программа Детская глиняная игрушка
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Детская глиняная
Игрушка
возраст детей ___6 – 11 лет__
срок реализации ____2 года___
составитель Федорова
Татьяна Александровна
учитель начальных классов
г. Боровичи
Новгородской области
__2013__год
Пояснительная записка
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенной.
Всё начинается с детства. Любой человек, независимо от возраста и профессии, независимо от того, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем они сделаны – эти первые жизненные и культурные ориентиры. Уже более ста лет внимание учёных привлекает народная глиняная игрушка, исследование и изучение её традиций помогает приобщению к национальной духовной культуре, к многовековой народной мудрости и красоте.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность и воображение.
Гармоническое развитие и развитие творческой самореализации детей заложены в основу программы данного объединения.
Учебное объединение «Детская глиняная игрушка» даёт учащимся, проявляющим склонность и интерес, возможность окунуться в удивительный мир популярной в прошлом в России и возрождающейся ныне лепной глиняной игрушки, глубже узнать народные промыслы, ознакомиться с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества; углубить знания о пластической выразительности формы игрушек различных художественных школ: Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевской; овладеть приёмами работы с глиной, техникой декоративного оформления, приёмами стилизации, особенностями образа в декоративном искусстве. У детей формируется объёмное видение предметов, осмысление пластических особенностей формы, развивается чувство цельности композиции. Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Дети этого возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объёме.
Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.
Занятия развивают умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.
Дополнительная образовательная программа «Детская глиняная игрушка» основана на программе « Лепка на занятиях в школьном кружке» автор – Мартынова В. И.
Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства, раскрыть комплексный характер народного художественного творчества, совершенствовать трудовые умения и навыки.
2. Развивать познавательную и творческую активность детей, художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять толерантность.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, включает в себя теоретический и практический курс. Она рассчитана на работу с детьми
6-11 лет и состоит из следующих этапов:
- ознакомительный, 1 год обучения - 144 ч.;
- развивающий, 2 год обучения - 144 ч..
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (1ч Ч 2 раза)
Численный состав: 1 год обучения – 15 чел.
2 год обучения – 12 чел.
К концу 1 года обучения учащиеся
Должны знать:
- общие сведения о традиционных русских народных промыслах лепной игрушки;
- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда;
- правила организации рабочего места;
- правила и приёмы обработки глины;
- правила общения
Должны уметь:
- узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых по программе;
- различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- выполнять правила и приёмы обработки глины;
К концу 2 года обучения учащиеся
Должны знать:
- особенности и отличия изделий традиционных народных промыслов лепной игрушки, изучаемых по программе;
- название, назначение и правила пользования инструментами и приспособлениями, предусмотренными программой;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами и приспособлениями;
- правила и приёмы обработки глины;
- правила организации рабочего места;
- правила общения
Должны уметь:
- различать по внешнему виду изделия народных промыслов, изучаемых по программе;
- правильно называть и самостоятельно использовать в работе строго по назначению инструменты и приспособления;
- самостоятельно и безукоризненно выполнять правила безопасности труда и личной гигиены;
- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- правильно выполнять изученные технологические операции;
- самостоятельно изготавливать по образцу изделие;
- работать в группах, распределять и согласовывать свой труд с другими
Учебно-тематический план
(первый год обучения)
№ п\п
Раздел программы
Всего часов
В том числе
теор.
практ.
