Конспект урока по культуре добрососедства Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.2класс
УРОК НРАВСТВЕННОСТИ во 2-а классе.
Учитель : Жданова Е.Г.
Тема: Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Цель урока: формировать нравственные качества личности у обучающихся;
создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
– приобретение представлений о нравственности и духовности, о значении понятий: добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование необходимости в нравственном совершенствовании.
Метапредметные :
познавательные: овладение умением выражать свои мысли правильно, точно, не обижая чувств близких людей;
регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;
коммуникативные: ответы продумывать перед их озвучиванием вслух; формулировать выводы; учиться работать в группе, договариваться, слышать других и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
– осознание для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими поступками, словами, делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.
Оборудование: изречения философов, карточки, цветные карандаши, толковый словарь Ушакова, картинки для игры «Сказка», клубок ниток для игры, конверты с пословицами, телевизор. презентация.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, поприветствуем их и подарим свои улыбки.
Когда мы говорим слово “здравствуйте”, тем самым желаем здоровья окружающим нас людям, даём положительный заряд и положительные эмоции на предстоящий день.
Слайд№1.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!Мы рады приветствовать вас!Как много светлых улыбокМы видим на лицах сейчас!Урок уже начинается,И мы отправляемся в путь.С собою друзей замечательныхВ дорогу ты взять не забудь!
- Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи! Подумайте, что необходимо вам для успешной работы на занятии?
Слайд№2.
Ребята, какие слова вежливости вы знаете?
Игра «Добрый день».
Давайте поиграем в игру «Добрый день».
Мне очень хочется пожелать доброго дня всем-всем, каждому из вас.
Добрый день, ребята!
Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке!
Я скажу слова «Добрый день»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!
Добрый день всем тем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
Добрый день всем тем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
II. Формирование новых знаний (постановка учебной задачи).
Работать мы будем в группах. На столе у вас карточки со словами..
Прочитайте эти слова ?
- 1 ряд: золотое
- Что такое «золотой»?
- На столах у вас лежат страницы из толкового словаря под редакцией Ушакова.
- Золотой (в словаре Ушакова) – сделанный из золота; - счастливый, блаженный, цветущий, блестящий; - прекрасный, драгоценный, замечательный по достоинствам.
Подберите существительные к этому слову.
В прямом смысле мы говорим: золотые кольца, золотые серьги, золотая медаль.
Когда мы говорим «золотые руки», «золотое сердце», «золотая голова»?
Эти словосочетания уже в переносном смысле.
2 ряд: правило
Что такое «правило»?
Правило (в словаре Ушакова) постановление, предписание, устанавливающее тот или иной порядок в исполнении чего-нибудь,
норма;
- принцип поведения, тот или иной образ мыслей.
3 ряд.
- Что такое «нравственность»?
- Нравственность (в словаре Ушакова) – совокупность норм, определяющих поведение человека; - само поведение человека; - моральные свойства.
- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему занятию? Как вы понимаете словосочетание «золотое правило» Слайд№3
О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Мы будем говорить на занятии о правилах поведения.
III.Открытие новых знаний.
– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом?
– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)
– Но если хорошо подумать, можно ответить по-разному:
С одной стороны да, потому что мы друзья, вместе встречаемся, учимся, мы – свои, с другой стороны мы чужие, потому что у каждого из нас свои интересы, есть свои тайны, разные любимые дела. Мы все разные, но мы вместе живём на планете Земля .Слайд№4.
(На Экране появляется человек.) Слайд№5.
– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.
– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?
Слайд№6-10 На экране появляется дом, вода, деревья, цветы, люди.
– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)
1.Беседа.
– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом, поддержать человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
Сегодня на уроке мы будим говорить о поступках, которые входят в понятие «золотое правило».
Мы попробуем доказать, что если следовать «золотому правилу», то и отношения между людьми будут доброжелательнее и наш человечек возможно к концу занятия станет веселым и счастливым.
2.Рассказ учителя.
Ещё в давние времена люди пытались узнать, существует ли такое слово, правило, которым можно руководствоваться всю жизнь. Ответ на него возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.
Обратимся ещё раз к умным мыслям философов и постараемся придумать одно правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостнее.
Высказывания мудрецов: Слайд№11-14.
“Любое благо, которое достается тебе, приходит от Аллаха. А любая беда, постигающая тебя, приходит от тебя самого.”
(Коран священная книга мусульман.)
Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас:
«Не делай другим того, что сам считаешь злом»
Древнекитайский философ Конфуций говорил:
«Только добро ведёт к счастью»
Смысл законов первопророка Индии Ману:
«Не делай другим того, что причинило бы боль тебе»
В главной книге христиан «Библии» написано:
Не судите, да не судимы будете, Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
- Назовите правило, которое можно выделить во всех высказываниях. Это и есть «золотое правило» Нравственности.
