Программа деятельности детского объединения

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Верхне-Талызинской средней школы –
Алферьевская основная школа
Детское общественное объединение «Всякие разности»


Принято на Общем Сборе
детского общественного объединения
«Всякие разности»
Протокол № 1 от 10-09.2016 года




Программа деятельности
«Мы вместе»
детского общественного объединения «Всякие разности»


Возраст детей: 8-15 лет
Срок реализации: 3 года





Автор:
Лосева Елена Михайловна
Старший вожатый 1 категории













с. Алферьево
Сеченовского района Нижегородской области
2014 год
Программа адаптирована
Пояснительная записка

В сентябре 1994 года на базе Алферьевской основной школы образовалось детское объединение «Бригантина».
С 2011 года по 2014 год в детском объединении реализовалась программа «Стать человеком», которая способствовала развитию индивидуальных особенностей детей, обеспечивала самореализацию ребенка в детском объединении. При разработке программы учитывались потребности, желания детей, волнующие их проблемы, которые были выявлены в ходе бесед и анкетирования.
В течение 3 лёт проходил мониторинг по определению личностного роста членов детского объединения и определению уровня развития коллектива (по методике А.Н. Лутошкина).
В ходе мониторинга личностного роста выяснилось, что большее количество детей являются активными участниками и активными исполнителями поручений, но есть и пассивные наблюдатели.


Динамика личностного роста
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



За 3 года работы по программе «Стать человеком» ребята стали более активными. Повысился уровень их коммуникативной культуры, большинство учащихся удовлетворено своей позицией в коллективе.
Но среди тех, кто не удовлетворен своей позицией, преобладает желание не только активно участвовать в деятельности объединения, но и выступать в роли организаторов.

Удовлетворенность своей позицией в коллективе

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

В 2014-2015 учебном году в детском объединении состоят 36 учащихся с 2 по 9 класс.
Срок реализации данной программы закончился в августе 2014 года. И сразу же возник вопрос, по какой программе работать дальше.
В сентябре 2014-2015 учебного года вопрос был поставлен на Общем сборе. Одновременно ребята поставили вопрос о смене названия объединения. В чем же причина?
С 2001 учебного года в школе существует группа детей, изначально задумывавшаяся как вокальная, но в процессе деятельности так сложилось, что ребята занимались и другими видами не только творческой деятельности, но и научной, познавательной и др. Отсюда и возникло название «Всякие разности». В группу вливались все новые и новые участники, и так получилось, что в настоящее время в число участников группы входят практически все учащиеся школы. И ребята решили, что название «Всякие разности» больше подходит для определения их деятельности не только как детской группы, но и как школьного детского объединения.
Таким образом, на Общем сборе единогласно было принято новое название детского объединения «Всякие разности», девиз: «Мы такие разные, но мы вместе», песня объединения «Разукрасим все планеты мы», атрибутика: синий галстук, эмблема: цветик-семицветик
Нужна была программа, которая станет не только продолжением ранее реализуемой программы, но и программой дальнейшего развития и становления детского объединения.
Воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач педагогического процесса. А главная ценность всего педагогического процесса – ребёнок с его уникальностью и неповторимостью. И в школе должны быть созданы условия для индивидуального развития каждой личности, её самореализации на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения высокого качества учебного и воспитательного процессов, внедрения современных технологий воспитания.
Будущее наших детей зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и реализовываться в условиях современной жизни.
Среди учащихся школы проведено анкетирование, которое позволило выяснить занятость детей в свободное от уроков время.

Занятость учащихся в свободное от уроков время
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Из результатов анкетирования видно, что у многих детей интерес только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. Но в то же время многие из опрошенных хотели бы заниматься интересной и полезной деятельностью.
Во время подготовки и проведения мероприятий выявилась несформированность у некоторого количества детей ответственности за себя и своего друга, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого-либо дела. Уровень самоуправления в школе можно определить выше среднего, учащиеся охотно включаются в самоуправление. Это подтвердили и данные диагностики «Определение уровня развития коллектива» по методике А.Н. Лутошкина (5–9 класс). Ребята определили уровень развития коллектива как «мерцающий маяк».

