Художественно — эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изостудии веселые краски (нетрадиционные техники рисования
Восточное окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373»
Примерная программа
Художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
в изостудии
«ВЕСЕЛЫЕ КРАСКИ»
(нетрадиционные техники)
Разработчик программы –
педагог дополнительного образования
Игнатова Г.К.
Москва
Пояснительная записка
Рисование − самый удобный способ самовыражения ребенка, один из эффективных путей установления гармонии «Я» и «Мир». В процессе развития творчества, креативности, других важных качеств ребенка задействовано не одно рисование, но в детском рисунке более полно можно наблюдать закономерности развития ребенка. Уже сам процесс создания рисунка, дает ребенку возможность видеть мир во всем его разнообразии, идти от мысли к ее воплощению.
Для этого существует много разных видов деятельности: живопись, музыка, поэзия, наука. Необходимо пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он может творить добро и красоту, приносить людям радость. Знакомясь с изобразительным искусством, дети познают прекрасное, усваивают эталоны красоты.
В рамках программы дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных техник в рисовании, каждый раз раскрывая для себя новое, создают свои творческие работы.
Цель программы: Создание условий для развития творческой активности и художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественных техник. Формировать у детей умение находить новые способы для художественного изображения; развивать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Задачи:
- познакомить детей с различными видами нетрадиционной изобразительной техники, экспериментируя с разными видами материала.
- развивать у детей интерес к нетрадиционной изобразительной деятельности.
- совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать художественно-творческие способности детей.
- развивать интерес к изобразительному искусству; расширять представления о нем. Познакомить с произведениями русской живописи, обращать внимание детей на изображение родной природы в картинах художников.
- дать понятие о контрасте, колорите, научить различать теплые и холодные тона;
- научить использовать различные композиционные средства выразительности: размещать сюжет в центре рисунка, использовать контраст изображения по сравнению с другими предметами (цвет, размер, форма, свет), познакомить с перспективой - выделять передний, задний и средний планы;
- создание условий для свободного экспериментирования с
изобразительными материалами, инструментами, изобразительными средствами.
- знакомить детей с нетрадиционными художественными техниками, а также учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе.
- развивать фантазию, воображение, веры в свои силы.
-дарить детям новые яркие ощущения.
Содержание программы
Для развития творческих способностей детей в художественно-эстетическом направлении дошкольного образования, большое значение имеет необходимость использования нетрадиционных техник в изобразительном искусстве, в соответствии с возрастом детей. Для выполнения поставленных задач, следует начинать с простейших техник: рисование пальчиками, ладошкой, штампами постепенно усложняя до рисования: мятой бумагой, сухой кистью, с добавлением объемной аппликации, пластилинографии и т.п.
Очень благотворно на развитие творческих способностей детей влияет музыкальное сопровождение. Оно способствует созданию детьми выразительных художественных образов. Важно знакомить детей с декоративным творчеством, народным прикладным искусством, что, помогает воспитанию любви к традициям своего народа, к Родине.
Занятия построены с учетом возрастных возможностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в рисовании.
А использование тематического литературного, музыкального и игрового материала позволят сделать занятия доступными, интересными, познавательными.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Ожидаемые результаты
развитие художественно-творческих способностей детей;
совершенствование изобразительных навыков и умений;
развитие у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности;
привлечение родителей к развитию творческих и эмоциональных способностей детей, художественно-творческой деятельности в детском саду.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изостудии «Веселые краски»
ЯНВАРЬ
№ п/п Тема Задачи Техники Материалы
1. «Зимушка – Зима» - Упражнять в отображении состояние погоды в рисунках (ясно, метель);
- развивать чувство композиции, колорита;
-
- воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках; Сухая кисть. Гуашь, кисти разного размера, салфетки, планшеты, бумага А4 для акварели.
Репродукция:
И. Шишкина «Зима»
2. «Белая береза» - привлечь внимание детей к красоте русской красавице березке;
- учить правильно, изображать березку, особенности её строения и внешнего вида;
- закрепить технику пользования восковыми мелками, акварелью, гуашью; закрепить умение набрызгивать снег кистью для клея; красиво размещать на листе изображение березы;
- развивать умение видеть особенности цветовой гаммы, создающие радостное, теплое настроение;
- учить соотносить образ своей березки с настроением музыки, живописи, поэзии.
- воспитывать любовь к своей Родине и её природе.
восковые мелки, акварельные краски, гуашевые краски (белый цвет).
Репродукции: картины
И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»,
В. Иванов «Березы зимой»
Стихи
А. Прокофьева и С. Есенина.
Русская народная песня «Во поле береза стояла» в исполнении хора мальчиков.
Бумага А4 для акварели.
