урок изобразительного искусства в 5 классе Древние образы в современных народных игрушках









«Древние образы в современных народных игрушках»
5 класс .











Тема урока - «Древние образы в современных народных игрушках»
Цель: Изучить древние образы через три известные школы народных игрушек :Дымковской, Филимоновской, Каргопольской .
Задачи :
1 Научить - сравнивать и оценивать форму, декор игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам; -распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; -размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки; 2 Развивать умения овладевать приемами создания выразительной формы с опорой на народные традиции; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Формировать навыки аккуратности в работе. 3 Воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к Отечеству;

Тип урока: комбинированный.
Материалы для учителя: авторская презентация “Древние образы в современных народных игрушках», глиняные игрушки по мотивам :Дымкова, Филимонова , Каргополья, оформленные в единую экспозицию, опорные таблицы , аппликативный материал для рефлексии обучающихся.
Материалы для обучающихся: вылепленные и прогрунтованные модели детских игрушек , гуашь, кисть белка, стаканчик.



Этапы работы
Содержание этапа

1.
Организационный момент.
(1 минута)


Приветствие класса.
Концентрация внимания на учебный процесс

2.
Актуализация
(3 минуты)




- Ребята, в первой четверти мы рассматривали древние образы на примере какой росписи ? (мезенской)
-Какие вы помните древние образы?
(древо жизни, женский образ , конь) - таблички для визуализации закрепляются на доске .

3.





































































































































































4.
Изучение
нового материала
(18мин)


































































































































































Практическая работа.
(15 минут)


Слайд 1.
Во 2 четверти эти древние образы мы посмотрим через язык народных игрушек .
Слайд 2 Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках».
В современных народных игрушках можно выделить много школ , но мы остановимся на трёх известных школах .
Очень важно, во –первых, иметь представление о территориальной расположенности этих школ .
Слайд 3 Начнём с самой ближней к Ижевску –дымковской школе народной игрушки . Дымковская народная игрушка зародилась в Слободе Дымково близ г. Вятка (ныне
на территории г. Кирова).
Слайд 4. Родиной филимоновской игрушки стала Тульская область , деревня Филимоново
Слайд 5. Архангельская область стала родиной не только мезенской росписи , но и каргопольской игрушки. Игрушка родилась в городе Каргополье .
-Ребята, какую закономерность вы увидели в названиях всех игрушек?
( Игрушки получили название от той местности ,где они зародились ).

На уроке нам будут помогать эксперты этих трёх школ народных игрушек .
Экспертом дымковской игрушки –(Ф.И ученика)
Экспертом филимоновской игрушки –(Ф.И ученика)
Экспертом каргопольской игрушки –(Ф.И ученика)
Слайд 6 Ребята , как вы думает, как будет звучать цель нашего урока?
В качестве небольшой подсказки будет выступать схема, но в ней необходимо восстановить недостающие звенья.
Изучить особенности * * в современных * *:Дымково, Филимонов, Каргополья.
(Изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимонов, Каргополья .)

