«Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
Цель урока:
-Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи.
- Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
- Формировать навыки работы с художественной росписью.
- Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Тип урока:
Комбинированный.
Оборудование:
- Презентация.
- Плакаты и иллюстрации с изображением глиняных игрушек.
- Творческие работы учащихся.
План урока.
1.Беседа.
2.Постановка художественной задачи.
3.Практическая работа.
4.Подведение итогов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- проверка готовности к уроку;
II. Беседа по творчеству.
Слайд № 1-
- Объявление темы урока «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка».
Слайд № 2-
- Цель урока - Восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях дымковской игрушки.
- Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
Истоки изготовления игрушек уводят нас в глубь веков.
Слайд №3-8
- Самая знаменитая глиняная игрушка. Родилась она в Дымковской слободе близь города Кирова. В старину на базарах устраивали праздники - ярмарки, которые назывались “свистопляской” или “свистуньей”. Развлечением праздника были глиняные игрушки- свистульки. Крестьяне лепили их из красной местной глины и обжигали в печах.
Образы игрушек: разноряженные щеголихи, няньки – “кормилки” с детьми на руках, лихие всадники, кони, важные индюки, и другие образы.
Слайд №9
- Цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый в фоне и черный цвета.
- Орнамент: геометрический (круги, овалы, клетки, полоски, точки).
- В облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
- Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.
Слайд №10
- В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.
Игрушки, о которых мы говорим делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.
Для производства Дымковской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности.
Слайд №11
- После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Делают роспись.
III. Постановка художественной задачи.
Ребята, сегодня мы с вами нарисуем эскиз дымковской игрушки, затем распишем.
Слайд №12
IV. Практическая работа.
- Задание: Сейчас мы будем создавать эскизы своих игрушек по желанию.
Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской игрушки. Не забудьте и о цветовой гамме.
Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? Какие?
- Сейчас вы можете приступить к работе.
Слайд №13-17
Целевые обходы учителя во время выполнения практической работы.
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов росписи.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
V. Подведение итогов.
Слайд №18
В конце урока выставка детских работ « Эти забавные фигурки ».
VI.Домашнее задание. Подготовить краски голубых оттенков; завершить работу.