1
Чудесный материал (глина и использование её человеком)
4
3
1
2
Что умеют делать золотые руки (о народных умельцах)
10
8
2
3
Первые шаги
14
4
10
4
Основы художественной обработки глины
40
14
26
5
У нас получаются красивые изделия
70
10
60
6
Экскурсии и выставки
6
6
Всего часов:
144
39
105
Содержание программы
(первый год обучения)
№ п\п
Наименование раздела
всего
часов
Теоретические знания
кол-во
часов
Практические работы
кол-во
часов
1
Чудесный материал
4
- глина как ху-дожественный материал;
- отличитель-ные свойства различных глин;
- особенности формообразова-ния;
- знакомство с планом работы кружка на год
3
- подготовка мате-риала (глины) к работе;
1
2
Что умеют делать золо-тые руки
10
- беседы по ис-тории возникно-вения различ-ных художест-венных промыс-лов изготовле-ния глиняной игрушки в России (Филимоновс-кой,
Дымковской, Каргопольской, Абашевской) с показом иллюстратив-ного и предмет-ного материала;
8
- отработка приё-ма: лепка из целого куска;
2
3
Первые шаги
14
- знакомство с инструментами и приспо-собле-ниями, исполь-зуемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды, тря-почка);
- условия безо-пасной работы;
-организация рабочего места;
- формообразо-вание в работе с глиной;
- средства и способы изобра-жения в пласти-ке;
4
- отработка приё-мов лепки: вытя-гивания и при-щипывания;
- правильная организация рабочего места;
- соблюдение правил безо-пасной работы;
10
4
Основы худо-жественной обработки глины
40
- знакомство с правилами и приёмами обра-ботки глины;
- простейшие приёмы декора изделий из гли-ны;
- передача фор-мы, пропорций;
14
- отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением дета-лей;
- овладение простей-шими приёмами деко-ра изделий: защипы, налепы;
26
5
У нас полу-чаются кра-сивые изделия
70
- основные цве-та красок, ис-пользуемые в росписи глиня-ных игрушек в традиционных народных промыслах;
- знакомство с элементами росписей и узорными композициями используемыми в росписи игру-шек в народных промыслах;
10
- отработка приё-ма – наращивание по частям;
- лепка с натуры по образам народ-ной игрушки;
- создание неслож-ных по технике выполнения творческих работ;
- упражнения в выполнении эле-ментов и узорных композиций рос-писей используе-мых в традицион-ных народных промыслах;
- роспись игрушек с использованием традиционных приёмов;
60
6
Экскурсии и выставки
6
- экскурсии на выставки;
- выставки работ детей;
- конкурсы
6
Итого: 144 ч 39 ч. 105 ч
Учебно-тематический план
(второй год обучения)
№ п\п
Раздел программы
Всего часов
В том числе
теор.
практ.
1
Народные художественные промыслы русской лепной игрушки (филимоновской, дымковской, каргопольской, абашевской)
10
8
2
2
Послушная глина
16
6
10
3
Секреты мастеров
20
8
12
4
Основы художественной обработки глины
30
12
18
5
У нас получаются красивые изделия
60
10
50
6
Экскурсии и выставки
8
Всего часов:
144
44
100
Содержание программы
(второй год обучения)
№ п\п
Наименование раздела
всего
часов
Теоретические знания
кол-во
часов
Практические работы
кол-во
часов
1
Народные худо-жественные промыслы русской лепной игрушки
10
- беседы по исто-рии развития на-родных худо-жественных про-мыслов глиняной игрушки в России (Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевской);
- знакомство с планом работы кружка на год
8
- правильная организация рабочего места;
- соблюдение правил безопас-ной работы;
2
2
Послушная глина
16
-разнообразие глин, их назна-чение и основ-ные свойства: цвет, пластич-ность, водонеп-роницаемость;
- инструменты и приспособления для работы с глиной: разные по форме стеки, кисть, станок для лепки, тряпочка, баночка для во-ды;
- их назначение;
- правила и приё-мы безопасной работы и хране-ние;
- основные приё-мы работы с гли-ной;
- особенности формообразова-ния в глиняной пластике;
-организация рабочего места;
6
- подготовка материала (гли-ны) к работе;
- правильная организация рабочего места;
- соблюдение правил безопас-ной работы;
10
3
Секреты мастеров
20
- композиция в пластике;
- искусство круглой много-фигурной компо-зиции в твор-честве народных мастеров;
- использование цвета в росписи изделий для от-ражения эмоцио-нального состоя-ния;
- работа над образом;
8
- отработка приёма лепки способами кру-гового налепа;
12
4
Основы художественной обработки глины
30
- обобщение ранее изученных правил и приё-мов обработки глины;
- приёмы стили-зации в лепке;
12
- отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей;
18
5
У нас получа-ются красивые изделия
60
- создание еди-ной композиции;
10
- лепка с нату-ры по образам народной иг-рушки с внесе-нием измене-ний;
- лепка с сохра-нением стиля;
- создание кол-лективных композиций;
- создание твор-ческих работ;
- роспись игру-шек из глины;
50
6
Экскурсии и выставки
- экскурсии на темати-ческие выставки;
- индивидуальные и коллективные выставки работ детей;
- конкурсы
Итого: 144 ч 44 ч. 100 ч
Методическое обеспечение
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- эвристический.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые занятия требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром как иллюстративного, так и наглядного материала и подкрепляется практическим освоением.
