Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время
HYPERLINK "http://schoolint5v.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=46:2013-11-19-11-31-36&catid=8:2013-02-14-19-18-10&Itemid=21" Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время (из опыта работы учителя начальных классов Шик И. И.)
Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии,
в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении,
чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим. Лукиан
В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно - компетентной личности. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Это натолкнуло меня на мысль провести исследование коммуникативных компетенций учащихся моего класса.
Для этого я использовала вводный тест «Самооценки коммуникативного развития», составленный Фотековой Т.А. В декабре учащимся 1 «а» класса (20 учащихся) предложила вопросы вводного теста, где учащиеся должны были ответить на вопросы «да» или «нет». Вопросы теста помогли определять: хорошим ли собеседником является ребёнок, умеет ли поддержать разговор, знает ли правила вежливого общения, испытывает ли боязнь перед выступлением. Таким образом, тест подводит учащихся к пониманию, что надо знать речевую этику и приобрести знания о хороших манерах в общении, умении слушать партнёра, поддерживать беседу. По результатам входящей диагностики видно, что 10% учащихся (2 ученика) считает, что он может общаться, 40% (8 учащихся) считают, что они не слишком общительны, но умеют слушать и знают некоторые правила общения. А 50% (10 учащихся) считают, что они не всегда общительны, избегают общения с незнакомыми людьми, испытывают трудности в коллективных выступлениях.
Результат вводной диагностики показал, что нужно разработать комплекс упражнений по формированию коммуникативных компетенций, т.е. готовности получать в диалоге необходимой информации, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных компетенций учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроках.
Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации
Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика
Выступать с неподготовленной речью Учебная беседа в парах
Рассказывать Учебная беседа в группах
Пересказывать Дискуссия
Спрашивать и задавать вопросы Дебаты
Сообщать Переговоры
Докладывать Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы Ролевая игра
Аргументировать Театрализация
Ассоциировать Блиц- турнир
Критиковать Учебный ринг
Доказывать и опровергать Открытый микрофон
Защищать и доказывать своё мнение Защита проекта
Возможности современного урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны.
Прикладной аспект учебной коммуникации Исследовательский аспект учебной коммуникации Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации
1. Прикладные знания по предмету (факты, правила, понятия и т.д.)
2. Понимание учебного материала (Причинно-следственные связи, терминология, феномены).
3. Выделение главного и второстепенного; установление метапредметных связей.
1. Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его.
2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности.
3. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.
4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой.
5. Умение представлять и презентировать изучаемый материал
1. Развитие умений слушать.
2. Развитие умения участвовать в беседе.
3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.
4. Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему.
1. Формирования навыков общения.
2. Преодоления учебной неуверенности и неверия в собственные силы.
3. Формирование учебной мотивации.
4. Развитие критического мышления.
5 Формирование вовлечённости в общее дело.
6.Формирование доверия к другим и себе.
7. Способность к глубокой творческой деятельности.
8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям
Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.
Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках.
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:
- игровые приёмы;
- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.
«Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку
«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.
«Рассказ от первого лица»
- рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака?
- повествование от имени неживого предмета: «Истории из жизни старого башмака» и т.д.
Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы
«Установка»
- Когда будете слушать, постарайтесь понять главное.
- Приготовьтесь к оцениванию ответа.
- Вы будете контролёрами.
«Пауза»
- Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете.
Включение детей в активное восприятие речи одноклассников
Кто сможет поспорить с Димой?
Дополни то, что не сказала Юля. Как ты понял, о чём говорил Серёжа?
Повтори самое главное, что сказала Лена.
Стимулируют совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира и изобразительного искусства, можно назвать следующие:
• проведение заочной экскурсии в лес, парк, картинную галерею по улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов);
• составление вопросов для интервью и презентаций
Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию после экскурсии дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.
Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:
Тренинговые вопросы учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач
Конструктивные вопросы требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа
Альтернативные вопросы используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Вопросы-ловушки. учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа
Наводящий вопрос. вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Вопрос-внушение направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.
Контрвопрос. он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.
Большие возможности для активизации коммуникативной деятельности младших школьников имеются на уроках русского языка. Речевому развитию на этих уроках всегда уделяю серьезное внимание. Провожу, работа по увеличению словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатываю произношение; особое значение придаю пониманию детьми обращенной к ним речи. Программой предусмотрена система уроков по развитию речи. Но коммуникативное развитие только в этом направлении предполагает лишь количественное накопление и качественные изменения.
