Обобщение опыта работы Развитие творческих способностей учащихся при лепки из глины
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ»
Гомель, 2016
Содержание
1.
Информационный блок
3
1.1.
Название темы опыта
3
1.2.
Актуальность опыта
3
1.3
Цель опыта
5
1.4
Задачи опыта
5
1.5
Длительность работы над опытом, этапы
5
2
Описание технологии опыта
7
2.1
Ведущая идея опыта
7
2.2.
Описание сути опыты
7
2.3
Результативность и эффективность опыта
11
3
Заключение
12
Список использованных источников
13
Приложение 1
14
Приложение 2
16
Приложение 3
19
Приложение 4
21
Приложение 5
22
Информационный блок
1.1 Название темы опыта
Развитие творческих способностей учащихся при обучении лепки из глины.
1.2 Актуальность опыта
Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой личности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В.А.Сухомлинский. В отличие от других учебных предметов, в трудовом обучении центральное место занимает организация практической деятельности учащихся по изготовлению определенных предметов.
С глубокой древности человек изготавливал различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Одним из традиционных народных художественных ремесел белорусов является лепка из глины. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту изделия из глины. На занятиях объединения по интересам «Шаг навстречу» ребята приобретают и совершенствуют практические навыки работы, создавая подлинные произведения искусства из глины.
Актуальность опыта обусловлена тем, что в настоящее время, подавляющее большинство учащихся увлекается компьютерными играми, проводя почти все свободное время за компьютерами. Это не может не сказаться на их общем развитии. Ребята становятся замкнутыми, раздражительными, имеют проблемы в общении со сверстниками, не знают, как себя вести в реальном мире. И, самое печальное, ничего не умеют делать руками.
Другая категория детей, предоставленных самим себе, уходит на улицы, в подъезды. Основные их занятия направлены не на созидание, а на разрушение.
На своих занятиях я пытаюсь расширить интересы учащихся, переключить внимание на другие сферы деятельности, увлекая ребят различными видами деятельности при изготовлении изделий из глины. Так появляется мотивация к приобретению практических навыков работы, обеспечивается приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.
При создании композиций из глины, сходятся эстетическое и историческое, трудовое и физическое, экологическое и технологическое воспитание, что, несомненно, способствует формированию всесторонне и гармонично развитой личности.
1.3 Цель опыта
Создание условий для совершенствования практических навыков и творческой самореализации учащихся при создании творческих работ из глины.
1.4 Задачи опыта
Обучить практическим навыкам лепке из глины, техническим приемам, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла.
Обучить владению инструментом лепки.
Развить художественный вкус, общую культуру личности.
Приобщить к истокам народного декоративно-прикладного творчества.
1.5 Длительность работы над опытом
Отличительная особенность программы - преемственность. Программа не дублирует материал школьных программ, а расширяет, дополняет его, давая возможность учащимся совершенствовать практические навыки.
Процесс обучения разделяют на три основных этапа:
Азбука лепки
Поисковые (эвристические) работы
Творческие работы (проекты)
Азбука лепки предполагает усвоение необходимых технико-технологических сведений для выполнения практических работ, в основу которых положено овладение различными способами действий при повышении самостоятельности учащихся (Приложение 1).
Одним из видов самостоятельной работы являются воспроизводящие работы, требующие от учащегося главным образом репродуктивных действий, связанных с воспроизведением готовых образцов.
Данный вид деятельности предполагает работу с учебным пособием, предлагаемыми образцами, произведениями народного творчества; способствует формированию у учащихся умений добывать знания из различных источников по ознакомлению с технологией созданию изделий из глины.
Поисковые (эвристические) работы – виды деятельности, побуждающие к активному осмыслению материала; поиску вариативных решений задачи; анализу проблемных ситуаций под руководством педагога ; самостоятельному выполнению алгоритма действий.
В процессе применения знаний, когда учащийся не связан с готовыми образцами, он определяет свою композицию, свой алгоритм выполнения операций, проявляя активно-поисковый уровень самостоятельности.
Для выполнения поисковых работ я провожу практические занятия, которые служат ориентиром для детей.
Творческие работы требуют интенсивной самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с полученными заданиями.
Практика обучения учащихся технологии художественной обработки глины свидетельствует о том, что учащиеся, последовательно осуществляя воспроизводящие, поисковые и творческие работы, не только успешно овладевают практическими навыками лепки из глины, но и привносят элементы новизны (творчества) в создаваемые композиции (Приложение 3).
Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Лепка из глины является эффективным средством для формирования и совершенствования практических навыков учащихся, развития художественно-творческих способностей, воспитания уважения к культурно-историческому наследию.
Специфика художественной обработки глины как вида деятельности, а именно: красота орнамента, строгость линий, четкая организация рисунка, - делает ее близкой, доступной детскому восприятию и творческим проявлениям.
Доступная сложность работ позволяет использовать на занятиях методику «успеха», когда запрограммированный положительный результат подвигает к новым успехам и переходу на более сложный уровень обучения.
2.2 Описание сути опыта
Изготовление изделий из глины – самый древний способ. Он выполняется в виде выемок: двух-, трех– и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности глиняного изделия. Этот вид работы не требует сложных инструментов и редких материалов.
На занятиях ребята знакомятся с видами материла (глины), применяемыми для обработки изделий, осваивают приемы работы с инструментами и приспособлениями.