Учебный материал программы составлен в виде единых блоков, что даёт возможность последовательно вести усвоение знаний, умений и организовать итоговые занятия в конце четверти.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятия-путешествия, занятия-игры, занятия-экскурсии.
Основные формы отслеживания результативности: зачётные занятия, выставки.
Литература:
для учителя:
1. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке», М. Просвещение,
1986г.
2. Богуславская «Русская глиняная игрушка» (учителю о народных
промыслах), Л. 1985г.
3. Гунн Г. П. «Каргополье и Онега». М.: Искусство, 1989г.
4. Дайн Г. Л. «Игрушечных дел мастера», М. Просвещение, 1994г
5. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник, 1986.
6. Конышева Н. М. «Лепка в начальных классах», М. Просвещение, 1985г.
7. Мартынова В. И. «Изготовление народной глиняной игрушки»,
В.- Новгород НРЦРО, 1998г.
8. Максимов Ю. В. «У истоков мастерства», М. Просвещение, 1983г.
9. Рогов А. «Кладовая радости», М. Просвещение, 1982г.
10. Рогов А. П. «Черная роза». Книга о русском народном искусстве. М.:
Современник, 1987г.
11. Федотов Г. Я. «Послушная глина», М. АСТ- ПРЕСС, 2000г.
12. Шевчук «Дети и народное творчество», М. Просвещение, 1985г.
для учащихся:
1. Анохин Ю. «В музее игрушек», изд «Малыш» М., 1986 г.
2. Величкина Г. А. Шпикалова Т. Я. «Дымковская игрушка», М. «Мозаика-
Синтез», 2004 г.
3. Величкина Г. А. Шпикалова Т. Я. «Каргопольская игрушка», М. «Мозаика-
Синтез», 2004 г.
4. Вохринцева С.В. «Народное творчество» (познавательная и обучающая
книжка-раскраска для детей младшего школьного возраста), Екатеринбург
изд. «ИП Вохринцева» 2001г.
5. Вохринцева С.В. «Дымковская игрушка» (познавательная и обучающая
книжка-раскраска для детей младшего школьного возраста), Екатеринбург
изд. «ИП Вохринцева» 2001г.
6. Лыкова И. А. «Филимоновская игрушка», изд. «Малыш», 2002г.
7. Лыкова И. А. «Ярославская игрушка», изд. «Малыш», 2002г.
8. Книжка-раскраска «Дымково» (серия «Народные промыслы»), ООО ИПФ
«Околица», 1997г.94.
9. Книжка-раскраска «Филимоновская игрушка» (серия «Народные
промыслы»), ООО ИПФ «Околица», 1998г.
10. Рогов А. «Про филимоновские свистульки», изд «Малыш» М., 1987г.
Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»
«Филимоновская народная игрушка», М. Мозаика-Синтез, 2004 г.
«Каргопольская народная игрушка», М. Мозаика-Синтез, 2005 г.
«Дымковская народная игрушка», М. Мозаика-Синтез, 2004 г.
15