Почитание народом в глубине веков древних образов распространилось и на глиняные игрушки . Давайте посмотрим, как же народные мастера – умельцы передавали эти образы в объеме .
Слайд 7 . В народных представлениях он было символом растительных сил земли , вечной живой ,процветающей природы . Его изображение символизировало счастливое продолжение рода .
О каком древнем образе повествует нам текст?
Слайд 8 . Древо жизни .
Дымковское древо жизни лаконичное в объеме, простота сочетается с дополняющими мелкими элементами – плодами дерева .
Филимоновское древо жизни - славится сложностью конструкции с акцентом на цветы , птиц и включение в композицию филимоновских фигурок людей.
Каргопольское древо жизни - простое в конструкции. Мелкими деталями и украшениями мастер не наполняет форму дерева. Форма близка к реалистическому дереву .
- Какую закономерность вы увидели у всех трех древ жизни ?
(Во всех древах жизни прослеживается вертикаль, символизирующая рост и жизнь) .
Слайд 9. Землю , ее плодородие связывали в древности с этим образом. Божество, выражавшее представление о земле, которая родит и продолжит род.
О каком древнем образе повествует нам текст?
Слайд 10. Женский образ( образ матери - Макошь («мать хорошего урожая).
Ребята, давайте посмотрим на конструкцию каждой барыни. Какая особенность присуща каждой фигурке?
Анализ формы игрушки каждого промысла.
Используя определения (пышность, нарядность, утончённость, грациозность приземистость, коренастость) охарактеризуйте конструкцию (форму) дымковской, филимоновской ,каргополькой барыни.
(Дымковская игрушка- пышность, нарядность
Филимоновская игрушка- утончённость, грациозность
Каргопольская игрушка – приземистость, коренастость.)
-Как вы думаете при помощи каких элементов в игрушке складываются эти ассоциации ?
( Дымковская барыня всегда славилась пышностью ,это достигалось за счёт
широкости формы юбки , рюшей, ,использовании множества цветов в орнаменте и сусального золота.
Филимоновская барыня - соотнесение вытянутого торса ,головного убора и юбки)
Каргопольская барыня - невысокость, утолщенность всех частей фигуры, монолитность.
У барынь анализируется :
форма юбки,
форма торса ,
форма головного убора ,
использование орнамента и цвета (считывание солярных знаков с поверхности игрушек).
-Какие солярные знаки и изображения встречаются в игрушках?
- Какие цвета мастера использовали для росписи каждой барыни?
Цветовой строй.
Слайд 11.Один из древнейших и любимых образов. Он был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб , как и само солнце.
Слайд 12 Образ коня
Анализируется форма дымковского, филимоновского, каргопольского коня.
Анализируется цветовой и орнаментальный строй игрушки.
-Ребята, раннее подобранными определениями можно охарактеризовать форму коней?
Слайд 13 В давние времена люди верили, что этот образ- символ света и тепла, прогоняет своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносит на крыльях весну красную, теплое летушко.
Слайд 14 Образ птицы.
Анализируется форма птиц (с использованием ранее выведенных определений для каждой народной «школы» игрушек
Анализируется цветовой строй.
Слайд 15. У каждой школы есть свои особенности, по которым мы можем узнавать игрушки. Какую особенность и закономерность можно проследить во всех каргопольских игрушках?
Происходит соединение двух образов. (Образ животного и образ человека.)
Слайд 16. Ребята, как вы думаете, какое значение имели игрушки в древности ? А сквозь века пронеслись и сохранились эти значения. Какие значения сохраняются в наше время?
Ребята, мы посмотрели с вами множество игрушек ,и пришло время практической работы.
Алгоритм практической работы
Анализ формы игрушки и соотнесение её с игрушками народных промыслов .
2. Подбор орнамента и цвета в соответствии с выбранной народной игрушкой : каргопольская, дымковская, филимоновская 3.Аккуратное заполнение орнаментом поверхности игрушки .
4.Выставка игрушек « Сквозь века»
Для освежение в памяти информации об орнаментах давайте ещё раз вспомним .
Слайд 15,16,17
- Ребята, давайте вспомним и проговорим орнаменты игрушек каждой школы .
( Проговаривается используемые элементы и символическое значение , цветовой строй орнамента каждой школы :Дымковской, Филимоновской, Каргопольской .)
Для помощи на доске размещены орнаменты дымковские , каргопольские, филимоновские (во время практической работы звучит музыка ярмарочная ).


5.
Подведение итогов
( 7 минут)


1. Наша страна большая, сегодня мы заглянули в три области- родоначальницы народных игрушек : в Кировскую, Тульскую ,Архангельскую. Ваша задача найти родину каждой игрушки, но игрушка у нас не расписанная , вам надо узнать её по форме и закрепить к той области, где она родилась, а потом подобрать орнаменты для каждой игрушки .
2. Ребята, а сейчас в зависимости от выбранной вами игрушки мы расставим их на демонстрационном столе, но не забудьте обозначить название «школы» вашей игрушки дымковская, филимоновская, каргопольская.
Схема расстановки игрушек .
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Оценивание вашей работы будет слагаться из трёх оценок и заноситься в таблицу «Оценка художественного продукта по теме «Древние образы в современных народных игрушках»
1 оценка экспертов
Эксперты выделяют игрушку своей школы из множества игрушек ( оценивают детские работы: форма, орнамент, цветовой строй игрушки)
Работа экспертов . Эксперты в конце урока подводят итог . Оценивание происходит при помощи карточек (оценки вкладывают под работы) .
2 оценка - самооценка ученика
ученики оценивают свои работы сами , результаты сдаются учителю на обработку
3 оценка учителя
Учителем анализируется и суммируется оценка самого ученика, одноклассника – эксперта ,
Все ваши оценки озвучим на следующем уроке.(Ученик выбирает одну из трёх оценок)
Но самой высокой оценкой будет участие ваших работ в классной выставке
« Сквозь века »
Много веков прошло с того времени, как зародилась глиняная народная игрушка ,не просто игрушка, а игрушка, созданная золотыми руками мастеров . С развитием человечества и вхождением в жизнь промышленных игрушек , память и сохранение традиций ручных игрушек живёт в каждом из нас .


6.
Домашнее задание
(1 мин)

Принести гуашь синюю, белую, кисти №6,8,3, тетрадь .




Дымковские игрушки

Филимоновские игрушки

Каргопольские
игрушки