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
В течение 3-х лет также изучались:
Включённость учащихся в самоуправление.
Организованность классных коллективов.
Организованность объединения.
Ответственность объединения за его дела.
Включённость отдельных классов в дела объединения.
Полученные результаты опросов и наблюдения выявили  затруднения  в организации воспитательного процесса.
Был выделен ряд проблем, важных для школы и детского объединения:
- неумение ребят правильно организовать и использовать внеурочное время;
- формирование единого дружного коллектива, его сплочение;
- необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;
Для решения этих проблем и разработана данная программа.
В основу Программы поставлены следующие принципы:
равенство всех участников;
добровольное привлечение к процессу деятельности;
чередование коллективной и индивидуальной работы;
свободный выбор вида деятельности;
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа «Мы вместе» ориентирована на детей в возрасте 8–15 лет и проходит под девизом «Мы такие разные, но мы вместе!».
В это время, особенно в период с 10 до 13 лет, у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.

Срок действия программы – 2014-2017 годы
Участники программы:
- члены детского объединения
- учащиеся школы
- педагоги школы
- родители учащихся












Цель Программы – создание условий для общественной самореализации учащихся и раскрытия их духовного и творческого потенциала.

Задачи:
содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;
выявить и развить лидерско-организаторские качества и индивидуальные способности ребят через обучение основам школьного самоуправления;
обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе;
повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного объединения через организацию различных видов деятельности.





























Нормативно-правовая база

Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Федеральный закон “Об образовании” от 22.08.2004.

· Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995
№ 82-ФЗ;

· Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996
№ 7-ФЗ;

· Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (в ред. федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
Положение о филиале
Устав
Договор о сотрудничестве школы и детского объединения от 01.09.2014 г.
Должностная инструкция старшего вожатого
Положение о ДОО

























Содержание программы
Для продуктивной деятельности очень важно создание «ситуации успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих  и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность и содержание данной программы. Детское объединение – это один из социальных институтов для подрастающего поколения.
Нужно всегда учитывать возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К  10-11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к  тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны, 11-13 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. И задача взрослых в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.
Основные формы работы в рамках программы – акции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).





























Структура детского объединения
Детское общественное объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в который входят учащиеся 2-9 классов. Каждый класс представляет собой отряд со своим названием, девизом и активом. Представители отрядов входят в Совет командиров, который избирается на Общем сборе.

Структура самоуправления детского объединения


 


__________________________________________________________







__________________________________________________________











Общий сбор
- Законодательным органом детского объединения «Всякие разности» является общий сбор, который собирается один раз в год. О созыве Общего сбора члены объединения извещаются не позднее, чем за 7 календарных дней до даты проведения. Участниками Общего сбора являются все члены объединения.
К компетенции Общего сбора относятся вопросы:
- Принятие программы деятельности, плана работы, определяются и утверждаются приоритетные направления и другие важные вопросы, предложенные к рассмотрению, касающиеся деятельности объединения.
- Внесение изменений и дополнений в Устав.
- Принятие решения о реорганизации и ликвидации объединения.
- Осуществление приема в члены объединения.
- Принятие решения об участии в деятельности других организаций.
- Определение структуры объединения.
- Избрание председателя объединения и определение его полномочий.
- Избрание членов Совета командиров и определение их полномочий.
Решение Общего сбора принимаются открытым голосованием. Решения принимаются на основе общего согласия. Выборы председателя проводятся открытым голосованием простым большинством голосов участников, присутствующих на Общем сборе

Председатель детского объединения «Всякие разности»
- Совместно со старшим вожатым продумывает вопросы повестки дня Совета командиров.
- Помогает руководителям секторов осуществлять связь с учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией школы.
- Координирует деятельность всех секторов объединения в текущий тематический период.
- Организует и планирует деятельность объединения по подготовки и проведению КТД.
- Организует консультации для отрядов-классов по вопросам деятельности в текущий тематический период.
- Организует наглядную информацию и агитацию по тематическому периоду.
Совет командиров
- Привлечение учащихся к сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом.
- Развитие самоуправленческих начал

Учебный сектор
Руководитель сектора
- Организует шефскую помощь отстающим в учебе учащимся.
- Участвует в организации и проведении мероприятий по предметам, турниров, конкурсов.
- Участвует в подготовке и проведении предметных недель и олимпиад.

Трудовой сектор
Руководитель сектора
- Организует посильную шефскую помощь детскому саду, ветеранам
- Участвует в организации субботников, акций «Памятник», «Уют», экологических акций.