Несмотря на простоту исполнения художественной обработки глины, готовые работы обладают высокими эстетическими качествами и позволяют учащимся совершенствовать определенные практические навыки.
Приемы выполнения лепки изделий из глины:
В процессе создания своих изделий учащиеся решают следующие проблемы:
эскизная разработка изделия;
подбор материала;
разработка рисунка;
подготовка инструмента;
лепка из глины;
отделка изделия ( шлифование, обжиг, роспись).
Помимо совершенствования практических навыков, ребята получают общее представление о флористике, учатся собирать материал, выполнять его предварительную обработку, выполнять простейшие поделки без изменения фактуры материала.
Задача педагога – ориентировать детей на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно–прикладного творчества и создание на этой основе собственных изделий.
Реализация программы предполагает применение различных форм и методов работы. Теоретические знания даются в форме лекций и бесед. Практическая часть программы осваивается учащимися на базе мастерской.
Для успешного усвоения материала в объединении по интересам необходимо иметь:
справочно-информационную литературу;
альбомы с рисунками для первых учебных работ;
укладки с наборами инструментов для лепки;
выставку работ учащихся прежних лет;
методические плакаты;
методические стенды с образцами материалов;
инструкции по технике безопасности.
Образовательный процесс в объединении по интересам во многом зависит от первого задания. Оно должно быть понятным, доступным. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему.
Педагог должен направлять процесс отбора возможных композиций, форм.
Хорошо, если дети будут видеть перед собой готовые работы других учащихся и образцы работ, выполненных профессионалами.
В процессе обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.
В моей педагогической практике одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения.
Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.
информировать детей о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.
При демонстрации трудовых приемов я применяю следующую методику:
показ трудового процесса;
показ его в замедленном темпе;
показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости изолированный показ отдельных сложных движений;
заключительный показ трудового процесса (проводится в рабочем ритме);
проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.
Формирование и совершенствование практических умений и навыков – особая педагогическая задача. Этот процесс является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека [3, с.46].
В учебном процессе в рамках данной образовательной программы, учитываются следующие педагогические принципы:
обучение от простого к сложному;
обучение в практической деятельности;
сочетание доступности обучения с исторической и научной обоснованностью получаемых сведений и практических действий;
преемственность и системность на всех стадиях обучения и т.д.
В дальнейшем приобретенные учащимися навыки и умения помогают легче освоить более сложные виды лепки изделий из глины, пробовать их комбинировать, используя более разнообразные формы.
2.3 Результативность и эффективность опыта
Совершенствуя навыки лепки, ребята учатся, как сделать красивую вещь, изделие. Конструируют, проектируют технологический процесс или последовательность получения из заготовки готового изделия, контролируют его качество, проверяют, а затем находят новую идею, как сделать ещё лучше.
Оценить цифрами или баллами результативность опыта довольно проблематично. Результатом совместной работы ученика и педагога являются оригинальные работы ребят, которые характеризуются индивидуальностью, эстетичностью, хорошим уровнем качества, конкретной функциональностью (Приложение 3). Неповторимые работы учащихся остаются запечатленными на фотографиях выставок творчества учащихся (Приложение 4).
Показателем результативности своей работы я считаю высокие достижения учащихся в конкурсах декоративно-прикладного творчества учащихся (Приложение 5).
Увлечение лепкой приносит ребятам и практическую пользу. Собственными руками они создают предметы быта, для украшения интерьера своего дома: шкатулки, статуэтки, посуду.
Занятия создают у учащихся положительную мотивацию к практической деятельности, дают возможность реализовать себя в общении с педагогом и со сверстниками, формируют устойчивый интерес к выбору будущей специальности.
Даже если в дальнейшем ребята не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Ребята начитают понимать и ценить красоту, т.к. именно она является самым главным критерием в работе над изделием. Недаром многие взрослые в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.
3. Заключение
Занятия в объединении по интересам - это предмет о познании мастерства, создающий положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности и формирующий у них устойчивый интерес к резьбе по дереву и выбору будущей специальности. Именно объединение по интересам имеет возможность и должно формировать у учащихся потребность и способность к самостоятельной, творческой, активной деятельности.
Занимаясь лепкой, учащиеся приобщаются к интересному делу, которое обогащает их внутренний мир, заполняет интересным творческим трудом свободное время. Приобщение к процессу создания изделий по законам красоты доставляет детям удовлетворение, радость, эстетическое наслаждение. Декоративно-прикладное творчество открывает им возможность для разносторонней деятельности, для достойного применения энергии, отвлекает от пустого времяпрепровождения.
Художественная обработка глины, как один из немногих видов художественной обработки материалов, является эффективным обучающим, развивающим и воспитательным средством, отвечающим педагогическим требованиям, обладающим высокими эстетическими качествами, доступностью по затрате физических сил. Это и определяет педагогическую целесообразность ее использования на занятиях.
Список использованных источников
Алексеев, Е. В. Организация технического творчества учащихся [Текст] / Е. В. Алексеев. - М. : Просвещение, 1984. - 186 с.
Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для
учителей . – 3-е изд. / Н.И. Запрудский . – Минск, 2006. – 288 с.
Сухомлинский, В.А. О воспитании: [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 269 с.
Яворская, Л.М. Трудовое обучение. Современные технологии обучения: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М.Яворская. –Минск: Местный литературный фонд: Пэйпико, 2008. – 99 с.
15