Сценарий театрализованного представления Осенины (3 класс)


Сценарий театрализованного представления
для учащихся 3 класса.
«Осенины».
Составитель:
Поздышева
Светлана
Александровна,
МБОУ СОШ № 12,
г. Нижний Тагил
Цель: включить детей в практические действия по изучению национальной самобытной культуры русского народа.
Задачи:
-раскрыть ценностные ориентиры народа, нашедшие отражение в его культуре, побуждать детей следовать этим установкам в своём поведении и поступках;
- воспитывать чувство национального самосознания;
-развивать речь учащихся, память, творческие способности, познавательную активность.
Ход представления
Звучит народная музыка (фон)
Ребёнок. Осень – дивная пора!
Любит осень детвора!
Всех мы в гости приглашаем,
Осенины отмечаем!
Ведущий. В Древней Руси устраивались праздники встречи и проводов осени – Осенины. Встречали наши предки осень три раза:
14 сентября – Семёнов день – первые Осенины,
21 сентября – Рождество пресвятой Богородицы - вторые Осенины,
27 сентября – Воздвиженье – третьи Осенины.
А провожали осень 14 ноября в праздник Кузьмы и Демьяна. Кузьминки – об осени поминки, Кузьминки – встреча зимы.
Кузьма и Демьян – рукомесленники, покровители ремёсел, кузнечного искусства и женского рукоделия.
К 14 сентября все тяжёлые работы в поле заканчиваются, начинаются засидки.
1девочка. Осень – тётушка!
Тяжела работушка,
Всё покосы, нивушка –
Болит моя спинушка.
2 девочка. Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала –
Надломила спинушку.
3 девочка. Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс.
Только девке хлеба белого
Поесть не удалось.
Домовёнок (вылезает из-за печи): Ой, дети! Быть этого не может. Наверное, я сплю. Ну-ка, ущипните меня. Нет, не сплю.
Ну, это… . Ой, забыл, что нужно сказать. Вот склероз проклятый. 300 лет назад привязался, еще когда Баба-Яга была маленькой Ёжкой, и до сих пор никак не отвяжется. Что же я хотел сказать.
Ведущий. Наверное, поздороваться.
Домовёнок. Ну, да! Здравствуйте! Вы меня узнали? Я – домовой Кузя. А вот вас я позабыл, всё склероз проклятый. Давайте заново познакомимся. Когда я хлопну в ладоши 3 раза, вы дружно назовёте каждый своё имя. Так и познакомимся (знакомится с детьми).
Очень приятно с вами познакомиться. Вы, я вижу, Осенины справляете. А какой же праздник без сказки. Сейчас я вам её найду (ищет за печкой, не находит). Наверное, баба-Яга утащила. Она у меня вот тут в узелке лежала.
Ведущий. А давайте Бабу-Ягу позовём, пусть она нам нашу сказку отдаст (зовут бабу –Ягу).
Баба-Яга. Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! Батюшки, Домовёнок. Уж 200 лет почитай не виделись. А, чавой – та вы меня кричать вздумали?
Домовёнок. Беда у нас приключилась! Это ты узелок со сказкой утащила?
Баба-Яга. Чаво нет, того нет! Ты напраслину на меня наговариваешь.
Домовёнок. А у меня свидетель есть – кот! Он ночью не спит, всё видел.
Баба-Яга. Ха, да где же это видано, чтобы кот в свидетелях значился? Это-лжесвидетель.
Домовёнок. Сознавайся. А то мы тебя свяжем и в печке зажарим.
Баба-Яга. Вижу я – ребята вы неслабые. Помериться со мной хотите? Только знайте, меня ещё никто не побеждал.
Домовёнок. А ты не стращай. Мы тебя не боимся. Отдавай сказку.
Баба - Яга. Ответите на мои вопросы – отдам сказку, нет – так нет.
Домовёнок. Ну, задавай свои вопросы.
Баба-Яга. (дети с помощью ведущего и Домового отвечают на вопросы)
1 вопрос. Какие работы начинались с Семёнова дня? (Начинали сушить и мять лён, выкапывать картофель).