С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами. Нравится детям задание разукрась текст (дан текст о природе, нужно вставить красивые прилагательные, что позволяет сделать ребятам вывод о роли прилагательных).
Для того чтобы научить детей аргументировать свою точку зрения, что приучает ребёнка самостоятельно анализировать ситуацию и брать на себя ответственность, периодически даю темы, вызывающие противоречия. Например, «Учиться не надо: так обойдусь».
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.
Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Выстраивая отношения, знакомлю своих учеников с правилами ведения диалога:
- Любое мнение ценно.
- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.
- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.
- Хочешь говорить – подними руку.
- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.
- Обращение начинается с имени.
- Критика должна быть тактичной.
- Отсутствие результата – тоже результат.
- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п..
С целью развития навыков самоконтроля и саморегулирования провожу:
? психологические исследования и диагностики;
? серии экскурсий «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»;
? дни здоровья;
? спортивные соревнования;
? ролевые, сюжетные игры; театрализация;
? занятия по ПДД, ПБ;
? самопрезентации;
? конкурсы рисунков;
? классные часы;
? беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;
? физминутки, походы и т.д.
2. Внеклассная и внеурочная работа
В качестве основных неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Таким образом, в результате внеклассной и внеурочной деятельности происходит развитие коммуникативных компетенций.
Направления системы организации внеклассной работы:
Организация проектной деятельности учащихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами);
Организация работы с одаренными детьми;
Реализация направлений внеклассной работы:
1-е направление – организация проектной деятельности
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Использование метода проектов во внеурочной деятельности повышает познавательную активность школьников, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Я всегда ориентирую ребят, работающих над своим проектом, на то, что на материале проекта необходимо разработать и провести внеклассное мероприятие или занимательный урок, что привлекает и других школьников к изучению предмета.
Я, как учитель, осознаю значимость метода проектов как эффективного средства повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся. В результате работы над проектом учащиеся научатся:
? адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
? допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
? учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
? формулировать собственное мнение и позицию;
? договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
? задавать вопросы;
? использовать речь для регуляции своего действия;
? адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
В организации исследовательского проекта мне помогает УМК «Я - исследователь» А.И.Савенкова. Предлагаемое учебное пособие помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск, помогает не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от постановки проблемы до представления и защиты полученных результатов.
С 2009- 2011 г. нами были реализованы следующие проекты:
Моя семья
Компьютер друг или враг
Мой класс и моя школа
Мои домашние питомцы
Моя малая родина.
Математика вокруг нас: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты
2. Участие школьников в различных творческих конкурсах - необходимое условие развития их творческих способностей и потенциала. Считаю необходимым мотивировать учащихся на участие в таком виде творческой деятельности. Всегда учитываю ресурсы личности, а также максимальные возможности развития каждого ученика. Стараюсь раскрыть эти возможности, создать ситуацию успеха, чтобы ученик почувствовал свою значимость и необходимость. Результат - призовые места моих учеников в конкурсах различных школьных мероприятий. Считаю, что именно с опытом творческой деятельности связана возможность формирования определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, свобода мышления, непохожесть на других. (см. Таблица)
Работая по данной системе в течение трех лет, я провела промежуточное мониторинговое исследование коммуникативной компетенции младших школьников.
Сравнительная диаграмма самооценки коммуникативного развития
Результаты приведены в сравнительной диаграмме.
Сравнительная диаграмма уровня развития речевой коммуникации
В сравнительной диаграмме видно, что значительно повысился процент учащихся с высоким уровнем речевой коммуникации (с 20% до 40%), со средним уровнем с 30% до 40%. Не осталось учащихся с низким и очень низким уровнем развития.
Выводы:
1.На начальном этапе исследования входящие диагностики показали, что учащихся имеющих высокий уровень коммуникативного развития был очень низкий процент. После введения упражнений по формированию коммуникативных компетенций в уроки и во внеурочной деятельности количество учащихся с высоким уровнем коммуникативного развития стало значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем коммуникативного развития.
2. Подобранный комплекс упражнений и методических игр способствует достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений младших школьников
3. Значительно увеличился процент учащихся, победителей школьных конкурсов различного уровня. Они активные участники и великолепные ведущие на общешкольных праздниках.
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в начальной школе оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций младших школьников