Творческий сектор
Руководитель сектора
- Участвует в организации конкурсов, фестивалей, акций, праздников, КТД
- Участвует в организации эстетического оформления школы

Досуговый сектор
Руководитель сектора
- Участвует в организации конкурсов, фестивалей, акций, праздников, КТД, тематических вечеров
- Участвует в организации, проведении экскурсий, походов

Спортивный сектор
Руководитель сектора
- Участвует в организации и проведении школьных спортивных мероприятий
- Участвует в подготовке районных спортивных мероприятиях




























Основные направления программы
Программа «Мы вместе» является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по четырём основным направлениям:
духовно-нравственное
творческо-досуговое
лидерское
Дела носят комплексный характер, так как охватывают значительную часть воспитательного процесса и способствуют формированию коллективных привычек, традиций и навыков, которые проявляются в повседневной жизни.

Духовно-нравственное направление
В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Работая по этому направлению дети начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь, воспитание в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине.
Формы реализации направления: конкурсы рефератов и сочинений; игры-путешествия; встречи с ветеранами войны и труда, интересными людьми; военно-спортивная игра «Зарница»; шефство над ветеранами войны и труда, воспитанниками детского сада; экскурсии; тематические концерты; тематические ученические и родительские собрания; работа с неблагополучными семьями и семьями риска; акции; социальные проекты.

Творческо-досуговое направление
Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях  является одной из основных  черт ребёнка. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы.  Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл. Работая по этому направлению, ребята имеют возможность проявить свои творческие способности и таланты.
Формы реализации направления: конкурсы, фестивали, проекты, акции, праздники, концерты, утренники, совместная деятельность детей и родителей.


Лидерское
Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 1 раз в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.

Приложения
Аналитическая справка
План мероприятий по реализации программы
План работы Совета командиров


























Этапы реализации Программы
Программа деятельности общественного объединения «Всякие разности» реализуется в три этапа:
I этап – подготовительный (создание нормативно-правовой базы, диагностико-аналитическая деятельность, включающая в себя выявление интересов ребят для участия в деятельности объединения посредством опросов, анкетирования, определения направлений деятельности детского объединения)
II этап – практический (определение деятельности детского объединения, формирование органа самоуправления, работа по направлениям)
III этап – аналитический (подведение итогов деятельности объединения за время реализации Программы, определение новых целей и задач детского объединения)































Формы подведения итогов

1. Проведение мониторинга

Аспекты изучения
Используемая методика

1
Сформированность познавательной и творческой активности.
Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся».

2
Уровень развития самоуправления в детском коллективе.
Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе».

3
Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива.
А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив».

4
Сформированность нравственного потенциала личности ребенка.
Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте».

2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты – концерты, КТД, акции, праздники.
3. Итоговые зачёты в Школе актива «Лидер», итоговый Сбор в конце года.






















Условия реализации программы

Наличие материально-технической базы: технические средства обучения, компьютерное и техническое оснащение.
Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
Кадровое обеспечение: заведующая филиалом, библиотекарь, учитель физической культуры, старший вожатый, члены детского общественного объединения «Всякие разности».
Взаимодействие с социумом: педагогический коллектив, родители, Алферьевский Дом культуры, Алферьевская сельская библиотека, Алферьевский детский сад.
Взаимодействие с социумом – одна из важнейших сторон деятельности детского объединения: участие в совместных мероприятиях и акциях, шефская помощь, проведение тематических Недель.






























Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
Овладение методикой КТД.

Для оценки результативности процесса  обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения «Всякие разности».



























Список литературы:

Для педагогов
Федеральный закон “Об образовании”, 22 августа 2004.
Федеральный закон “Об общественных объединениях” № 82-ФЗ, 19 мая 1995.
Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, 28 июня 1995.
Конституция Российской Федерации, 2009 г.
Азбука общения. – Нижний Новгород: изд-во ООО Педагогические технологии”, 2007.
Газманов О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – Москва: изд-во МИРОС, 2002 г.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
Маленкова Л.И. Как вести за собой: Большая книга вожатого. Москва: Педагогическое общество России, 2004 г.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2003 г.
Шаламова Л. Ф., Ховрин А. Ю. Вожатый – старт в профессию. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. – М., 1997.





Для членов детского объединения, родителей
Белинская Е.П. Как стать лидером. – М., 2000.
Горохова Е.В. Хочу быть лидером. – Нижний Новгород, 2000.
Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004.
Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. – М., 2000.
Мори Ван Ментес Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – С.-Пб., 2002.
Сборник нормативных правовых документов и методических материалов по детскому движению – Казань, 2000.























Общий сбор

Совет командиров

Спортивный сектор

Досуговый сектор

Творческий сектор

Трудовой сектор

Учебный сектор

Отряды-классы

Члены детского объединения
«Всякие разности»