2 вопрос. какая примета связана с птицами? (В этот день нигде не увидишь воробьёв. Говорят, что в этот день их чёрт меркою мерит: сколько себе взять, а сколько выпустить. Для этого все воробьи к нему и собираются.).Проводится народная игра «Воробей»
(Выбирается водящий. Ему завязываются глаза. Дети вместе произносят слова и разбегаются. Водящий ловит детей.)- Эй, воробей,
не клюй конопель.
Я за эту коноплю
Тебе ножку перебью.
3вопрос. Какой обряд связан с насекомыми? («похороны» насекомых)
Ведущий. Слышу, кто-то идёт.
Муха. Ах, какая я красавица»
Я – муха- позолоченное брюхо.
Пойду по лужку.
Может найду денежку.
Ой, какая красивая изба, прямо настоящий теремок. Кто, кто в теремочке живёт? Тихо. Никто не отвечает. Буду здесь зимовать
Блоха. Чей домик – теремок?
Кто в теремочке живёт?
Муха. Так я тебе и сказала. Вот загадку отгадаешь –
Тогда и узнаешь.
Кто над нами вверх ногами.
Ходит не страшится, никого не боится? (муха)
Нет не пущу я тебя. Проходи мимо. Мне и одной хорошо.
Блоха. А не пустишь, так я весь мох из стен повытереблю.
Муха. Ну, ладно, проходи. Мне твоя помощь пригодится. Садись, я тебе не сказку, а быль.
Как мухи справляли годовщину.
Поели на дармовщину.
Был пир у нас не плохой.
Там лакомились мы жареной блохой (возникает потасовка).
Муха. Ну, ладно, остынь.
Комар. Кто в избёнке живёт?
Кто в тёпленькой живёт?
Муха. Я – муха- цокотуха.
Блоха. А я – чёрненька-маленькаВ платье вскочила,
Царя разбудила.
Комар. Кто же это? (дети помогают ответить).
Комар. А я лечу, пищу.
Носок долог,
Голосок тонок.
Кто мня убьёт –
Свою кровь прольёт.(комар)
Муха. Изба – не лыка:
Ни мала, не велика.
Кто её нашёл –
Тот в хозяева пошёл.
Заходи, будем вместе жить.
Таракан. Я – тараканище!
Я – страшный Ерыкалище!
Пустите в избу,
Зимовать здесь буду (входит).
Я – тараканище страшный!
Ерыкалище ужасный!
Я страсть, какой опасный!
Вон у меня какие усищи!
Вон у меня какие ножищи!
Бойтесь меня! У-у-у!
Ведущий. Не боимся мы тебя! Окружай его, ребята! Будем в игру «Ерыкалище» играть.
Проводится народная игра «Ерыкалище» (ляпы на одной ножке)
Домовёнок. Эко диво чудо-юдо Ерыкалище.
Эко диво чудо-юдо хромое поганище.
Ну и компания у нас за печкой собралась. Дети, нужны нам в доме мухи, комары, блохи да тараканы? Тогда их нужно выгнать. Девочки, идите к нам, помогите нам.
1 девочка. Таракан дрова рубил.
Комар водушку носил,
В грязи ножки увозил.
Блоха парилася,
Да удариласяНенароком - правым боком,
Ребро вывихнула.
Мухи подымали –
Животы надорвали.
2 девочка. Убьёшь муху до Семёнова дня – народится 7 мух, убьёшь после Семёнова дня – умрёт 7 мух.
3 девочка. Пришёл Семён – выгоняй мух вон!
Муха по мухе, летите мух хоронить.
Мухи, вы, мухи, комаровы подруги – пора умирать! (девочки выгоняют полотенцами мух из дома).
Баба Яга. Вижу, всё вы знаете. Только я вам пока сказку не отдам. Сначала проверю вашу сноровку.
Проводится народная игра «Капуста» (ставятся шапки- капуста, выбирается водящий, который говорит слова. Дети пытаются «пробраться в огород и забрать капусту», водящий ловит, кого поймали – выбывает. Побеждает тот, у кого больше шапок.).-Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобёр и куница,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый.
Домовёнок. Пора отдавать сказку. Баба – Яга. А кто загадки мои разгадывать будет? (дети отгадывают загадки).
- Широко, не море,
Золото, а не деньги (пшеница).
-На поле серёжки на тонкой ножке (овёс).