- Как вы хотите, чтобы поступали с вами? (Ответы детей)
- Как вы должны поступать? (Ответы детей)
- Чему же учат эти правила, что их объединяет? (Ответы детей)
Слайд№15.
- Сравните свои выводы с тем, о чем гласит золотое правило этики.
Золотое правило этики: Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
IV. Первичное закрепление.
1)Знакомство с текстом притчи .
- Прочитайте текст притчи, обсудите и придумайте продолжение:
«Во дворце одного вельможи была необычная зала. Стены, потолок и пол в ней были зеркальными. Как-то раз, абсолютно случайно, забежала в залу собака. Она растерялась, увидев вокруг целую свору подобных себе существ, и оскалила зубы. Псы, окружающие ее, ответили тем же. Тогда собака стала лаять. И псы все вместе тоже подали голос. Собака металась, но со всех сторон на нее набрасывались оскаленные, злые существа. Целую ночь провела бедняжка в окружении озверевшей своры. Наутро слуги вельможи нашли ее мертвой. У нее разорвалось сердце. А ведь все могло быть по-другому, если бы »
· Назовите причину смерти собаки.
· Расскажите, как надо было поступить собаке, чтобы жизнь её была счастливой?
· Сравните свой вариант с продолжением притчи:
войдя в комнату, вместо злого оскала собака вильнула хвостом и протянула тем, кто смотрел на нее из зеркала, лапу в знак дружбы».
2)Мультфильм «Крошка Енот».
-Что понял герой мультфильма?
Вывод: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе.
V.Физкультминутка.
3.Игра «Сказка».
- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой - топайте ногами. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Царевна лебедь, Баба-яга, Золушка, Мальвина)
4. Инсценировка рассказа. Беседа по прослушанному.
Сладость для сердца
В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала.
– Что это у тебя хрустит, доченька?
– Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.
– А для меня хоть одна конфетка осталась? - поинтересовалась мама.
– Ой, я опять забыла тебе оставить, - ответила Инна.
– На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила.
– Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья.
– А где же печенье и конфеты? - удивилась Инна.
– Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела.
Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила.
Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться.
После того случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.
Вопросы для обсуждения с детьми:
Почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями?
– Почему Инне было приятно приносить домой конфеты ?
– Правильно ли мама сделала, что решила съесть все купленные конфеты и печенье?
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. ИГРА: Собери пословицы и поговорки (работа в группах).
- На столах у вас лежат конверты с пословицами, но только они рассыпались.
- Соберите пословицы.
Около солнца - тепло, около матери – добро.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добро в огне не горит и в воде не тонет.
Доброе братство лучше богатства.
Доброе дело два века живёт.
Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
Доброе слово и кошке приятно.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
· Выберите пословицу, соответствующую «золотому правилу» и объясните её смысл.
2.Беседа.
-Так «золотое правило» вошло в жизнь и живёт уже тысячи лет. И сегодня остаётся главным правилом человека – золотым правилом нравственности.
-Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
-А что нужно ещё?
Слайд№18.
Вы правы, нужно следовать трём основным правилам:
1.Делать добрые дела.
2.Накапливать опыт добрых дел.
3.Говорить добрые слова и улыбаться.
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит - решаешь сам ты.
- В русском языке оно предстаёт в виде пословицы – мудрости народной:
3.Чтение стихотворений и обсуждение.
Наши девочки приготовили для нас стихотворения. Давайте их послушаем
1. Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
2. На клумбе – цветок,
Его листья повисли
Грустит онО чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
3. А что же сестрёнка?
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём.
4. Хоть мама,
Ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы.
И ты совершаешь
Великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись, домой:
- Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
5. Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки
Не делает зла.
6.Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Может строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошею
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее ,–
Хорошеть самому.
Чему они нас учат?
VII. Рефлексия. Итог урока.
Игра: «Какой я?»
(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)
Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет зеленый.
Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, ленивый, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, злой, послушный, ответственный, грубый, ласковый, бережливый, старательный, внимательный.
Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
Прикрепите своего человечка возле записи, которой вы будите следовать.
- Я буду следовать золотому правилу нравственности .
- Я буду стараться следовать золотому правилу нравственности .
- Мне трудно следовать золотому правилу нравственности .
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые и умные мысли, за творческое отношение к работе. Вы видите .что наши человечки уже улыбаются.
Слайд№20.
- Завершить наш урок хочу такими словами:
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
- Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми.
Слайд№21.Спасибо за урок.