Как увидел волка, спрятался за елку (Прячут варежку-зайку за варежку – елку)
Там сидит и дрожит, спрятался за елку (качает двумя варежками)
4. Как увидел мишку, выглянул зайчишка (показывают варежку – зайку)
В прятки будет играть зайка вместе с мишкой (закрывают варежками глаза и открывают – играют в прятки , варежки повернуты картинками к зрителям)
5. К елочке лисичка как- то подбежала (выбегает лиса)
И зайчишку она тут же увидала (прячут варежку – елочку за спину) .
6. Дети стоят и держат варежку – зайку.
Лиса поет:
Я, лиса плутовка, зайчиков поймаю
Но не буду их есть, только поиграю.
Лиса ловит детей, срывая у них с рук варежки.
- Вот и познакомились мы с некоторыми певунчиками, они все поются голоском и поэтому их называют гласными.
В нашей азбуке еще кто- то шевелится. Да это же король мыльных пузырей, он очень любит пускать пузыри и слушать, как они лопаются.
Здравствуйте дети, мне очень нравится один звук, но я про него ничего не знаю. Это звук получается, когда лопаются мыльные пузыри.
Хотите поиграть со мной. Мы будем пускать пузыри, проговаривать и показывать, как они лопаются (резко разжимать кулачки на уровне плеч).
Один ребенок пускает пузыри, а остальные произносят звук «П».
А теперь угадайте в начале каких слов взрываются пузыри и слышен звук «П»: пуговица, мыло, пальто, бусы, пушка.
Послушай, что расскажу я тебе про звук «П», он не поется, на пути у воздуха смыкаются губы, они резко размыкаются, и получается звук «п», его нельзя петь он не гласный он согласный, он образуется с помощью губ, значит он губной, мы не включаем голосок, значит он глухой, а обозначается он вот такой буквой.Наши певунчики любят согласные звуки, они умеют составлять и читать слоги.
Дети читают прямые и обратные слоги , показывают их руками.
А теперь певунчики споют свою веселую песню.
Певунчикивеселые в азбуке живут
Они проснутся утром и песенки поют
Они проснутся утром и песенки поют
Певунчикивеселые в азбуке живут.
Один поет громко а-а-а
Другой поет звонко о-о-о
Третий губки тянет у- у -уЧетвертый всех нас дразнит э-э-э
Пятый потянулся ы-ы-ы
Шестой всем улыбнулся и-и-и
За что, за что певунчиков гласными зовут
Они веселым голоском на все лады поют
Они веселым голоском на все лады поют
Поэтому певунчиков гласными зовут
Молодцы певунчики, хорошо пели, я подарю вам на память свои пузырьки.
- вот и заканчивается сказка и мы с вами отправляется домой, оставьте на стульчиках волшебные колпачки, проходите в волшебную дверь и превращайтесь в мальчиков и девочек.
Заключение. Таким образом по итогам мониторинга развития фонематического слуха у детей до и после осуществления проекта, мы получили положительную динамику.
.