Месяц новел
Днём на поле блестел.
К ночи на небо слетел (серп).
-Что такое жито? (хлеб)
Домовой. Правильно. Жито – это хлебушко. Самое главное на земле богатство. А ка вырастить этот хлебушек знаете?
Ведущий. А вот и знаем (ведущий говорит слова и имитирует то, о чём говорит, дети отвечают и так же имитируют действия)
Кто с нами, кто снами пашенку пахати?
Дети: Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.
Ведущий. Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
Дети: Мы с вами, мы с вами жито рассевати.
Ведущий. Кто с нами, кто с нами жито косити?
Дети: Мы с вами, мы с вами жито косити?
Ведущий. Кто с нами, кто с нами жито молотити?
Дети: Мы с вами, мы с вами жито молотити.
Ведущий. Кто с нами, кто с нами муку молоти?
Дети. Мы с вами, мы с вами муку молоти.
Ведущий. А из муки мы напечём пироги.
1 девочка. Ох, и слава Богу,
Что жито пожали
И в копны поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А в печи пирогами.
Домовёнок. А где наш сноп – именинник? (выносят сноп)
2 девочка. Лежит козёл на меже,
Дивуется своей бороде:
Ай, чья-то борода
А вся мёдом улита,
Ай, чья – то борода,
А вся шёлком увита.
3 девочка. Вейся, вейся, борода!
Бородушка, вейся.
Сусек наполняйся.
Батюшка, Илья – борода!
Уроди ржи, овса, ячменя, пшеницы! (все низко кланяются снопу, ставят его в красный угол)
Баба – Яга. Какие вы молодцы. Ладно, забирайте свою сказку.
Домовёнок. Вот и спасибо. Пришёл черёд сказку сказывать. Закройте глаза, и пока звенит мой колокольчик, не открывайте. А, как перестанет звенеть – начинайте смотреть. Да постарайтесь запомнить пословицы, которые встретятся в нашей сказке. Называется наша сказка «Колосок».
Баба –Яга. Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки
На море-океане, на острове Буяне.
Там берёзонька стоит,
На ней люлечка висит.
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего одеяльце шелково,
Перинушка пухова, подушка в головах.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные,
Не короткие, не длинные
Про кошку, про ложку,
Про лисицу и про бычка,
Про кривого пастуха,
Про гусей-лебедей,
Про смышлёных зверей…
Это – присказка. А сказка?
Сказка дальше пойдёт!
Ведущий. Жили – были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
Петушок. Ку-ка-реку! Светит солнышко с утра.
Пора подыматься,
За работу приниматься.Скучен день до вечера,
Коли делать нечего!
А во дворе-то какой беспорядок, подмету-ка я двор.
(Подметает и напевает): А я двор свой подмету, все соринки уберу,
Будет двор мой чище всех.
Ой, что это? Колосок… Откуда он тут взялся? Нельзя его выбрасывать, слишком много труда и заботы в этот колосок вложено.
А не испечь ли нам из этого колоска пирожков?! Позову-кая мышат, вместе дело быстрее пойдёт.
Эй, Круть, эй, Верть, бегите сюда. Глядите, что я нашёл!
Круть. Колосок! Да, какой спелый, да золотистый, словно солнышко.
Верть. Нужно его обмолотить.
Петушкок. А кто будет молотить?
Круть. Только не я!
Верть. Только не я!
Петушок. Ладно, я обмолочу.
Круть. А мы пока поиграем. Петушок. Пчела мала, да и та работает, а вам бы всё только веселиться.
Верть. Не сердись, петушок, мы тебе после поможем.
Петушок (напевает.) Колосочек я возьму,
Да зерна намолочу.
И мышатами потом
Пирожков мы напечём.
Эй, Круть, эй, Верть, смотрите, сколько я зерна намолотил.
Верть. Теперь нужно зерно на мельницу снести, муки намолоть.
Петушок. А кто понесёт?
Круть. Только не я!
Верть. Только не я!
Петушок. Ладно, я снесу.
Круть. Айда, Верть, в чехарду играть, прыгать да веселиться.
Петушок. Ох, ленивому всегда праздник.
(напевает) А я зёрнышки возьму
Да на мельницу снесу.
Намелю я муки,
Испеку пироги.