3 «Избушка лесника»
«Русь деревянная» - учить детей рисовать лес в перспективе;
- создавать композицию, передавать настроение;
- учить дополнять рисунок аппликацией из гофрированного картона;
- закреплять умение выполнять работы разными техниками;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать бережное отношение к природе и уважение к работе лесничего. Краски: акварель, гуашь,
Объемная аппликация - Иллюстрации с изображением зимнего леса с избушкой;
- гуашь, акварель, кисти разного размера; вода, салфетки, клей, гофрированный картон, трафареты.
Белый картон.
4. « Мой друг Снеговик» - учить детей создавать фон и композицию для изображения снеговика;
- учить создавать образ снеговика с использованием салфеток;
- закрепить умение передавать характерные особенности изображения, вносить дополнительные элементы для передачи настроения;
- воспитывать вкус, чувство цвета, трудолюбие. Восковые мелки, акварель,
Гуашь,
Объемная аппликация. - Восковые мелки,
Краски: акварель, гуашь, вода.
Белые и цветные салфетки, клей карандаш
- Иллюстрации.
Бумага А4 для акварели.
ФЕВРАЛЬ
1 «Чудо, чудо, чудеса».
- продолжить знакомить детей с нетрадиционными техниками;
- развивать воображение, фантазию;
- учить видеть выразительные средства, используемые художниками: цвет – холодную и теплую палитру цветов; композицию, форму и величину предметов. - воспитывать любознательность, интерес к разным изобразительным техникам. Техника сухая кисть Гуашь, щетинистые кисти разного размера, бумага А4 для акварели.
Репродукция
И. Грабаря «Зимний день»
2 «Деревья в
снегу»
«Сосны зимой» - познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения снега при помощи мятой бумаги;
- развивать художественные умения, навыки изображения одного предмета несколькими приемами;
- учить чувствовать настроение, радоваться, печалиться, сопереживать.
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности. познакомить с приемом рисования снега при помощи мятой бумаги Бумага для смятия и рисования, гуашь, кисти, вода, палитра,
салфетки.
Цветной картон.
3 «Мороз рисует на стекле».
- учить детей работать восковыми мелками и акварелью, ватными палочками;
- получать удовольствие от смешивания красок;
- развивать чувство цвета, ритма;
- воспитывать художественный вкус, трудолюбие. Закрепить прием смешанного рисования восковыми мелками и акварелью Восковые мелки, акварель, лист бумаги А4;
Кисти с тонким ворсом, вода, салфетки, ватные палочки.
4 «Разноцветная зима» - учить детей работать разными техниками;
- учить создавать композицию, передавать настроение;
- закрепить умение смешивать краски;
- размещать рисунок, использовать контраст изображения по сравнению с другими предметами (цвет, размер, форма, свет), познакомить с перспективой Закрепить навыки использования в работе разные техники и виды работы. гуашь, восковые мелки, цветные салфетки.
МАРТ
1 « Восход солнца»
- развивать у детей интерес к нетрадиционной изобразительной деятельности.
- совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать художественно-творческие способности детей.
Познакомить с техникой рисования
сухая кисть Планшеты, гуашь, щетинистые кисти, акварельная бумага А3, салфетки.
2 «Открытка для мамы» - продолжать учить детей использовать в одной работе несколько техник: сухая кисть, восковые мелки, объемная аппликация;
- развивать чувство цвета, композиции;
- Вызвать желание сделать красивую открытку маме, бабушке;
Доставить радость своим близким.
Закрепить технику сухая кисть, умение работать цветной салфеткой. Гуашь, нарезанная мелкими кубиками цветная салфетка, клей, кисти разного вида и размера, салфетки для рук. Образцы.
3 «Ранняя весна» - познакомить детей с техникой акварель по сырому;
- учить детей создавать композицию, передавать настроение;
- развивать умение видеть окружающий мир, отражать доступными художественными средствами;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Техника -акварель по сырому Лист бумаги А4; акварель, кисти разного размера, вода, салфетки, иллюстрации.
Репродукции:И.И. Левитана «Весна. Большая вода»;
А.И. Куинджи и И.И. Левитана «Березовая роща»
4 «Прилет птиц» - учить детей рисовать птиц, передавать их строение, цвет, изображать их в разных позах;
- закрепить техники рисования восковыми мелками, акварелью;
- развивать чувство цвета, умение передавать настроение.
- развивать художественные умения, навыки изображения одного предмета несколькими приемами;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Продолжить работать в технике акварель, восковые мелки Акварель, восковые мелки, бумага для акварели, кисти, разных размеров, салфетки, вода, иллюстрации.
Репродукция
А. Саврасова.«Грачи прилетели»
АПРЕЛЬ
1 «Подснежники»
- познакомить с техникой объемная аппликация салфеткой;
- закрепить умение рисовать акварелью;
- учить создавать композицию, передавать строение цветов;
- учить изображать знакомые предметы при помощи нетрадиционных техник и материалов;
Познакомить с техникой объемной
Аппликации и акварелью. Акварельные краски, цветные салфетки, вода, кисти. Лист бумаги А 4; подснежники в прозрачной вазе.