Сюда, Круть, сюда, Верть, я муку принёс.
Круть. Ай, да петушок, ай, да молодец. Теперь нужно тесто замесить, да пироги печь.
Петушок. А кто будет месить?
Круть. Только не я!
Верть. Только не я!
Петушок. Видно, мне придётся.
Верть. Пойдём, Круть, песни петь да плясать.
Петушок (напевает) А я тесто замешу,
После печку затоплю.
Напеку со всех боков
Я румяных пирогов.
А вот и пироги, с пылу, с жару, так в рот и просятся.
Круть. Ох, и проголодался я.
Верть. Ох, как есть мне хочется! Садимся скорее, Круть , за стол.
Петушок. Подождите, подождите, ишь, какие скорые. Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
Мышата. Ты нашёл.
Петушок. А кто колосок обмолотил?
Мышата. Ты обмолотил.
Петушок. А кто зерно на мельницу носил?
Мышата. Тоже ты.
Петушок. А кто тесто месил, дрова носил, печь топил? Пироги кто пёк?
Мышата. Всё ты! Всё ты!
Петушок. А вы, что делали?
Мышата. Ничего.
Петушок. А на чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Идите, идите, бездельники, я вас удерживать не стану. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать. Правда, ребята?
Ведущий. Понравилась вам, дети сказка. А какие пословицы вы услышали? (дети отвечают).
Ведущий. Теперь все работы в поле и в огороде закончены. Можно и отдохнуть и свадебку справить. Осень на Руси – пора свадеб.
Пришёл раз Пахомка к матери и говорит:
Пахом. Мать, а, мать, жениться хочу.
Мать. Не вырос ещё.
Пахом. А я всё равно хочу (скачет на палке, смотрит невесту). Девка, а девка, выходи за меня.
Девочка 1(поёт частушку лениво):
Кабы-кабы да кабы
На носу росли грибы,
Сами бы варилисяДа и в рот катилися.
Что же это будет-то,
Больно рано будят-то.
По утру, по холоду
Посылают по воду.
Мать. Не надоть нам таку, не надоть!
Пахом (снова скачет на палке, смотрит другую невесту). Девка, а девка, выходи за меня.
Девочка 2 (поёт частушку озорно):
Посылала меня мама
Загонять гусак.
А я вышла за ворота-
И давай плясака.
Плясать пойду, головой тряхну,
Своими серыми глазами
Завлекать начну.
Мать. Не надоть нам таку, не надоть!
Пахом (снова скачет на палке, смотрит другую невесту). Девка, а девка, выходи хоть ты за меня.
Девочка 3 (поёт частушку скромно):
Подою я, подою
Белую коровушку.
Молочко - телёночку
Сливочки - милёночку.
Вы пляшите, мои туфли,
Вам не долго поплясать.
Выйду замуж – стану плакать,
Вам под лавкою лежать.
Мать. Вот эта нам подходит. Эта в самый раз.
Малыш (выбегает и дразнится)
Горшок на полу телепается,
Пахомка к Марье набивается (все гонятся за малышом, убегают).
Ведущий (выносит чучело Кузьмы, ищет ему невесту среди девочек) Вот и Пахомка себе пару выбрал, а у нашего Кузьмы пары нет. Невесты-то нету у него. Какую же тебе подыскать? Выбирай сам. Какую тебе, эту? (девочка берёт чучело и выходит к круг). Венчать их пора. А где же наш поп-толоконный лоб? (поп храпит на лавке).
Поп (просыпаясь) Ох, ох, все плечи обломал.
Всё ли готово к венчанию?
Ведущий. Воде всё. Давай быстрее, жених заждался.
Поп. Венчается раб Божий Кузьма рабе Божьей Марии и нарекаются… (чучело падает). Ой, а чего жених-то упал?
Ведущий. Знать, конец празднику подходит. Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, зиме дорогу вымостили. Кузьминки – об осени поминки.
Девочка (обращаясь к чучелу) Ой, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку,
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не напотешились,
А ты нас уже оставляешь.
Все участники праздника хором:
Прощай, Кузюшка!
До новой осени!
До нового урожая!
Ведущий. Вот и подошёл к концу наш праздник. Осень мы проводили. Будем готовиться зиму встречать.