2 «Нежный натюрморт» - Познакомить детей с натюрмортом;
- учить видеть выразительные средства, красоту, гармонию предметов, изображенных художником;
вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства;
- познакомить с правилами композиции, колоритом, развивать умение работать гуашью.
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Техника сухая кисть. Гуашь, щетинистые кисти, Бумага для акварели А4. Планшеты.
Репродукции:
П.Кончаловский «Сирень в корзине».
И. Грабарь «Хризантемы».
3 «Усатый полосатый» - Познакомить детей с творчеством поэта С. Маршака и художника-иллюстратора В. Лебедева;
- учить выделять выразительные средства, которыми пользовался художник, эмоционально откликаться на художественный образ;
- Учить создавать образ котенка, передавать пропорции, движение, цвет, дополнять изображение. Закрепить технику рисования простым карандашом и гуашью. Подбор книг С. Маршака с иллюстрациями В. Лебедева, портреты В Лебедева и С. Маршака, игрушечный котенок, белая бумага А4; простые карандаши, гуашь.
4 «Космос» - закрепить знания о космосе и космонавтах.
- развивать фантазию, воображение;
- закрепить навыки и умения рисования разными техниками:
- Учить создавать композицию, передавать настроение цветом;
- воспитывать гордость и уважение к труду людей, к истории своей страны. Закрепить техники рисования простым карандашом и восковыми мелками. Белый лист бумаг А4; простые карандаши, восковые мелки; иллюстрации, фотографии.
МАЙ
1 «Весна пришла».
- Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания.
- Учить выделять главное: форму изображения, колорит, фактуру;
- учить соотносить по настроению живописный образ природы;
- Обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами
- Способствовать развитию мелкую моторику рук.
Закрепить технику
Рисования пластилином. Белый лист картона А3, пластилин, стеки, салфетки,
Доски для лепки.
2 «Одуванчики». - Продолжать учить детей жанры живописи;
- закреплять и расширять представления о строении
растений, привлечь внимание к красоте цветов, их изменениях в процессе роста;
- Развивать эстетическое восприятие, умение видеть композицию, цвет.
- Учить детей сравнивать рисунки, давать им объективную оценку. Закрепить технику рисования сухая кисть Белый лист бумаги А4, гуашь, щетинистые кисти, салфетки.
3 «Соловей»
«Полевые цветы» - Развивать умение рассматривать рисунки, называть части тела, особенности строения и цвет;
- учить подбирать оттенки цвета птицы, веточек и цветов, фона.
- Познакомить с новой техникой объемной аппликации цветной салфеткой.
- Познакомить детей с творчеством Е. Пикунова, почувствовать настроение его картин и выделить выразительные средства.
- учить рисовать, передавая форму, цвет, относительную величину цветов, характерные особенности. Закрепить технику работы цветными салфетками
Закрепить технику рисования сухая кисть. Лист бумаги с изображением соловья, кусочки разноцветной салфетки, клей, салфетки для рук, образцы.
Белый лист бумаги для акварели А4, гуашь, планшеты, щетинистые кисти, салфетки, иллюстрации.
4 «Солнце спряталось в болоте»
«Мои фантазии»
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на проявления природы.
- учить видеть художественный образ, передавать настроение средствами колорита, создавать композицию,
- учить обозначать линию горизонта, чтобы подчеркнуть значимость происходящего на земле и на небе.
- обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
- Дать детям самостоятельность в выборе техники изображения;
- закрепить умение задумывать сюжет и воплощать его в своей работе.
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие,
Умение объективно оценивать свою работу и работу сверстников. Техника сухая кисть
Техники: сухая кисть, акварель, восковые мелки, простой карандаш;
объемная аппликация;
пластилинография Белый лист бумаги для акварели А4, гуашь, планшеты, иллюстрации, щетинистые кисти.
Акварель, гуашь, восковые мелки, простые карандаши, салфетки цветные, пластилин, вода, разного вида и размера кисти.
Список литературы:
1.Никологорская О.С. «Волшебные краски» – М., 2001.
2Н.А. Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью» - Санкт-Петербург «Детство Пресс», 2001. «Большое искусство – маленьким»
3.Ю.А. Майорова «Простые уроки рисования. От простого к сложному» - Нижний Новгород , изд. «Доброе слово», 2012.
4. А.А. Грибовская «Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре» - М., МИПКРО, 1999.
5. Альбом «Я учусь рисовать» Выпуск 1, 2. – М., 2009.
6. Казакова Р.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста» – М., 2008.
7. Комарова Т.С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М., 2006.
8.Корнилова С., Галанов А. «Уроки изобразительного искусства» – М., 2005.
9.Мосин И.Г. «Рисование» – М., 2004.